Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»

Евгений Щекотихин
Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых народмому промыслу моего родного края «Плешковская игрушка». Провёл много времени в библиотеках, музеях, дабы собрать необходимый теоретический материал. Продумал, разработал ход каждого занятия, подкреплённый такими «избитыми» для педагога фразами, как «цели» и «задачи».

Проиллюстрировал фотографиями последовательность выполнения задания, обубликовав данный материал в предыдущих записях сайта. Однако, как говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, всякая теория должна подкрепляться практикой. Необходимо опробировать программу в условиях реального занятия. И эта возможность мне представилась. В рамках моего социально- волонтёрского служения на базе Орловско- Болховской епархии, я провожу занятия по художественному искусству и трудотерапии в социально- реабилитационном центре для инвалидов детства с ментальными нарушениями «Орловские родники». Решил поведать молодым инвалидам о истории и культуре нашего родного Орловского края на примере Плешковской игрушки, предварительно адаптировав свою программу для обучающихся с ОВЗ.

Цель- Узнать историю возникновения и особенности данного промысла. На примере готовых образцов народной игрушки, почувствовать «дух» народной культуры.

Задачи:

Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки. Помочь обучающимся с ОВЗ освоить базовые навыки лепки и моделирования. Наполнить «мирок» инвалида новыми знаниями и впечатлениями. Обзорно изучить промысел «Плешковская игрушка».

Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.

Програмный материал:

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России.  Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы.

Ход занятия:

Перед началом занятия педагог «оформляет» предметно- пространственную среду. Расставляет в нужной последовательности изделия народных мастеров. Экспонаты должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся могли их свободно обозреть визуально, и педагогу было удобно рассказывать о них. Разрешается брать в руки игрушки, свистеть в них. Данный подход помогает обучающимся с ОВЗ лучше усвоить материал, а занятие сделать наглядным и интересным.

Учащимся предлагается выбрать один из вышеизложенных сюжетов данного народного промысла и изобразить на листе бумаги. Это будет эскиз будущей работы в материале. Для удобства и быстроты выполнения задания возможно нанести рисунок по заранее приготовленным шаблонам. Но несмотря на видимую быстроту, в этом случае у учащегося не будет развиваться чувство рисунка и навык линейного построения. Пользуясь шаблонами, учащийся так же будет путаться в готовых линиях, отвлекаться, обращаться за помощью к соседу по парте. Однако, учитывая подготовленность и возможности обучающихся с ОВЗ, вполне можно дать некоторые послабления. Рисунок необходимо закомпоновать в формате листа, чтобы он был не слишком маленький, и не слишком большой. Чтобы задание не было слишком лёгким, возможно предложить скомпоновать на бумаге изображения двух или трёх игрушек. В этом случае у учащегося развивается чувство композиции. На уроках труда вполне оправдано ипользовать шаблоны для выполнения технической документации в виде чертежа или эскиза изделия. Учащиеся рисуют в альбомах, одновременно педагог выполняет педагогический рисунок на доске, поясняя его. Необходимо помнить навыки академического рисунка- линией и пятном мы так же можем передать объём.

Когда изображение игрушки выполнено, мы приступаем к цветовому решению композиции.

Перед тем, как работать в цвете, учащийся должен проверить, уточнить рисунок. По возможности, при участии педагога. Изобржение должно соответствовать тому или иному сюжету. Если птица- то птица, если олень- значит олень. Смешивать сюжеты не рекомендуется. Проследить, чтобы учащиеся передавали в своих рисунках плешковскую игрушку, а не какую- либо иную, не придумывали из головы, а следовали образцам.

Оборудование и материалы:

Доска;

Плакаты и стенды;

Образцы работ учащихся;

Экспонаты плешковской игрушки (рекомендуется для наглядности разместить их на натюрмортном столике);

Диафильмы и слайды, современные средства обучения;

Для удобства было бы целесообразно вести урок так: помимо педагогического рисунка на доске закрепить планшет с готовым рисунком. Это даёт возможность педагогу вместе с воспитанниками работать в цвете.

При помощи тонкой кисти, чёрной краской даём контур изделия. Прорисовываем глаза, ноздри и прочие элементы у персонажа. Задание выполняется не спеша, с чувством и обстоятельно. Предварительно можно слегка окрасить изображение игрушки акварелью в цвет природного материала, а можно оставить в виде белого листа бумаги.

Далее приступаем к нанесению цветовых пятен. Необходимо приблизить учащихся к цветовосприятию народного мастера, объяснив, как правильно замешивать цвет. Работа ведётся акварельными или гуашевыми красками, что наиболее целесообразно. Но иногда, для придания занятию декоративности, практикуется использование цветной, тонированной бумаги, пастельные и масляные мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Возможно выполнение задания и на компьютере. Это современно, но при этом теряется смысл народной культуры и искусства. Учащийся должен наносить цветовые пятна и окрашивать поверхности аккуратно, не размазывая, не ставя клякс. Данный подход формирует ответственность, усидчивость, аккуратность.

В конце необходимо дать рисунку подсохнуть. По окончании занятия- выставка работ. Каждый должен убрать за собой рабочее место.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»
Публикации по теме:

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Городецкая роспись» (старший дошкольный возраст) Цель: познакомить с городецкой росписью Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых.

Комплексное занятие по музыке и изобразительному искусству «Краски весны» Ход занятия. Дети входят в зал под звучание пьесы «Весна» Моцарта. Воспитатель: Слышите музыку, она приглашает нас, отправиться в страну,.

Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Лесная аптека на службе человека» «Лесная аптека на службе человека»Составила Голикова Е. В. педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир Ставропольского края.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 20:07
+203Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группы
Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами...
Конспект занятия по рисованию «Новогодняя ёлка» в средней группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе по рисованию. Цель: продолжить формирование знаний по теме...
Детский мастер-класс «Спасская башня»
Год прошел, как день вчерашний. Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлевской башни Свой салют - двенадцать раз. ( Самуил Маршак) Предлагаю вашему...
Конспект занятия «Деревья в снегу» по развитию навыков выполнения аппликации во...
Тема занятия: «Деревья в снегу» Цель: знакомство детей с таким видом художественного творчества как аппликация, развивать целенаправленную деятельность по...
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
Без использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании в настоящее время просто не обойтись. Песни, музыка, презентации,...