МААМ-картинки

Педсовет «Управление развитием личности в условиях личностно-ориентированного обучения».

Ольга Термянен
Педсовет «Управление развитием личности в условиях личностно-ориентированного обучения».

Тема «Управление развитием личности в условиях личностно -

ориентированного обучения».

Цель педсовета :

а) осмысление и структурирование понятия управления развитием

личности в условиях личностно ориентированного обучения;

б) определение функций управления развитием личности;

в) определение форм и методов развивающего обучения.

Дата проведения: 24.02.2012г.

Время проведения: 13-00

Публикация «Педсовет „Управление развитием личности в условиях личностно-ориентированного обучения“,» размещена в разделах

Присутствовали: 13чел.

Повестка дня:

1. Доклад «Управление развитием личности в условиях личностно

ориентированного обучения» (методист Термянен О. Н.)

2. Работа в группах. Рефлексия. (педагог-организатор Сабаева А. Г.)

3. Подведение итогов педсовета. (директор Бирюкова С. В.)

Решение

1. При планировании и проведении занятий учитывать рекомендации, соответствующие развивающим методам обучения. Обратить внимание на мотивацию.

Провести с 25 по 30 апреля неделю открытых занятий.

2. Использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом. Отв. методист Термянен О. Н., педагог-организатор Сабаева А. Г.

3. Продолжить цикл занятий методической работы с акцентом на её практическую направленность. (май Отв. Методист Термянен О. Н.)

Вместо эпиграфа

Студентка из Китая после практики в российской школе сказала: «Знаете, в чем разница между нашими и вашими учителями? В том, что наши пытаются научить учащихся использовать полученные знания, а ваши считают своим долгом впихнуть в учащихся знания каждый по своему предмету».

Со дня произнесения этих слов прошло немало лет, но некоторые до сих пор так считают. Китайские учителя, учитывая специфику страны и психологию ее людей, учили детей быть современными членами общества, отвечать его потребностям, посредством тех же знаний, умений, навыков психологической готовности, нравственных идеалов; наши учителя в это время «набивали» наших учеников конкретными знаниями, оторванными от действительности, усердно превознося и внушая значимость своего предмета.

Итог: Китай становится промышленно развитой страной, мы только сейчас начинаем выбираться из экономических руин. Имея прочные частные знания, наши соотечественники не знают, не умеют, не могут применить их на практике. Этому–то, уметь учиться, их никто не научил. Почему? Сами не умеем, но боимся в этом признаться.

Частные знания ложатся на хорошо сформированные логические действия, которые в свою очередь являются всеобщими. Видеть нужно шире, знать, что твой предмет лишь часть человеческого взаимоотношения.

С появлением в методике преподавания новых технологий, в частности, личностно ориентированного обучения, у нас есть возможность говорить уже о новой задаче педагогов – учить учащихся учиться, то есть управлять развитием личности в учебном процессе.

Итак, давайте сначала разберемся, что же означает каждое слово, входящее в формулировку темы нашего педагогического совета.

Задание педагогам (1).

1 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина УПРАВЛЕНИЕ, то есть дайте определение.

2 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина РАЗВИТИЕ, то есть дайте определение.

3 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ЛИЧНОСТЬ, то есть дайте определение.

4 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, то есть дайте определение.

Сначала каждая группа работает в своем рабочем листке, потом следует совещание и представление. После представления сопоставляем с обобщенной формулировкой.

Обобщенные формулировки

Управление – руководство действиями кого–либо, направление хода, движения кого–либо. В учебном процессе - организация деятельности по усвоению понятий. Если процесс усвоения понятий идет не стихийно, а управляется педагогом, то понятия формируются с высокими показателями по всем первичным и вторичным характеристикам.

Развитие – это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе обучения, воспитания и социализации. В учебной деятельности под развитием понимают новообразования в личности, интеллекте как результат перехода из плана социального опыта в опыт индивидуальный.

Личность - это устойчивая система социально значимых черт. В учебном процессе каждый ученик - личность, то есть конкретный человек, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями, своим восприятием, характером, интересами, и обучать учащихся мы должны, ориентируясь на личность (личностно ориентированное обучение).

Учебный процесс – это целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность педагога и обучающихся, их содержательное познавательное общение (процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный).

Таким образом, управление развитием личности в образовательном процессе означает создание условий содержательно-познавательного общения, в результате которого совершенствуется интеллектуальная, познавательная, коммуникативная деятельность.

Дополнительное образование – это средство, это условия для развития личности. Каковы условия, таков и результат. Чтобы получить интеллектуально, эмоционально и направленно развитую личность, нужно создать ей такие условия. Итак, разобравшись в определениях, конкретизируем ф у н к ц и и у п р а в л е н и я.

К функциям управления относятся : мотивация, планирование, организация, контроль.

Разберемся, что же означают эти формулировки.

Задание педагогам (2).

1 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина МОТИВАЦИЯ, то есть дайте определение.

2 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ПЛАНИРОВАНИЕ, то есть дайте определение.

3 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ОРГАНИЗАЦИЯ, то есть дайте определение.

4 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина КОНТРОЛЬ, то есть дайте определение.

Обобщенные формулировки

Мотивация – создание внутреннего побуждения к деятельности. Успешного педагога от неуспешного коллеги отличает способность мотивировать воспитанников и вести их за собой. Педагог должен помнить, что человек не может долго работать на отрицательной мотивации, порождаются отрицательные эмоции.

Планирование – поэтапная организация познавательной деятельности учащихся, включающая в себя подготовительную фазу, фазу взаимодействия и оценки. Планирование – это предвидение. Правильное планирование сохраняет целеполагание, делает его ясным, экономит время, делает эффективной познавательную деятельность

Организация координация или структурирование процесса познавательной деятельности. Организация включает в себя:

1) обучающее поведение;

2) поощрение и обратную связь;

3) уровень квалификации и мотивации;

4) развивающий стиль обучения;

5) конкретность.

Контроль – функция обратной связи. В основе лежит сличение с образцом и определение уровня сформированности той или иной характеристики знаний или умений. Контроль может быть пооперационный, эпизодический, итоговый.

А сейчас попробуем более глубоко раскрыть

с о д е р ж а н и е м о д е л и р а з в и в а ю щ е г о о б у ч е н и я.

Напомню условия эффективного взаимодействия:

1) обучающее поведение;

2) поощрение и обратная связь;

3) уровень квалификации и мотивации;

4) развивающий стиль обучения;

5) конкретная задача.

Рассмотрим характеристики методов обучения.

Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ)

- односторонняя коммуникация (-);

- информация дается только преподавателем (-);

- потребность и желание учиться насаждаются извне (-);

- невысокая активность со стороны обучаемого (-);

- похвала и обратная связь используются для поддержки обучаемого (-).

Таким образом, мы видим очень высокий уровень инструктажа и очень низкий мотивации, учебной деятельности, поощрения и обратной связи.

Коммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)

- двустороннее общение (+);

- включение обучаемого в обучение (+);

- преподаватель показывает, как делать (-);

- обучаемый самостоятельно выполняет работу (+/-);

- поощрение и обратная связь используются для улучшения результатов обучения (+/-).

Таким образом, мы видим средний уровень инструктажа, средний уровень мотивации, учебной деятельности (однообразная/по образцу, поощрения и обратной связи.

Экспериментально - обучающий (частично - поисковый (ЧП)

- открытое общение (+/-);

- широкий обмен информацией (+/-);

- опрос обучаемого (+/-);

- самостоятельная тренировка (+/-);

- контроль со стороны преподавателя (+/-);

- частые поощрения и постоянная обратная связь для поддержки обучаемого (+).

Таким образом, мы видим низкий уровень инструктажа и очень высокий мотивации, учебной деятельности, поощрения и обратной связи.

Конкретная задача – (проблемный (П)

- слабая коммуникация (-);

- отсутствует обмен информацией (-);

- обучаемый показывает, как он это сделал (+/-);

- контроль со стороны преподавателя затруднен (-);

- отсутствуют поощрения, обратная связь для поддержки обучаемого (-).

Таким образом, проблемный метод необходимо применять для решения конкретных задач среди учащихся с высокой мотивацией и высоким уровнем знаний, умений и навыков. Использовать этот метод как всеобщий стиль обучения не надо.

А теперь попробуем описать, в каких действиях будет заключаться тот или иной метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно выбранному методу?

Задание педагогам (3).

1 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться лекционный (ОИ) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.

2 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться коммуникативно – обучающий (Р) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или полностью превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.

3 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться экспериментально – обучающий (ЧП) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу?

4 группа. Поработайте над характеристикой квалифицированного преподавателя, то есть над вычленением тех качеств, которые позволяют быть «хорошим педагогом».

Обобщенные критерии

Лекционный метод (высокий уровень инструктажа).

• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;

• показывайте то, чему вы хотите научить;

• используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;

• привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);

• используйте моменты актуализации знаний учащихся.

Коммуникативно – обучающий метод (средний уровень инструктажа)

• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;

• показывайте то, чему вы хотите научить;

• используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;

• привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);

• используйте моменты актуализации знаний учащихся;

• привлекайте обучаемых к участию в демонстрациях;

• вводите на занятии работу в парах (выполнение задания с помощью инструктора).

Экспериментально – обучающий метод (низкий уровень инструктажа)

• рассказывайте и обменивайтесь информацией, когда это нужно;

• позволяйте обучаемому выполнять задание не прерывая его;

• наблюдайте за работой обучаемого;

• корректируйте ошибки обучающегося;

• повторите, если необходимо инструктаж;

• дайте возможность обучаемому выполнять работу до тех пор, пока он не научится делать это правильно. Будьте терпеливы.

Характеристика хорошего учителя.

• Способность оказывать влияние – умение производить хорошее первое впечатление, привлекать внимание и вызывать уважение.

• Хорошее владение речью – умение эффективно и выразительно излагать материал и ставить задачи перед обучающимися.

• Устойчивость к стрессу – способность нормально - без срывов - выполнять свои обязанности в условиях повышенной нагрузки.

• Способность к соучастию – способность понимать и учитывать чувства других.

• Инициативность – способность активно воздействовать на события для достижения поставленной цели. Проявление инициативы. Умение предпринимать шаги за пределами обязательных действий. Организационная активность.

• Независимость – способность предпринимать действия, в основе которых лежат собственные посылки, а не мнение других.

• Способность планировать и организовывать дело – умение разработать план конкретных действий для достижения поставленной цели.

Приспособляемость – умение эффективно работать в условиях при изменении ситуации и появлении новых задач.

Педагогических технологий сейчас существует очень много Но какую бы вы ни выбирали, вы все равно будете учить посредством либо лекции, либо совместного делания, либо самостоятельного делания. Неважно. Важно, чтобы обучение было развивающим.

То, что касается характеристик хорошего педагога, было сделано для того, чтобы мы вспомнили, как в нас много хорошего. Значит, и учить мы можем хорошо. Особенно если учесть подсказки, «Как стать хорошим педагогом».

Деятельность педагога станет неэффективной, если он будет Деятельность педагога станет эффективной, если он будет

погонять обучаемых; направлять обучаемых

унижать, оскорблять обучаемых; внушать им чувство уверенности в себе

все время говорить «Давай делай!» говорить «Давай сделаем вместе, ты это можешь, у тебя все получится»

давать однообразную работу делать учебу интересной

полагаться на авторитет и свою должность опираться на сотрудничество и уважение

все время говорить «Я» будет предпочитать говорить «Мы»

критиковать работу других начнет относиться требовательнее и критичнее к самому себе

Решение педсовета

1. При планировании и проведении занятий учитывать рекомендации, соответствующие развивающим методам обучения. Обратить внимание на мотивацию. Провести с 25 по 30 апреля неделю открытых занятий.

2. Использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом.

3. Продолжить цикл занятий методической работы с акцентом на её практическую направленность. (май)

Секретарь педсовета : А. Г. Сабаева

Председатель педсовета : С. В. Бирюкова

Задание педагогам (1).

1 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина УПРАВЛЕНИЕ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (1).

2 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина РАЗВИТИЕ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (1).

3 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ЛИЧНОСТЬ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (1).

4 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, то есть дайте определение.

___

___

Задание педагогам (2).

1 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина МОТИВАЦИЯ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (2).

2 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ПЛАНИРОВАНИЕ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (2).

3 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина ОРГАНИЗАЦИЯ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (2).

4 группа. Раскройте в течение 5 минут содержание термина КОНТРОЛЬ, то есть дайте определение.

___

Задание педагогам (3).

1 группа. В каких действиях представления материала учащимся будет заключаться лекционный (ОИ) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.

___Задание педагогам (3).

2 группа. В каких действиях представления материала учащимся будет заключаться коммуникативно – обучающий (Р) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или полностью превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.

___

Задание педагогам (3).

3 группа. В каких действиях представления материала учащимся будет заключаться экспериментально – обучающий (ЧП) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или полностью превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.

___

Задание педагогам (3).

4 группа. Поработайте над характеристикой квалифицированного преподавателя, то есть над вычленением тех качеств, которые позволяют быть «хорошим учителем».

___

Публикации по теме:

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ. 1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Управление развитием личности в условиях личностно-ориентированного обучения».
Опубликовано: 22 марта 2013 в 11:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД