Людмила Михайлова
Паспорт проекта по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Народные промыслы»
Тип проекта : познавательно - творческий
Продолжительность проекта : 2 недели
Руководители проекта : Михайлова Л. А. Голубьева Е. В.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группе «Звёздочки», родители, музыкальный руководитель – Будько Е. Л.
Актуальность проекта :
Публикация «Паспорт проекта по декоративно-прикладному искусству „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Известно, что расширение связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше понимает и ценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры.
Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Таким образом, декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети
учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта,
передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Цель:
формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
-развивать навыки художественного творчества детей;
- научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
-развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
-развивать умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
-осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
-содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
-формировать специальные навыки и умения для достижения определенных
результатов;
-развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Ожидаемый результат:
-Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи;
-Умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
-Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей;
-Устойчивый интерес к народному искусств.
Этапы и формы организации проекта :
1 – й этап: Подготовительный (организационный)
1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы,
иллюстративный материал по данной теме;
2. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной
деятельности;
3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
4. Составить перспективный план мероприятий.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область «Речевое развитие»
-Беседа «Чем знаменито Дымково?»
-Лексические игры и упражнения
-Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
- Беседа по теме «Народные промыслы»
-Приобщение к художественной литературе:
«Веселая Дымка» А. Дьяков
«Чем знаменито Дымково»
В. Феофанов
«Игрушкины частушки»
П. Синявский
«Золотая Хохлома» О. Простова
«Хохлома ты моя золотая»
Л. Шерешевский,
«Хохлома» В. Набоков
«Хохломская роспись» Л. Ларкин
«Про роспись Гжель» П. Синявский
«Гжель» С. Ледкова
«Гжель грусти» О. Скворцова
«Русская Гжель» Л. Куликова
Легенда – сказка «Откуда в Гжели синий цвет?»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
-Сюжетно-ролевые игры:
«Лавка ремёсел»
«Мастерская»
«Магазин сувениров»
«Вечерок у самовара»
-Дидактические игры:
«Укрась дымковскую игрушку»
«Подбери краски к дымковской игрушке»
«Разрезные картинки»
«Узнай элементы узора»
«Народные промыслы»
«Исправь ошибки Незнайки»
«Сказочная ветка»
«В Гостях у народных мастеров»
«Найди пару»
«Подбери Узор»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
-Рисование:
-«Хохломские ковши – птицы»
-«Чудо - чудное, диво - дивное – золотая хохлома»
-«Синяя птица»
-«Сказочная Гжель»
-Аппликация:
-«Дымковский Индюк»
-Лепка:
-«Дымковские узоры»
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
- Просмотр презентации «Красной ягодки глазок золотистый завиток»
-Занятие «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель»
-Формирование элементарных математических представлений:
-Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры; совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку; закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.
-Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа; закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей; развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку; упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов.
-Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета; совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
-Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; закреплять умение в последовательном назывании дней недели; развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане; развивать пространственное восприятие формы.
-Ознакомление с миром природы:
-Экскурсия в лес (сезонные изменения в природе)
-Приобщение к социокультурным ценностям:
-Экскурсия в Культурно – музейный центр
-Конструирование:
Ручной труд «Посуда» оригами, папье - маше
Образовательная область «Физическое развитие»
- подвижные игры:
«Жмурки»
«У медведя во бору»
«Бездомный заяц»
«Волк и зайцы»
«Весёлые эстафеты»
-Народные игры :
«Как у наших у ворот»
«Перетяни канат»
«Ловишки с мячом»
«Каравай»
«Заря-заряница»
«Гори, гори ясно»
«Ручеек»
Работа с родителями
-Выставка гжельской посуды «Гжельская керамика»
-Выставка хохломской посуды «Красной ягодки глазок золотистый завиток»
-Папка - передвижка «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста»
-Выставка совместных работ «Народные умельцы»
-Анкетирование родителей «Что вы знаете о декоративно - прикладном искусстве?»
-Консультация «Игрушки, сделанные русским народом»
3 – й этап: Заключительный (обобщающий)
Музыкальное развлечение «Добрым Людям на загляденье»
Литература:
1. «Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр». Н. Вершинина, О. Горбова. Д/в№6-2004
2. «Городецкая роспись душу веселит». Д/в №1-1999
3. «Чуть прикоснуться к подлинно народному искусству». Д/в №4-1993
4. «Знакомство детей 6-7 лет с искусством гжельских мастеров». Д/в №4-1994
5. «От побасёнок и прибауток до Золотой хохломы». Н. Криницина. Д/в №10-1994
6. «Знакомство с чудесной Дымкой». О. Сидоркина. Д/в №4-1995
7. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М., 1975.
8. Основы художественного ремесла. Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
9. Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного возраста по
декоративно-прикладному искусству. Под ред. С. Вохринцевой.
10. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
11. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду»
12. Ю. В. Максимов «У истоков мастерства». М. 1983.
13. Г. Г. Григорьева «игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М. 1995.
14. «Народное искусство и детское творчество» Под. ред. Т. Я Шпикаловой, Г. А. Поровской.
15. Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
16. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва.