МААМ-картинки

Паспорт проекта «Русская народная культура»

Светлана Гуськова
Паспорт проекта «Русская народная культура»

ПРОЕКТ

«Русская народная культура»

Информационная карта проекта

Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16)

Вид проекта: групповой, информационно – исследовательский, познавательный, физкультурный, творческий, игровой.

Краткая аннотация проекта: проект направлен на приобщение и погружение детей в русскую культуру. В ходе проекта дети: знакомятся с русскими народными праздниками, обрядами, обычаями, играми. Ребята приобщаются к русскому фольклору: песни, сказки, пословицы, потешки, поговорки. Проект помогает раскрыть творческие способности детей через художественно-прикладную деятельность.

Публикация «Паспорт проекта „Русская народная культура“» размещена в разделах

Все это помогает воспитать у детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа)

Продукт проекта: мини музей «Русские народные традиции» выставка детских поделок из глины «Филимоновская игрушка»

Технологическая карта проекта карта

Актуальность.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и развитие у них интереса к народным традициям является актуальной проблемой в наше время. На сегодняшний день редко встретишь в России человека, который знаком и чтит русские народные ценности. Ведь в них заложена историческая память поколений и неразрывная связь времён, взгляд на мир, место человека в этом мире.

Поэтому очень важно сейчас возродить русскую духовность в детях, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в них любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, нами был разработан проект «Русская народная культура».

Цель: развитие интереса детей к русским народным традициям и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры

2. Создавать условия для ознакомления детей с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси.

3. Создавать условия для ознакомления с русским народным костюмом, некоторыми предметами быта.

4. Создавать условия для ознакомления с народными промыслами. Способствовать расширению знаний детей о дымковской, филимоновской игрушках, матрёшке.

5. Создавать условия для ознакомления детей с устным народным творчеством (русские народные сказки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки) и народными играми.

Развивающие:

1. Создавать условия для тренировки мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; для развития памяти, речи, воображения, творческих способностей; для формирования опыта самоконтроля.

2. Способствовать развитию умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Совершенствовать умение лепить из пластилина и глины.

3. Способствовать развитию крупной и мелкой моторики рук, способствовать развитию физической активности детей.

4. Продолжать знакомить с народными инструментами и способствовать формированию умения проигрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, бубне, трещотках, колотушках и др.

5. Способствовать развитию любознательности детей, закреплению умения наблюдать, делать заключение по результатам наблюдения;

6. Обогащать словарь.

7. Способствовать развитию творческого воображения и фантазии детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Воспитывающие:

1. Способствовать воспитанию уважения и любови к родному краю, к русской народной культуре и традициям.

2. Способствовать воспитанию на народных традициях уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за Россию.

3. Способствовать воспитанию внимания, терпения, трудолюбия.

Ожидаемый результат:

- приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- дети знакомы с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси, с русским народным костюмом, с некоторыми предметами быта, с народными промыслами;

- ребята хорошо ориентируются в устном народном творчестве, знают много русских народных сказок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок и народных игр;

- дети легко умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров, умеют лепить из пластилина и глины.

- мальчикам и девочкам знакомы русские народные музыкальные инструменты, и они умеют подыгрывать на них простейшие мелодии;

- дети узнали много старинных слов, легко ими пользуются в речи;

- ребята с уважением и любовью относятся к родному краю, к русской народной культуре и традициям, уважают труд народных мастеров, у детей развито чувство гордости за Россию.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

1. Определение проблемы, постановка цели и задач.

2. Составление перспективного плана мероприятий, определение методов работы, подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Беседа с детьми «Кто такой русский народ».

4. Анкетирование родителей «Народные праздники в детском саду и дома» (Приложение 1).

Основной этап

1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики с деревянными ложками «Ладушки-оладушки» (Приложение 2).

2. Гимнастика после сна «Колобок» (Приложение 2).

3. Исследовательская деятельность: макеты «Русская изба», «Русская печка», «Русская кукла».

5. НОД (Приложение 5):

- по образовательной области «Познание»: «Как раньше жили на Руси», «Матрешка»

- по образовательной области «Окружающий мир»: «Русский народный костюм», «Путешествие. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек».

- по образовательной области «Развитие речи»: «Русская печка»;

- по образовательной области «Изобразительная деятельность»: рисование «Блины»; аппликация с элементами рисования и моделирования из бумаги «Барыня - Масленица» и «Солнышко»; лепка из глины и последующее раскрашивание изделия «Филимоновская игрушка», аппликация из ватных палочек с элементами рисования «Избушка», аппликация «Русский платочек», рисование «Русская матрешка», «Барыня», плетение из ниток «Половичок», лепка из пластилина «Дымковский барашек», раскрашивание раскрасок по теме «Филимоновские и дымковские игрушки».

6. Беседы на темы:

- «Где мы живем? Какой мы национальности?»;

- «Что такое матрешка?»;

- «Как раньше жили на Руси?»;

- «Что было раньше, а что сейчас?»;

- «Как раньше одевались»;

- «Русские игрушки»;

- «Зачем нужна была печка»;

- «Что такое дымковская игрушка?»;

- «Народные приметы. Как они возникли?»;

- «Русская народная кукла – какая она?»;

- «Как отдыхали раньше на Руси»;

- «Как работали раньше люди на Руси».

7. Подвижные игры (Приложение 4):

- «Пастух и стадо»;

- «Муха»;

- «Ручеек»;

- «Пирог»;

- «Капуста»;

- «Бабка Ёжка»;

- «Гуси-гуси»;

- «У дядюшки Трифона»;

- «Фанты»;

- «Салки»;

- «Жмурки»;

- «Мячик к верху».

8. Дидактические игры:

- «Герои русских сказок»;

- «Собери матрешку»;

- «Что раньше, что потом»;

- «Собери картинку». (пазлы по теме проекта);

- «Одень куклу в народный костюм»;

- Домино «Русский народный костюм»;

- «Что лишнее» (по русским народным промыслам);

- «Кто что делает» (по теме проекта);

- «Настроение русской народной музыки»;

- «Сложи узор»

9. Игры на сенсорное развитие:

- «Золушка»;

- «Собери бусы»;

- «Смотай клубочек».

10. Пальчиковые игры (Приложение 3):

- «Сорока –белобока»;

- «Птички-невелички»;

- «Едут, едут бабка с дедом»;

- «Банька»;

- «Братья-лежебоки»;

- «Замок»;

- «Этот пальчик хочет спать»;

- «Птички-невелички».

11. Сюжетно-ролевые игры:

- «Ярмарка»;

- «Ряжение»;

- «Скоморохи»;

- «Я пеку, пеку, пеку»;

- «Музей народных промыслов»;

- «Гончар».

13. Чтение русских народных сказок:

- «Заюшкина избушка»;

- «Лиса и волк»;

- «Лисичка со скалочкой»;

- «Лиса и волк»;

- «Зимовье зверей»

14. Отгадывание русских народных загадок.

16. Словесная игра

- «Какой? Какое? Какая? Что делает?» (предметы старины)»;

- «Репка»;

- «Назови старинные русские слова».

17. Проговаривание русских народных потешек, чистоговорок, небылиц.

18. Рассматривание альбомов «русские народные промыслы», «Как раньше жили на Руси»;

19. Рассказ по картинкам «В русской избе», «Ремесленники».

20. Активизация детей к конструктивной игре:

- «Избушка»;

- «Русская печка».

22. Театральная деятельность

- «Теремок»;

- «Колобок».

23. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

24. Слушание русских народных песен.

25. Игра на русских народных музыкальных инструментах.

Заключительный этап

1. Презентация продукта детского творчества «Дымковские игрушки».

2. Выставка «Русские народные традиции»

3. Викторина «Мы знатоки русских народных сказок» (Приложение 5).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе. [/b]Подготовила Цыряпкина Наталья Александровна, воспитатель.

Оформление группы «Народная культура и традиции»Оформление группы «Народная культура и традиции» Накануне в детском саду проходила тема"Народная культура и традиции"Эта тема очень близка нам,именно поэтому хотелось дать детям большое.

Проект «Зимующие птицы нашего края». Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта Паспорт проекта Тема: «Зимующие птицы нашего края». Возрастная группа: старшая группа. Срок реализации проекта: 30 ноября-4 декабря Тип.

Русская народная игра «Городки»Русская народная игра «Городки» Краткосрочная образовательная практика Возраст старший дошкольный возораст (5-7 лет). Длительность практики: 4 занятия Цель: познакомить.

Русская народная кукла «Марьюшка»Русская народная кукла «Марьюшка» В нашей группе есть русская народная игровая кукла. Назвали мы её Марьюшкой. Очень хочется поделиться своим опытом, вернее тем, как мы применяем.

Русская народная сказка Русская народная сказка1. Русская народная сказка, ее особенности. Сказка- это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним.

Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.

Сценарий праздника-развлечения «Русская старина» (конечный продукт проекта «Русская старина») Ход мероприятия: Ведущая и дети входят в зал в русских народных костюмах держась за руки под песню "Улетай на крыльях ветра", выполняют.

Тематическая неделя «Народная культура и обычаи» Народная культура и традиции. Образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт проекта «Русская народная культура»
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 08:48
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД