Папки-передвижки

Мастер-класс «Работа ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями» (1 фото)

Оксана Лобанова
Мастер-класс «Работа ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Работа ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями»

едагогическая мастерская

«Формирование рефлексивной компетенции родителей по вопросам социального развития детей дошкольного возраста»

- Кто он, современный родитель? Чем он отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог в процессе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка.

Публикация «Мастер-класс „Работа ДОУ с семьей в рамках организации „Педагогических встреч“ с родителями“» размещена в разделах

Роль семьи в воспитании ребенка является общеизвестной. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры, формируются личностные новообразования. Наиболее эффективно это происходит в том случае, если родители готовы к выполнению своей воспитательной функции в семье и владеют достаточным уровнем психолого-педагогической компетентности.

Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входят: знание родителей об основах психического развития ребенка; осознание своих прав и обязанностей по отношению к нему, социально-значимые мотивы взаимодействия; способы поведения и взаимоотношения с детьми, адекватные нормам социальной культуры.

Основу психолого-педагогической компетентности родителей составляют ключевые компетенции. Вы можете увидеть их на экране (демонстрация на экране) : информационная (когнитивная) компетенция; мотивационная компетенция; технологическая (процессуальная) компетенция; коммуникативная компетенция, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение; аналитическая (рефлексивная) компетенция.

Мониторинговое исследование уровня сформированности психолого – педагогической компетентности родителей нашего дошкольного образовательного учреждения на начальном этапе экспериментального исследования показало достаточно низкий уровень сформированности показателей рефлексивной компетенции у родителей (38%). У 52% родителей не сформированы умения анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка (умения анализировать собственную воспитательную деятельность и критически ее оценивать); у 46% родителей – не сформирована способность к гибким и креативным решениям задач воспитания и обучения ребенка; способность и стремление к освоению новых знаний и умений.

Родителям было сложно поставить себя на место другого, регулировать собственное поведение, планировать и прогнозировать возможные последствия своих педагогических действий, анализировать свои собственные поступки.

Преодоление этих негативных тенденций стало возможным в процессе целенаправленной, систематической и содержательно наполненной работы ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями, которые проходили 1 раз в месяц. Основными задачами проведения «Педагогических встреч» стали следующие. Они перед вами на экране:

o формировать у родителей осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания;

o содействовать проявлению у них устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений;

o обогащать опыт рефлексии родительских влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Характеристик «педагогической рефлексии» много. Вы можете увидеть на экране ту, которую мы взяли за основу рабочего определения. («Педагогическая рефлексия» - умение родителей анализировать собственную воспитательскую деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации» О. Л. Зверева).

В структуре рефлексивной компетенции мы выделили следующие компоненты (демонстрация на экране) : мотивационно - целевой компонент, когнитивно – операционный, аффективный, оценочный.

Мотивационно - целевой компонент. Свою работу с родителями в направлении развития педагогической рефлексии мы начали с формирования у родителей умения ставить перед собой конкретные цели и стремиться достичь их.

Каждой семье было предложено вести «Дневники саморазвития». В нем они должны были заложить некую «модель идеального родителя».

Но, прежде чем выстроить свою «модель», мы знакомили родителей с существующими моделями воспитания ребенка, каждый из них анализировал существующие отношения в своей семье между взрослыми и детьми, где активная воспитывающая роль принадлежит взрослым. Существует множество моделей воспитания ребенка. Перед вами примеры некоторых из них (демонстрация на экране) :

«Правила движения»

«Сад – огород»

«Кнут и пряник»

«Светофор»

«Железные рукавицы»

«Поле свободы»

«Просторный дом»

«Просторный дом с линией развития»

Результатом стало осознание родителями того, что модели воспитания иногда осознанны ими, а иногда не вполне. В каких-то случаях бывает, что родители на словах декларируют одну модель воспитания, а на деле реализуют другую. Также достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Анализируя, родители делали вывод о том, что идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому индивидуальном ребенку - нет, но есть модели более проблемные, спорные, а есть достаточно удачные.

Таким образом, каждый родитель мог увидеть, что ему мешает в достижении своей педагогической цели, то есть фиксировал проблемы детско-родительских отношений, затруднения в педагогической практике воспитания ребенка, выстраивал способы и пути их преодоления, а в дальнейшем - свои достижения, фиксируя их в своем «Дневнике саморазвития».

Часто родители испытывают неуверенность, страх в общении с ребенком. Программируя родителей на успех, мотивируя их к осознанному (рефлексивному) родительству, мы использовали в своей работе психотерапевтические методы и приемы. Потому что мы уверены, что чудеса все же встречаются. И нам не нужна волшебная палочка – наше сознание способно на чудеса. Я говорю о силе мыслей, о силе желания. Так, например, родителям было предложено заполнение индивидуальной «Доски визуализации», на которой они могли разместить изображения желаемого, свои цели. Этот прием помог стимулировать родителей к достижению запланированных ими гностических целей.

Всем известно, что часто наши цели так и остаются неосуществимыми, поскольку мы сами не осознаем того, чего хотим. Поэтому, чтобы результат был более действенным, мы просили родителей не только представлять, но и как можно чаще проговаривать то, к чему они стремятся, прописывать. Так на одной из встреч каждый из них составлял самому себе «Письмо из будущего», в котором прописывал свою цель, все то, чего он сможет достичь, что сможет сделать и осуществить. Все письма тщательно запечатывались в изготовленные родителями «Капсулы счастливого родительства», на которых прописывались конкретные адреса и дата получения (через год на итоговой встрече).

Все перечисленные формы работы способствовали формированию мотивационно-целевого компонента в структуре рефлексивной компетенции, то есть формированию потребности в рефлексивной деятельности, положительному отношению и интересу к совершенствованию педагогической рефлексии.

Когнитивно – операционный компонент. Для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра. Чтобы появилась помощь или поддержка, нужно начать делать что-то. Первичным в любой ситуации является собственно действие человека, на которое и отзовется помощь. Эта восточная мудрость достаточно очевидна, однако она редко формулируется самим человеком. Поэтому следующим этапом нашей работы стало формирование когнитивной сферы педагогической рефлексии (собственно педагогических знаний и умений по осуществлению рефлексивной деятельности).

Помощь родителям на этапе формирования когнитивной сферы мы оказываем через проигрывание проблемных ситуаций. А поскольку всем известно, что взрослые люди по-разному воспринимают критику в свой адрес, признают свои ошибки, а тем более, мало кто может критиковать себя, мы используем отвлеченную модель через использование в работе метафор, притч, анекдотов, крылатых фраз, символов и т. д.

Например, родители знакомятся с символическим знаком – монадой, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Янь» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак для формирования толерантного сознания родителей по отношению к своим детям.

Родителям предлагалось продолжить ряд пар антонимов: «В мире нет силы без слабости, (предлагаю продолжить их и вам) юга без севера, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины.»

Так и в ребенке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. (Продолжите гостям).

Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке те качества, которые соответствуют его стереотипам поведения, и которые он перекладывает на него. Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они были умными, добрыми, любознательными, активными, воспитанными, успешными, решительными, с желанием посещали музыкальную школу, школу с углубленным изучением иностранного языка. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален.

Таким образом, родители осознают, что в каждом ребенке есть то, что нравится его родителю, и то, что каждый родитель хотел бы изменить. Для того, чтобы подвести их к рефлексии, в конце встречи родителям дается домашнее задание – перечислить качества своего ребенка в соответствии с древней восточной теории о двух силах: «Инь» и «Янь», и эта ситуация разбирается на следующей встрече еще раз.

Осуществлению рефлексивной деятельности способствует выработка родителями на «Педагогических встречах» собственных «золотых правил», которые они записывают в свои карманные справочники. Вот, например, некоторые правила (зачитываю из карманного справочника) :

- Воспитывают не слова, а поступок. (Из чего следует, например, что, если хочешь, чтобы твой ребенок был внимательным по отношению к своим родителям, нужно стать внимательным к нему самому. Также ребенку нужно показывать пример внимательного, толерантного отношения к старшему поколению, а не рассказывать об этом. Ведь, например, ребенок не будет уступать место в автобусе старшему, если родители не делают этого сами. (Остальные правила вы можете увидеть на экране).

Таким образом, листая компактный удобный маленький справочник в свободную минутку, родитель еще раз проговаривает выведенные нами совместно правила воспитания, корректирует их, уточняет, видоизменяет, сравнивает со своими реальными жизненными поступками, то есть еще раз их переосмысливает.

Уровень развития педагогической рефлексии существенно повышается благодаря включению родителей в образовательный процесс, поэтому мы организуем для родителей «Дни совместных открытий», где они получают возможность не только наблюдать за играми и образовательной деятельностью детей, но и стать их полноправными партнерами.

Все перечисленные формы и методы способствуют формированию у родителей когнитивно – операционного компонента в структуре рефлексивной компетенции, однако не менее важным и продуктивным на данном этапе является использование новых информационных технологий, ведь у современных родителей зачастую не хватает времени на посещение организованных для них в ДОУ различных мероприятий. Поэтому коллектив нашего образовательного учреждения вышел на новый уровень общения с этим контингентом родителей с помощью внедрения новых информационных технологий.

Нами введены сетевые мультимедийные вещания в форме презентаций с дополнительным озвучиванием автора, на которых родители могут познакомиться с интересующей их педагогической темой совместно с детьми. Электронные лекции, которые готовят воспитатели, педагог - психолог, медицинский работник по запросу родителей.

Для заинтересованных родителей (хотя возможности для живого диалога сохраняются через опросы, форум, персональный чат и электронную почту, нами создана электронная страничка «академии для родителей» на сайте дошкольного учреждения (раздел консультативно-методической помощи, включающий цикл обучающих тренингов для детей и родителей). Этот вариант работы направлен на активизацию интерактивного общения родителей и педагогов. Здесь же можно получить консультации педагогов и специалистов детского сада, приводятся примеры развивающих игр, приемов воспитания и обучения дошкольников. Его целью является предоставление родителям и педагогам возможности открытого диалога в условиях совместного анализа и решения стандартных и нестандартных педагогических ситуаций и, как результат, формирование установки на конструктивное сотрудничество.

Используем консультирование в режиме Он - лайн, основанное на сетевых Интернет – технологиях, где родители могут получить интересующую их информацию в режиме Он-лайн с помощью «Скайпа», обменяться мнениями. Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент одной из встреч с родителем (демонстрация на экране).

Данная форма работы позволяет оказывать родителям консультативную помощь в удобное для них время,

Нами разрабатываются «Педагогические рюкзачки» (Демонстрация на экране). Это комплекты интерактивных методических пособий по темам, касающимся самых разных направлений воспитания и обучения детей с включением педагогических задач, психологических игр (например, у детей с нарушение речи пособия и игры в помощь родителям, чтобы научить их выполнять упражнения способствующие правильному произношению звуков, пальчиковые гимнастики, подбор методической литературы и т. д.)

Большой популярностью у родителей пользуется «Видеотека на прокат», благодаря которой, заинтересовавшись той или иной информацией в каталоге видеотеки, у них появилась возможность взять выбранный диск домой, организовать совместную деятельность с ребенком.

После изучения, практического использования данных материалов, на «Педагогических встречах» обсуждаются возникшие у родителей вопросы, анализируются результаты детско-родительского взаимодействия.

Порой различие в восприятии окружающего мира, незнание родителями особенностей воспитания детей способствует тому, что зачастую возникает недопонимание их со стороны взрослых. А непонимание – источник конфликта.

Поэтому в своей работе мы использовали фрагменты детской деятельности, создавая фото и видео журналы для родителей «Мой день в детском саду», что дает им возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Например, фото и видео информация для родителей о том, как выстраивают свои игры мальчики и девочки. (Демонстрация видеоролика).

Даосская философия утверждает, что свои движения девочка (женщина) совершает по кругу или кольцу, а мальчик (мужчина) по прямой или вектору. Как мы видим, игры мальчиков проходят по горизонтали или вертикали, если их игровое пространство ограничено. Девочки свои игрушки раскладывают по кольцу, рядом с собой, чтобы все было под рукой. Исходя из типологии мужской силы, мальчики любят играть в путешествия, водителей – действия по горизонтали, или в летчиков, космонавтов – действия по вертикали.

После такой информации родители приходят к выводу, что не стоит ругать мальчиков за разбросанные по всей квартире игрушки – это просто необходимо им для организации игр.

Таким образом, все перечисленные формы работы на когнитивно – операционном этапе дают возможность родителям осознать, переосмыслить, оценить смыслы ценностей и методов взаимодействия со своими детьми.

Однако, на этапе формирования аффективного (эмоционального) компонента в структуре рефлексивной компетенции, необходимо живое общение. Ведь на данном этапе мы формируем у родителей диалогичность общения, открытость, раскрепощенност чувств, искренность, стремление к созданию условий для самовыражения личности каждого.

На наших встречах мы развиваем у родителей умение выражать свои эмоции и чувства. Выявить степень эмоциональности каждого из них стало возможным через разнообразные психогимнастические игры и упражнения.

Например, упражнение «Глаза в глаза», целью которого является развитие у родителей способности видеть разные эмоции ребенка, сочувствовать, сопереживать.

- Для игры разбейтесь на пары и возьмитесь за руки. Глядя только в глаза и чувствуя только руки друг друга попробуйте молча, без слов передать разные эмоции. («Мне грустно, помоги мне!», «Мне весело, давай поговорим!», «Ты мне надоела!»)

Обсуждение впечатлений. Что было для вас легче всего - передавать эмоции или принимать? Почему? Да, иногда нам трудно увидеть, что чувствует человек, находящийся с нами рядом. Нам самим зачастую трудно выразить свои эмоции, мы не можем раскрепоститься. Нам легче наблюдать со стороны, не анализируя, чем стараться понять другого. Но каждый родитель должен чувствовать настроение и состояние своего ребенка.

В таких играх родители учатся рефлексировать, слышать то, что и как они говорят своим детям, вкладывать правильный смысл в свои слова, внимательно, активно слушать своего ребенка, реализовывая перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны общения с ребенком дошкольного возраста.

Весьма эффективным является использование нами на «Педагогических встречах» упражнений в технике визуализации. Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит.

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и в других.

- В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность посмотреть на себя со стороны. Приглашаю одного из гостей.

Для рефлексии своей родительской роли, предлагаю вам попробовать поработать с цветом (достаю из сосуда лоскутки ткани различного цвета).

Из этих лоскутков ткани выберите и составьте свой многоцветный букет вашего сегодняшнего родительства, состоящий из тех качеств, которые вы приемлете в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие. Попробуйте включить осознанность по отношению к тому или иному цвету, и, выбирая цвет, назовите те ваши качества родителя, с которыми он у вас ассоциируется.

Это упражнение дает возможность выявить глубину восприятия человеком своей роли «родителя», эмоциональное отношение к себе в этой роли, насколько ему комфортно в ней, есть ли какие-то проблемы.

Для развития критичности рефлексивного мышления и социального прогнозирования нами использовалась разнообразные рефлексивные психологические игры. Например, игра «Камушек в ботинке».

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу.

Передаю камни. Попробуйте и вы найти в себе то, что мешает, по вашему мнению, быть вам «идеальным родителем», жить в мире с собой и вашими детьми, окружающими вас близкими (поиск темного пятна). (Демонстрация на экране). (Высказывания участников игры). Обсуждение.

Не смотря на присутствие в каждом из нас «темного пятна», человек также является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Родителям предлагается отыскать в себе то, что является их наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Таким образом, анализируя и сравнивая свои положительные и отрицательные качества, родители делают вывод, что главным является не осознание своего темного пятна, а стремление в себе что-то изменить, осознавая свои возможности в этом.

Терапия искусством дает возможность решения и выражения внутреннего напряжения, агрессивных чувств в социально - приемлемой форме. Поэтому в завершающей части наших встреч родителям предлагалась рефлексия в форме написания эссе или мини-сочинений, проектирования, а чаще всего - составление синквейнов и др.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка (демонстрация на экране). Определение, что такое синквейн, перед вами на экране. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем эта форма стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических и педагогических целях.

Мы используем синквейны для подведения итогов встреч, как заключительное задание в качестве инструмента для синтезирования информации, среза оценки понятийного педагогического багажа, полученных родителями на встрече и рефлексии их деятельности. Так, например, результатом «Педагогической встречи» с родителями, темой которой стало «Семья – учимся понимать друг друга», стало создание ими следующих синквейнов.

На заключительном этапе (этапе «оценки и контроля рефлексивной деятельности») нашей работы мы старались подвести родителей к обмену мнениями с помощью заданного им алгоритма оценки, который был направлен на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта (ретроспективная рефлексия, приобретаемого опыта «здесь и теперь» (рефлексия «здесь и теперь», а также опыта, конструируемого на будущее (перспективная рефлексия).

С помощью подобранных нами рефлексивных технологий родителям было легче провести анализ, самоанализ произошедших с ними изменений (некоторые из них перед вами на экране).

В конце года мы вскрывали «Капсулы счастья» с «письмами будущего». Смотрели, что из написанного удалось реализовать, а что нет, анализировали причины достижений или неудач, прогнозировали дальнейшие пути саморазвития.

(Демонстрация на экране мониторинговых карт диагностического обследования детей).

Впервые родителям в начале, в середине и в конце года (параллельно с педагогами) была предоставлена возможность принять участие в мониторинговом обследовании уровня развития интегративных качеств у детей, сформированных в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. Проведенный анализ мониторингового исследования показал, что 62% родителей, являющихся участниками «Педагогических встреч», адекватно оценивают возможности и уровень развития своего ребенка, 26% - оценили их выше, и только 12% родителей оценили уровень развития интегративных качеств своих детей ниже, чем педагоги группы. То есть участие родителей в проведенном мониторинговом обследовании позволило нам сделать вывод, что большинство родительских притязаний основано уже на признании реальных возможностей сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке, поскольку родители стали активными участниками развития своих детей.

Таким образом, организованные нами «Педагогические встречи» позволили повысить уровень рефлексивной компетенции у родителей.

Мониторинговое исследование уровня сформированности показателей рефлексивной компетенции у родителей показал достаточно высокие результаты. 86% родителей осознают необходимость анализа условий и методов семейного воспитания; 62% из них уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы и способности своего ребенка, хорошо прогнозируют возможные последствия своих педагогических воздействий (способны анализировать собственную воспитательную деятельность и критически ее оценивать); у 54% родителей сформирован устойчивый интерес к оценке собственных воспитательных достижений, они способны к гибким и креативным решениям задач воспитания и обучения ребенка; стремление к освоению новых знаний и умений.

Результативность работы по становлению родительской компетенции отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач детей дошкольного возраста в нашем ДОУ.

В конце наших встреч мы дарим родителям «мудрые» стихи или фразы. И сегодня в заключение мне также хотелось бы подарить вам стихи Юрия Мерзлякова:

Учитесь управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженьи в гору

Друзей в пути не растерять.

Не злобствуйте, не исходите ядом.

Не радуйтесь чужой беде.

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом…

Публикации по теме:

План работы с родителями на учебный год План работы с родителями детского корпуса № 4 ГДОУ ДС  «ДОГ «Малыш»    на 2011-2012 уч. год. Оформление.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Работа ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями»
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 20:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Работа ДОУ с семьей в рамках организации «Педагогических встреч» с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лобанова (УИ 18847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД