Папки-передвижки

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ

Марина
Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе".

И. Г. Песталоцци

Одарённые дети главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

В настоящее время внимание к проблеме одарённых детей и их образования усиливается не только за рубежом, но и в нашей стране.

Публикация «Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ» размещена в разделах

Особый интерес для исследователей представляют вопросы детской одарённости и развитие талантов на ранних стадиях его проявлений.

Профессор Х. Ю. Айзенк определял умных детей как золотой фонд общества, особо акцентируя внимание на необходимости внимательного отношения к поддержке и продвижению детского таланта со стороны общества и государства, иначе само общество может оказаться недееспособным.

Н. С. Лейтес подчёркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию».

Что мы, взрослые, работающие в дошкольном учреждении, можем сделать для детей с признаками одарённости? Как их обучать, воспитывать, как развивать их дарование? На какие принципы следует опираться в образовательной работе с такими воспитанниками.

А. В. Запорожец в своих работах отмечал, что роль педагога трудно переоценить. Ведь это он, воспитатель, осуществляет руководство разных видов деятельности дошкольников. У него, как ни у кого из взрослых, причастных к воспитанию детей в дошкольном учреждении, есть все возможности, благоприятные условия помочь таланту раскрыться не только в сфере его основных увлечений, но и других видах деятельности.

За последние десятилетия появилось много исследований, изучающих влияние условий обучения на успешность развития одарённых детей. Эти исследования позволяют значительно расширить категорию одарённых детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.

В рамках реализации программы «Одарённый ребёнок» в нашей стране была разработана «Рабочая концепция одарённости», целью которой было вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена большая группа авторитетных учёных Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков и многие другие, работу которых следует рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке.

Образовательная инициатива президента «Наша новая школа» содержит специальный раздел «Система поддержки талантливых детей», где акцентируется внимание на актуальности данной проблемы, необходимости поиска талантов и определяются основные направления работы с одарёнными детьми.

Федеральный государственный стандарт начального образования второго поколения предусматривает создание педагогических условий, которые обеспечивают одарённому ребёнку возможность раскрытия способностей, личностного и образовательного потенциала.

Детский сад – первая ступень образовательной системы. В дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать благоприятные условия для проявления природных задатков детей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.

Образование одарённых детей - это творческое взаимодействие всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, нацеленное на стимулирование собственной личности ребёнка. Возникновение у ребёнка стремления к творческой самореализации преимущественно в «специфически детских» видах деятельности и приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, в результате которого формируются творческая личность, знания, умения, обеспечивающие возможность творческого самовыражения, реализацию природного потенциала (дарований, задатков) дошкольника.

Принципы по развитию способностей и одарённости дошкольников :

1. Принцип системности и целостности.

2. Принцип природосообразности и амплификации развития.

3. Принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников.

4. Принцип субъективности.

5. Принцип гармонического сочетания развития ребёнка (под влиянием целенаправленных воздействий взрослых) и саморазвития с созданием соответствующих психолого - педагогических и организационных условий для них.

6. Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку с целью выявления его особенностей.

7. Принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с родителями воспитанников.

Проблема детской одарённости в целом и проблема детской одарённости в частности носит политический, культурологический, социально - экономический характер, а её решение во многом определяет перспективы развития страны.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.)

2. Приоритетный образовательный проект «Образование»

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Российская газета. - 2010. - Федеральный выпуск №5125 (5 марта).

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (проект)

Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект)

6. Коломинский Я. Л. Психология социальной одарённости. Москва 2009.

7. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

8. Токарь И. Е. Одаренные дети : на грани риска / И. Е. Токарь, Н. Е. Зарубина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 14.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Оформление группы и газеты для родителей к Дню семьиОформление группы и газеты для родителей к Дню семьи 15 мая Международный день семьи. Счастливая, здоровая семья-это основа современного общества опора и защита для каждого человека и целого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ
Опубликовано: 16 января 2015 в 18:55
+88Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 234516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД