Надежда Хоменко
Паспорт группы «Гномики»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт группы «Гномики»
Предметно-пространственная развивающая среда в средней - старшей группе с учетом требований ФГОС
Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
-организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;
Публикация «Паспорт группы „Гномики“» размещена в разделах
-создание комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
-приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.
В группе 21 ребенок, из них 10 девочек и11 мальчиков. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений: фикус, хлорофитум, сингониум, циперус, пилея, «щучий хвост», на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют:
• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
• муляжи овощей и фруктов,
• набор «домашние и дикие животные»,
• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,
• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов.
• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах (водоёма, леса, луга,
• схемы, изображающие цепи питания.
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, схемы по уходу за растениями.
Центр экспериментирования представлен коллекций (почва, песок, камни, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:
• мензурки,
• мерные стаканчики,
• ёмкости для измерения, пересыпания, хранения
• трубочки для продувания
• волшебный мешочек
• подносы
• для экспериментирования с водой ( плавающие и тонущие игрушки и предметы: губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)
• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)
• мыльные пузыри
• леечки, брызгалки
Материал размещён на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми и под руководством воспитателя.
Строительный уголок занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
• конструкторы разного размера, «лего»,
• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.
• макеты домов
• машинки, светофор
«Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения. Так же он содержит:
• макет проезжей части
• макет светофора, дорожных знаков
• иллюстрации и предметы, изображающие опасные ситуации
• наглядно-дидактические пособия
- транспорт
• иллюстрации по ОБЖ
Подобраны игры по правилам дорожного движения и безопасному поведению.
При создании ППРС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок.
Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы. Наборы для сюжетно-ролевых игр: «больница», «парикмахерская», «магазин», «дом».
Уголок ряженья и театрализации стимулирует творческие замыслы и индивидуальные творческие проявления. Здесь находятся народные костюмы (юбки, сарафаны, рубашки) и головные уборы.
Играя в театр, дети объединяются интересной идеей и демонстрируют неожиданные грани своего характера. /Пальчиковый театр, куклы Би – Ба–Бо, бумажные куклы, персонажи. /
Уголок творчества
Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят из природного и бросового материала.
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации
• бумага и картон разной формы и цвета
• трафареты,
• краски, гуашь
• кисти,
• клей,
• цветные и простые карандаши, фломастеры
• пластилин
• цветные и восковые мелки
• дощечки для лепки
• ёмкости для промывания ворса кисти от краски
• заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме
Большинство из перечисленных материалов размещено в специальном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:
• дымковская игрушка
• филимоновская народная игрушка
• хохлома
• городецкая роспись
• гжель.
Книжный уголок.
Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Один раз в 3 месяца проводится тематическая выставка произведений какого либо автора, вывешивается его портрет, детей знакомят с его творчеством.
Одним из любимых элементов группы у детей является мобиль, с помощью которого ребята закрепляют представление о временах года и праздниках.
Спортивный центр обеспечен игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Он содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей).
• мячи
• обручи
• ленточки
• платочки
• кегли
• мешочки для метания
• скакалки
• шарики пластмассовые
• дорожки массажные со следочками
• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)
• «кирпичики» для перешагивания
• косички
• игра «рыбалка»
• иллюстрации с видами спорта
• кольцеброс
Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр патриотического воспитания способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны. Он поможет путешествовать с детьми по родной стране, знакомить с окружающим миром, символикой родного края, узнать, на что дошкольник имеет право.
• государственная символика России, Красноярского края, Ирбейского района,
• фотографии нашего села,
• карта России, края, района,
• военные фуражки,
• иллюстрации «Народы России»
• альбом «Моя маленькая родина».
Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем.
Был создан лэпбук по патриотическому воспитанию.
Уголок уединения и релаксации. Здесь ребёнок может отдохнуть. Пространство уголков уединения также трансформируется детьми в какую- либо сюжетно ролевую игру.
Одним из способов уединения является передвижная ширма.
Центр познания (речевой и математический уголки) периодически пополняется новыми дидактических играми, пособиями, красочным материалом для развития речи, математических способностей, мелкой моторики, тактильных ощущений в соответствии с возрастом и интересами детей.
Дидактические игры: «Азбука – кубики», касса букв на магнитах, касса букв, кубики-цифры, игра «Локико-малыш», шашки, шахматы, математический мини-ленд, «Дружные буквы»,лото «Часть-целое» и другие.
Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:
• музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, бубны, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки)
• иллюстрации музыкальных инструментов
• портреты композиторов
• в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора
• карточки разных эмоций
Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе. Для дежурства в группе есть центр дежурства, где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеются специальные фартуки.
В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки.
И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
При организации предметно - развивающей пространства группы учтены следующие принципы построения развивающей среды:
Содержательность и насыщенность - в группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей. Экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей
Трансформируемость – стараюсь обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость в группе выражается в таких предметах как скакалки, кегли, верёвки, ширма, которые могут быть разделителями пространства. Полифункциональность - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.
Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества
Расположена информация для родителей, чем дети занимались в течение дня, рассмотреть их творческие работы, проследить, как ребенок справился с заданиями в прописи. Стенд обновляется ежедневно.
В коридоре есть уголок творческих работ, где в конце дня дети совместно с родителями могут порадоваться своим достижениям.
Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.