Александра Орлова
Паспорт педагогического проекта «Как встречают новый год в Норвегии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Как встречают новый год в Норвегии»
Участники проекта :
воспитатель Орлова Александра Леонидовна
дети подготовительной группы
родители
Екатеринбург, 2017
Введение
Актуальность
Публикация «Паспорт педагогического проекта „Как встречают новый год в Норвегии“» размещена в разделах
Дошкольный период – это важный этап в развитии детей. В это время у детей формируется сознательное отношение к людям, закладываются основы мировоззрения. Гуманизация образования предполагает изучение культур, воспитание уважительного отношения к другим нациям. Только в результате такого подхода можно привить подрастающему поколению подлинную культуру межнационального общения, являющуюся составной частью общей культуры в цивилизованном обществе.
Новый год международный праздник, и празднуется он в разных странах по- разному. Изучая особенности традиций другого народа мы интересуемся историей народа, способствуем возникновению уважительного отношения к ним и их культуре. Актуальность Дошкольный период – это важный этап в развитии детей. В это время у детей формируется сознательное отношение к людям, закладываются основы мировоззрения. Гуманизация образования предполагает изучение культур, воспитание уважительного отношения к другим нациям. Только в результате такого подхода можно привить подрастающему поколению подлинную культуру межнационального общения, являющуюся составной частью общей культуры в цивилизованном обществе.
Проблема
Обогащение знаний детей о традициях других стран
Цель проекта создание условий для формирования представлений о Новом годе в Норвегии как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи
• Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления «Нового года» в Норвегии;
• формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях норвежцев;
• познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;
• продолжать учить рисовать красками и карандашами;
• научить детей правильно работать с пластилином, развивать аккуратность и собранность, творческие способности;
• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.
Предполагаемый результат
У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления Нового года в Норвегии, о новогодних традициях в Норвегии. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина, воспитано бережное отношение к ели.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап – включает в себя изучение научно – методической литературы по теме
2. Этап практических действий:
- разработка проекта для подготовительной группы,
- создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей возникновения нового года в Норвегии.
- внесение в группу игрушечного Ниссе.
- подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.
- создание коллекции новогодних открыток
- выполнение работ по изо-деятельности
- разработка перспективного плана, занятий, бесед с детьми
-работа с родителями:шитьё норвежского костюма;изготовление Ниссе;помощь в подготовке макета "Норвегия"
3. Заключительный этап:
-новогодний карнавал
- презентация проекта.
Условия реализации проекта :
Мотивационные: отсутствие у детей достаточных знаний о праздновании Нового года в Норвегии.
Кадровые: исполнители проекта (воспитатели) для эффективного решения задач должны обладать знаниями о истории возникновения праздника –в Норвегии.
Материально – технические: имеющиеся в наличии ДОУ.
Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с праздником «Новый год» в Норвегии
Перспективный план
№ п/п Содержание работы Цель
1 Беседа «такие разные Ниссе» Дать понятие, кто такой норвежский Дед Мороз-Ниссе
2 Беседа «Как встречают Новый год в Норвегии» Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в Норвегии
3 Д/И Нахождение отличий Ниссе от Деда Мороза Расширять знания детей о родственниках Ниссе, продолжать учить находить отличия Ниссе и Деда Мороза
4 Беседа «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках» Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года.
5 Беседа «Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении
6 Оформление группы в норвежском стиле. Создание новогодней панорамы на окнах, развешивание гирлянды изготовленую детьми Учить детей создавать растяжку-гирлянду в группе в норвежском стиле изготовленную руками детей
7 П/И «Мороз Красный нос», «Два Мороза» Совершенствовать двигательные умения и навыки,
Развивать ловкость, быстроту реакции
8 «Зимние забавы» : метание снежков в снежную корзину Развивать координацию речи с движением, общие речевые и двигательные навыки
9 Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников Развивать коммуникативные навыки детей
10 Пальчиковые игры «На елке», «Перед нами елочка», «Дед Мороз» Развивать мелкую моторику и речь детей
13 Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года» Развивать новые игровые сюжеты : украшение елочки в группе
14 Совершенствовать двигательные умения и навыки,
Развивать ловкость, быстроту реакции Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию
15 Гимнастика для глаз «Елочка» Профилактика близорукости
16 Экспериментирование. Опыт «Что быстрее растает снег или лед», «Превращение воды в лед» Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи
17 Рисование «Норвежский Ниссе» Учить детей изображать ниссе с использованием холодной гаммы красок, использовать вспомогательный рисунок, выполняя его сначало простым карандашом, затем раскрашивание цветными. Развивать творчество, замысел.
18 Лепка «Ёлочки и снеговики» Учить детей лепить снеговиков, вырезать стекой по контуру шаблона. Учить детей лепить елочку модульным способом, шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.
19 Изготовление Ниссе родителями с детьми, для групповой поделки изготовление деревьев и Пошив норвежского костюма кукле. Укрепление детско-родительских отношений
20 Чтение сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-снегурочка» Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев
21 Чтение стихов о Новом годе, елке : С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г. Х. Андерсен «Ель», С. Маршак «песня о елке», К. Чуковский «Елка», С. Маршак «12 месяцев»,Е. Трутнева «С Новым годом!», Е. Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С. Дрожжин «Дедушка Мороз», З. Александрова «Дед Мороз», р. н. сказка «Дети Деда Мороза».Н. А. Некрасов «Мороз-воевода», И. Черницкая «Кто такой ДедМороз», Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения,
Приложения
Такие разные Ниссе.
В нашей культуре новогодние праздники ассоциируются с Дедом Морозом, Снегурочкой, оленями и гномами-помощниками (хотя последние два пункта скорее имеют отношение к Санта-Клаусу). У норвежцев же есть свои мифические существа, олицетворяющие праздники Рождество и Новый Год — это загадочные ниссе.
В Норвегии очень почитаем этот маленький, невидимый народец, потому для ниссе нашлось немало работы. Разнообразие их обязанностей и легло в основу разделения этих многочисленных существ на разновидности.
Одни заботятся о бескрайних норвежских лесах (лесные ниссе). Их жилища спрятаны от посторонних глаз в ямках под пнями, между корнями вековых деревьев, в не занятых животными дуплах. Прокормиться лесным ниссе помогают беличьи (и собственные) запасы на зиму из орешков, кореньев, ягод. Отдыхать от тяжелой работы эти хранители леса любят, купаясь в ручьях и нежась в креслах-качалках в тени деревьев. И, конечно, они любят ходить друг к другу в гости. Весь быт лесных ниссе (и других) подробно описан в бесчисленных легендах и сказках норвежцев.
Есть ещё домовые ниссе (те же наши домовые). Они очень маленькие, но шустрые и большие проказники. Ниссе, живущие в доме, не только помогают по хозяйству (следят, чтобы продукты не испортились и дети не плакали, но и устраивают всевозможные забавы, шалости и проделки. Эти баловники могут сбить время на часах, переставить вазы, кувшины и кружки, спрятать какую-нибудь вещицу на чердаке или в башмаке. Эти два места: пыльный захламленный чердак и растасканные, видавшие виды башмаки — излюбленные, уютные жилища домовых ниссе. Главная забота этих существ — отводить от дома неприятности и приносить счастье, радость, благополучие.
Как встречают Новый год в Норвегии
Новый год в Норвегии отмечается в ночь на 1 января. Его принято встречать в семейном кругу. Днем семьи с детьми отправляются на городские катки и в парки развлечений. Вечером собираются на ужин за праздничным столом, приглашают близких друзей и родственников. Масштабные гуляния на улицах и площадях городов, вечеринки в клубах и ресторанах среди норвежцев менее популярны.
Сердцем зимних праздников является столица королевства – Осло. Фасады зданий и деревья сверкают иллюминацией. Витрины магазинов и кафе украшаются новогодними композициями. Главная елка Осло находится на площади перед зданием городской мэрии. Перед ратушей в новогоднюю ночь проходят массовые мероприятия. За несколько минут до боя курантов король выступает с торжественным обращением. В полночь горожане и туристы с криками «Godt Nyttr!» («С Новым годом!») откупоривают бутылки с шампанским, небо вспыхивает фейерверками.
В канун праздника норвежцы ходят в церковь к священнослужителям, чтобы получить благословение на вступление в следующий год.
Интересная новогодняя традиция в стране – дарить друг другу спички, которые символизируют уют в доме и благополучие в семье.
Норвежские дети ждут подарки от гнома Юлениссена и козы. Чтобы задобрить сказочных персонажей, они оставляют в башмачках овсяные колосья, за что получают скромные подарки (зачастую сладости).
На праздничном столе норвежцев присутствует запеченный гусь с яблоками, бараньи ребрышки, свинина, морепродукты и национальный деликатес лютефиск (сушеная треска). В качестве десерта хозяйки подают печенье с кремом и сливками, рисовый пудинг. В пудинг они кладут косточку миндаля. Считается, кто найдет в своем кусочке миндаль, тот будет богат и успешен весь год.
ТЕМА: Чем опасен сильный мороз?
Цель: формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Беседа по теме.
- За что вы любите зиму?
- В какие игры можно играть только зимой?
- Что зимой вызывает неприятные ощущения?
В январе мороз силен-
Заморозил реки он,
Окна все разрисовал,
Птичек певчих напугал.
Третий день мороз под тридцать-
Детям дома не сидится.
Вышла Таня на крыльцо,
Заморозила лицо:
Нос у Тани побелел,
Рот как будто онемел
И бежит мороз по коже,
Что с ним Таня сделать может?
- Что случилось с Таней?
- Как выглядит человек на морозе?
- Как надо вести себя на морозе, чтобы не замерзнуть?
Итак, зимой можно обморозиться. Различают общее и местное обморожения.
Признаки обморожения
Общее обморожение: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает. Краснеет, на ней появляются волдыри.
Упражнение дыхательной гимнастики
Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звуки «м-м-м»,
Одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Помоги себе сам
При общем обморожение: примите горячую ванну и после нее разотритесь сухим полотенцем;
завернитесь во что- нибудь теплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью;
выпейте горячего чаю.
При местном обморожении: не допускайте быстрого нагревания переохлаждённых участков тела;
протрите спиртом отмороженные места, затем разотрите их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности;
смажьте отмороженный участок несоленым жиром.
Игра «Полезно - вредно»
Полезно или вредно в сильный мороз
-тепло одеваться;
- обувать недосушенную (влажную) обувь;
- долго находиться на ветру;
- медленно прогуливаться по улице;
- кататься на лыжах;
- играть в снежки
Итог.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
В сильный мороз нежелательно длительное пребывание на воздухе.
Конспект занятия по ОБЖ
«Безопасные зимние забавы»
Цели : Сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр;
Научить детей пользоваться лыжами, коньками, санками;
Воспитывать интерес к спортивным играм и отражать это в рисунке;
Продолжать воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу
Материал к занятию : презентация «Зимние забавы»
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей, за что они любят зиму. Предлагает послушать сказку, про ребят с одного маленького двора
Воспитатель : Выпал снег. Дети вышли гулять во двор, обрадовались снегу и начали с ним играть. Походили по снегу, слепили снежки, побросали их, затем построили замок и разошлись по домам. На следующий день снова пришли во двор, но в снежки уже играть не хотелось, играть хочется, а не с чем.
А вы, ребята, знаете, во что можно играть зимой?
Дети : Да, знаем (лыжи, санки, коньки, хоккей, кататься с горы, кататься на ледянке, строить снеговика)
Воспитатель : Да. правильно, но у ребят не было предметов этих, чтобы можно было играть, а только снег! и решили они написать письмо Деду Морозу, попросить его подарить лыжи, коньки, санки для зимних забав, А письмо может отнести Снеговик Почтовик! Дети начали строить Снеговика! Расскажите, как лепили ребята Снеговика.
Дети рассказывают (скатали большой ком, потом поменьше, потом еще меньше)
Воспитатель читает стихотворение:
Раз- рука, два рука
Лепим мы Снеговика
Три – четыре, три – четыре
Нарисуем рот по – шире!
Пять найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз
Шесть наденем шляпу косо
Пусть смеется он у нас!
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим!
Вдруг произошло чудо – ожил Снеговик! Улыбнулся и спросил у ребят, почему они грустные?
Дети рассказали Снеговику, что горка у них есть, а кататься на ней не на чем и что они написали письмо Деду Морозу с просьбой. И попросили Снеговика это письмо отвести Деду Морозу.
Снеговик отправился к Деду Морозу. Дорогу он знал хорошо, поэтому быстро добрался. Передал ему письмо.
Прочитал Дед Мороз письмо и стал подарки в мешок складывать. Кому лыжи, кому коньки, а кому санки с ледянками, даже сноуборд положил.
Взвалил Снеговик мешок на спину и отправился в обратный путь. А голодные Волк и лиса давно за ним следили. И отняли у Снеговика мешок. Побежали на поляну, по дороге еще Зайца позвали в мешок заглянуть. Открыли, а там не курочка, не кролик и не морковка с конфетами! Что с лыжами делать, лиса не знала. Волк уселся на санки, а Заяц на лыжи встал!Покатились они с горы! Хотели повеселиться, Но веселиться им долго не пришлось, горка закончилась у самой дороги! Волк лапу сломал, заяц лыжами себе шишку набил, а Лиса себе бок ободрала.
И решили звери мешок с вещами Снеговику вернуть. Отправились они в город - нашли Снеговика. И сказали, что эти вещи принесли им только неприятности!
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему так все случилось?
Дети отвечают (потому. что звери не соблюдали правила безопасности и не умеют ими пользоваться)
Воспитатель : Снеговик передал детям мешок. Дети взяли санки, коньки, клюшки, лыжи, а на дне лежало письмо от Деда Мороза.
«Дорогие ребята! Поздравляю вас с зимой! Передаю вам подарки! Напоминаю вам, что нельзя кататься с высокой горы, рядом с проезжей частью. Кататься на лыжах можно только в специальных местах, где есть тропинки. Кататься на коньках можно только на катке, не толкаться - чтобы не было падений. Играть в снежки аккуратно, не бросая их в лицо»
Воспитатель : Ребята, давайте научим зверей правилам пользования коньками, лыжами и санками.
Дети показывают и рассказывают, как правильно пользоваться спортивными снаряжениями.
Беседа о правилах безопасности в Новый год
Задача: познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику.
Оборудование: иллюстрации с изображением новогодней ёлки.
Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой.
– Посмотрите, вот она – красавица – ёлка. Какие на ней украшения? (Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда).
– А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева, пласт-массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар?
- Почему это может произойти? (Предположения детей)
-А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира. Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания.
– Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год? (Дед Мороз)
– Почему? (Потому что он приносит нам подарки). Какие подарки может принести Дед Мороз? (Сладости, игрушки) .
– А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки (Ответы детей)
– Да, ребята, все: и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду.
-Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила осторожности? (Предположения детей)
- Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под присмотром родителей.
– Где надо зажигать бенгальские огни? (На улице).
Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может стать причиной пожара.
– Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм.
- Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать родителей за руку. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
– Ребята, сегодня мы с вами говорили о безопасности во время встречи Нового года. Давайте повторим еще раз все.
- Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года
Подвижная игра «Мороз Красный нос»
Цель: Воспитывать быстроту и ловкость
Ход: На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются
В одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Гимнастика для глаз
«Елока»
Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд?»
Цели:
- знакомить детей с агрегатными состояниями воды;
- закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;
- развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;
- учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
Материал для проведения опыта – эксперимента:
- снег на блюдце;
- кусочки льда на блюдце.
Описание опыта – эксперимента.
Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый).
Перед ребятами ставится проблемная задача: «Что быстрее растает снег или лёд?»
Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.
Рассуждают о том, что же растает быстрее.
Предлагаю ребятам понаблюдать.
Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.
Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.
Вывод.
В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.
Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!
Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.
Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.