Елена Станчуляк
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «День рождения на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
1. Название: «День рождения на Руси»
2. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.
3. Задачи:
- обучающая: знакомство с рождением ребенка на Руси. Закрепить название предметов обихода в русской избе, праздников, традиций. Обогатить словарный запас детей – оберег, зыбка, чугунок.
- развивающая: развивать память, сообразительность, способность детей действовать самостоятельно, координируя свои движения.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „День рождения на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- воспитательная : воспитывать уважение к истокам русского народа; его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков. Вызвать в душе детей эмоциональный отклик от воспоминаний о прошлом, формирование патриотических чувств, любви к родному дому, привязанности к семье, желание помочь близким людям, окружающим.
4. Методы и приемы:
Наглядный: включает организацию наблюдений, показ предметов; словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий (оберегов, купание «Егорки», пение колыбельной); игровой: загадки, русская народная игра «Златые врата»; проблемно-мотивационный (стимулирование активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (одобрение, похвала).
5. Предварительная работа: цикл занятий в «Русской избе» : беседы с детьми о значении их имен, о старинных русских именах, о традициях при рождении ребенка в старину, разучивание колыбельной песни и русской народной игры «Златые врата».
6. Реквизиты: фрагмент русской избы с соответствующей мебелью, утварью: печь, ухват, чугунок, кочерга, стол, лавки, сундук, черпак, кадка, прялка, зыбка, самотканые коврики; русский народный костюм «Хозяйки избы», русские народные костюмы для детей; кукла-младенец, уголек, зернышки, монетки, полотенце, русская праздничная рубаха, хлеб и соль; поднос, ленты и различные пуговицы, бусинки для изготовления оберега.
7. Музыкальное сопровождение: запись русской народной музыки.
Ход деятельности:
Оргмомент.
В: Дети, сегодня я приглашаю вас в далекую старину, когда жили по закону, детей чадами называли, любили и почитали отца и мать до самой старости.
(Под русскую народную музыку открывается занавес, появляется» Русская изба», «Хозяйка избы» сидит за прялкой увидев гостей подходит к ним)
Х: Здравствуйте, гости дорогие! Добрый день чады милые! Проходите в мою избу да рассаживайтесь на лавках по удобнее.
(Дети проходят и рассаживаются)
Х: Мы находимся в русской избе, а что такое изба?
Дети: Это дом, в котором жили люди в старину на Руси.
Х: Молодцы! Посидим рядком, поговорим ладком. В доме тепло и на сердце легко! О чем это я говорю?
Д. О печи.
Х: Да, о печи – помощнице моей. А чем же она мне помогает?
Д. Дом греет, печет хлеб и пироги.
Х: Верно, а ещё за что ей почёт?
Д. Спят на ней старики и дети.
Х: Молодцы, красавицы и удальцы! Без печи – изба не изба. Здесь возле печи и закуток мой. Я храню здесь всё, что требуется мне по хозяйству. Отгадайте мои загадки:
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено)
Чёрный конь скачет в огонь.
(кочерга)
Ну, смекалка, ну, сноровка, как отгадываете ловко.
Отгадайте последнюю загадку: огня не боится, в нём каша томится. Что это?
Д. Чугунок.
Х:Молодцы. Добрый молодец, мне помоги, да чугунок ухватом в печь поставить помоги. Какой молодец сильный!
(раздается плач ребенка)
Тихо, ребята, это плачет мой малыш
(подходят к зыбке, в которой лежит кукла и беру ее на руки)
Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу обратно, а ты красная девица покачай малыша и он перестанет плакать.
(ребенок качает куклу плач стихает)
Х: С давних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. И я своего ребенка назвала старинным русским именем – Егорушкой. А какие старинные имена знаете вы ребята?
Дети: Агафья, Кирилл, Пароша, Ярослав, Илья, Матрена, Варвара, Фекла, Фома, Ефим и т. д.
А вы знаете, пока ребеночек маленький его будут называть ласково Егорушкой, а когда он вырастет его будут называть Егором. Мы растем и имя наше тоже растет. А как будут называть вас, когда вы вырастите?
Р: Меня будут называть Андреем, Варварой, Надеждой, Кириллом и т. д.
Х:Вот мы познакомились с Егорушкой, назвали свои имена. Имя нам даёт отраду, дарит счастье и удачу. Оттого узнать бы надо, что же имя наше значит?
Дети: Кирилл означает – господин, Варя – иностранка, Надя – надежа, Даша– повелительница, Андрей – мужественный, Алеша – защитник, Рома – римлянин, Сережа – почетный, Алина – благородная и т. д.
Х: Кто мне скажет, что означает имя Егор?
Р: Означает «Хозяин земли?»
Х: А что означает «Хозяин земли?»
Р: Это означает, что родители хотели бы, что бы у Егорушки, когда он вырастит, было много земли и он был бы богатым и счастливым
Х: Правильно. Посмотрите что я приготовила для Егорушки. Что это?
Р: Это уголек, монетки, зернышки.
Х:А кто знает, зачем эти предметы Егорушке?
Р: Их клали, когда купали ребенка в первый раз.
Х: Давайте и мы с вами их тоже положим Егорушке. А что говорили, когда клали уголек?
Р: Говорили «привыкай к домашнему теплу»
Х: Правильно, иди, девица, положи уголек, да приговаривай
(ребенок берет уголек, кладет его в «кадку» и приговаривает слова)
А что говорили когда клали зернышко?
Р: Говорили «будь всегда сыт»
(Второй ребенок кладет зернышки)
Х:А что говорили, когда клали монетки?
Р: Говорили «будь всегда богат»
(третий ребенок кладет монетку)
Х: Вот и приготовили водицу для Егорки, а сейчас мы Его будем купать. Подходите поближе чады милые, да помогите искупать Егорушку. Ты молодец держи полотенце белое, а ты девица черпаком поливай.
физкультминутка (Двое из детей берут в руки черпак и полотенце, остальные дети стоят рядом).
Тили, тили, тили, тили,
Мы по воду все ходили.
Воды для Егорки
Полное ведерко.
Мыли, мыли, мыли, мыли,
Щечки набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все черным - черна!
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистым наш малыш
Вырастит у нас крепыш.
Х:Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же дальше делать с ребеночком?
Дети: его надо одеть.
Х:А во что одевают малыша?
Дети: Малыша одевают в отцову рубашку.
Х: Иди, девица, принеси с сундука отцову рубаху.
(ребенок приносит рубашку)
А почему ребеночка одевают в отцову рубашку?
Дети: Чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.
Х: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?
Дети: Рубашка красная, красивая, праздничная.
Х: А что приговаривают, когда одевают малыша?
1 ребенок: Расти хорошо, малыш!
2 ребенок: Будь похож на отца с матушкой!
3 ребенок: Трудись, как они трудятся!
4 ребенок: Отдыхай, как им отдыхается!
Х: А что дальше делать с ребеночком?
Дети: Его надо уложить спать.
Х: А куда положим спать ребеночка?
Дети: Положим в зыбку.
Х: Правильно, кто мне скажет, что такое зыбка?
Дети: Это кроватка, которую смастерил для своего ребенка отец.
Х: Скажите, какая зыбка у нашего Егорушки?
Дети: Зыбка деревянная, расписная, красивая, удобная.
Молодцы, посмотрите, что я еще приготовила для Егорки
(Хозяйка показывает хлеб и соль)
Дети: Это хлеб и соль.
Х: На Руси хлебом и солью всегда встречают дорогих гостей. А когда рождается ребенок, то хлеб и соль кладут в зыбку, да приговаривают. А какие слова приговаривают?
Р: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Х: А сейчас для Егорки мы будем петь колыбельную песню. Петь мы ее будем тихо, тихо. Кто знает, что такое колыбельная песня?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
(хозяйка и дети поют)
Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»
(Хозяйка с детьми отходят от зыбки)
Х: Уснул Егорушка. Сегодня у Егорки первый день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спит, его родные не отдыхают, а принимаются мастерить ему подарки. Какие же подарки готовят для ребеночка?
Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.
Х: А давайте и мы с вами поздравим Егорку с днем рождения. И подарим ему оберег. А что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищает и охраняет людей от разных бед.
(Дети присаживаются за стол, Хозяйка показывает как изготовить оберег.
Дети под русскую народную музыку изготавливают обереги)
Х: А сейчас, я предлагаю свои обереги подарить Егорушке и что-нибудь ему пожелать.
(Дети желают Егорке)
Дети: Не болей, будь здоров, слушай отца и матушку, расти сильным, расти крепким, расти удалым.
После всех пожеланий Хозяйка избы предлагает детям поиграть в старинную русскую игру «Златые ворота».
Хозяйка избы после игры подводит итог деятельности.
Ребенок: Спасибо тебе, Хозяюшка!
Наделил бы тебя господь
И житьем, и бытьем
И здоровьицем!
Станчуляк Елена Васильевна – воспитатель подготовительной к школе группы.