Любовь Валентиновна Васютина
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к
своей родине. Это гораздо больше. Это семья и
страна…Это — сознание своей неотъемлемости от
родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее
счастливых и ее несчастных дней». Толстой А. Н.
В современном мире очень остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта проблема отображена в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, которая ставит цель перед образовательными учреждениями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через активизацию процесса воспитания, социализацию ребенка, морально- нравственное развитие и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Публикация «Патриотическое воспитание с дошкольного возраста» размещена в разделах
В программе «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014, по которой работает наш детский сад «Родничок», патриотическое воспитание объемно представлено в социально-коммуникативном блоке и во всех образовательных областях, через игры, творческие работы детей и т. д. Потому, что дети в этом возрасте особенно отзывчивы к окружающему их миру, активно проявляют интерес и любознательность, искренне сопереживают и понимают чувства других. Именно в дошкольном возрасте дети наиболее открыты для эмоционально- психологического воздействия на них.
Однако, патриотическое воспитание не может быть полноценным без взаимно выработанных методов, приемов и иных совокупных действий, если не будет единства воспитателя, семьи воспитанника и ближайшего окружения ребенка, то есть детей группы. Так как в общении ребенка со сверстниками воспитываются нормы поведения в обществе, которые переносятся в семью и социум.
Цель патриотического воспитания в ДОУ- воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, а также взаимодействие семьи (родителей с детьми) для воспитания эмоционально- нравственного воспитания. (https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/07/12/ patrioticheskoe_ vospitanie_ a_ sadu)
Исходя из поставленной цели, определили задачами воспитания детей в группе :
-воспитание чувства любви к родным ребенка в семье, к родному дому, к городу, стране;
-формирование интереса к изучению истории нашей Родины;
-способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, к защитникам Отечества;
- воспитывать толерантность по отношению к соотечественникам и представителям других национальностей;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) и символами республики Хакасия.
- изучать традиции и обычаи народов, населяющих нашу республику, с уважением относиться к людям других национальностей.
Изучив ФГОСТ и опыт педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников, первой моей целью стало выяснить определение понятия «патриотическое воспитание».
Вот как представлено это определение в педагогическом словаре: «Патриотизм-
(греч. patris — родина, отечество, социально-полит, и нравств. принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. П. проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к ист. прошлому своего народа, в бережном отношении к нар. памяти, нац. -культурным традициям. Чувство П., выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т. н. малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.» И еще одно определение: «Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.» (Словарь Ефремовой Т. Ф.).
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОСТ состоит из «цепочки» : Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия
Так возникла мысль в течение учебного года организовать и проводить дополнительную к программе работу по патриотическому воспитанию, вовлекая родителей и детей в совместную деятельность.
Итак, 1 - сентябрь.
«Я» - На этом этапе дети вместе с родителями представляли фото-выставку «Каким я был», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи».
2 – октябрь.
«Я и мои друзья» - конкурс рисунков, спортивная олимпиада, «Подарок другу»(творческая работа).
3. – ноябрь.
«Я и моя бабушка (дедушка)» -Творческий конкурс «7 ноября- праздник поколений» (представлены фоторепортаж, эссе и другие формы работы детей и родителей, «Моя бабушка (дедушка)»- выставка рисунков, «Пословица в рисунке» (патриотические пословицы).
4- декабрь
«Я и мой город» - экскурсия с родителями в городской парк, фотовыставка «Мой город», дидактическая игра «Герб города».
«История моей семьи- история моего города» фоторепортаж совместно детей и родителей.
5 – январь.
«Я и моя республика» - символы нашей республики, поездка родителей и детей в театр «Сказка» г. Абакана, досуг «Народные игры».
6 – февраль.
«Я- частичка России» - символика государства, «Заочное путешествие по Золотому кольцу»- просмотр видеофильма, «Путешествие по России семьей» (фото-выставка из семейных архивов, чтение былин, и досуг «Богатырский турнир».
7 –март.
«Я и прошлое моей Родины» -
8 – апрель.
«Я и природа» - конкурс рисунков «Апрельская капель», совместный семейный мини-проект «Посадим дерево» (фотоотчет, досуг с родителями «Игры на поляночке».
9 –май.
«Я помню подвиг народа России» - просмотр видеофильма «Города-герои», фотовыставка из семейных архивов «9 мая в моей семье», конкурс рисунков «Открытка ветерану».
Таким образом, через дополнительную работу прошло сплочение родителей и детей в процессе совместной деятельности, проявились теплые эмоциональные связи между старшим и подрастающим поколением, обогатился багаж знаний детей о прошлом нашей Родины не только из книг, но и из архива семьи. На первый план вышла доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
Источники для статьи
1. «Концепция патриотического воспитания граждан РФ».
2. https://womanadvice.ru/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011–2015 годы».
4. ФГОС ДО; Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru