Ирина Владимировна Гарапова
Педагогическая концепция. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста средствами игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В. А. Сухомлинский
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Передо мной встал следующий вопрос, почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо и как организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы помочь им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Свои размышления постараюсь отразить в данной концепции. Поставив перед собой следующие задачи: воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, уважительно относиться к окружающим, спокойно отстаивать свое мнение. Обогатить словарь детей формулами словесной вежливости. Развитие нравственного воспитания в системе образования в России стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ. В настоящее время образование находится на двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем информации и наступившая, в которой педагог развивает способности сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации, происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка. Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность. На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным государственным требованиям. В современных условиях проблема нравственного развития приобретает особое значение. В основополагающем государственном документе Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и образования как единого процесса. К сожалению, по результатам анкетирования и бесед, в воспитании нравственности у детей родители не придают должного значения игре, заменяют ее просмотром мультфильмов, а ведь именно игра является универсальным средством социально–нравственного развития детей дошкольного возраста. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, эмоционального потенциала, как ребенка, так и взрослого. Я считаю, что быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения и в доступной форме раскрывать их в ведущей деятельности детей – игре
Публикация «Педагогическая концепция, Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста средствами игры» размещена в разделах
Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в нравственных поступках. «Доброе дело совершается всегда с усилием, но, когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». В. А. Сухомлинский.
Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» К. Д. Ушинский
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от социальной среды, отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о нравственном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, должны стать для ребенка образцами для подражания.
Я уверенна, что только знаний не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед будут уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма» когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих. Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.
Социально – нравственного развития детей, состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности, а это значит, что тема: «СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ» является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных в жизни общества
1. Социально-нравственное воспитание
Игра ребенка дошкольного возраста относится к образовательной области «Социализация», содержание которой заключается в «приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми». В дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания и развития ребенка. Для выявления уровня по нравственному развитию детей сначала провела диагностику, затем наблюдение игровой деятельности.
Анализируя результаты игровой деятельности, я поняла, что у моих детей еще не сформировалась определенная система ценностей.
Плачевно, но дети не умели сообща играть, договариваться, помогать друг - другу, отстаивать свое мнение. Тогда я поставила перед собой цель планомерно проводить нравственное воспитание через игры, которое позволяет закрепить положительные тенденции в развитии ребенка.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в игровой деятельности. Это создает определенные предпосылки для развития нравственных качеств. На мой взгляд, содержательное общение со сверстниками в игре становится важным фактором полноценного формирования личности. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.
1.1Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.
Запланировала и провела цикл игр, в котором дети накопили первый опыт нравственного поведения, у них развились дружеские взаимоотношения, дети научились играть сообща, спокойно отстаивая своё мнение, используя в речи вежливые слова. Научились строить своё поведение в общении друг с другом. У детей развилось нравственное сознание, чувства и поведение. После проведенных игр пришла к следующим результатам: высокий – 80%; средний – 20%;. В результате специально проведенных игр культура поведения детей заметно повысилась. Дети эмоциональны, поэтому использовала разные приемы воспитания, игры которые были, не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Были созданы специальные игровые ситуации, побуждающие детей поступать правильно.
Для воспитания культурного поведения создала следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего использовала обращение по имена, похвалу и прочие способы, увлекающие детей.
2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели - развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.
3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Воспринимая родительское тепло, нежность, сострадание, доверие, ребенок понесет эти чувства во взрослую жизнь. Общая цель семьи и детского сада – гармонично развитый ребенок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А теперь – самое интересное. Каковы же результаты проведенной работы? Процесс нравственного развития динамичный и творческий, результаты отсрочены, и я вношу свои коррективы, направленные на его совершенствование. Работая по данной теме, я вижу, что у детей сформировалась определенная система ценностей. Также и родители обратили свое внимание на то, что их дети стали чаще говорить вежливые слова, стали эмоционально отзывчивыми, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Стали способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо» - эти качества выработались в игровой деятельности. Игра одно из наиболее эффективных средств социально-нравственного развития детей. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Именно игра – фундаментальный источник нравственного развития в дошкольном возрасте.
Богатство нравственного содержания игровой деятельности, соблюдение психолога - педагогических условий в ДОУ, уклад жизни в семье - важнейшие источники социально- нравственного развития детей дошкольного возраста