МААМ-картинки

Педагогический КВН на тему «Прабабушкина школа»

наталия дудкина
Педагогический КВН на тему «Прабабушкина школа»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН НА ТЕМУ «ПРАБАБУШКИНА ШКОЛА»

Цели:

— уточнять и систематизировать знания педагогов о русском фольклоре;

—познакомиться с различными жанрами русского фольклора, его классификацией, спецификой применения в детском саду;

— выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Повестка

1. Вступительная часть «Народная педагогика и слово».

Публикация «Педагогический КВН на тему „Прабабушкина школа“» размещена в разделах

2. Игра «Прабабушкина школа».

Бьет из земли родник, течет на свет вода чистая и светлая. Но вот бросил кто-то в родник ком грязи: не замутилась вода, грязь осела на дно и исчезла. Родник вновь пробивает себе дорогу, неуверенно выбираясь из-под земли.

Он не иссякает — живой источник земли русской. Так и народное творчество живо вопреки всему. С большими трудностями продолжает нести свою высокую миссию. На сегодняшний день это единственная незыблемая духовно-нравственная ценность. В русском народе велико желание сохранить свои корни, традиции, опереться на них.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто как не мы, взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете, обращаясь к великому педагогу — русскому народному творчеству.

Мы начнем наш педагогический час с присказки, которая означает: приготовься ко всему и не перебивай, тогда сам все увидишь.

Сегодняшний педчас посвящен русскому фольклору. День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого животворного источника — слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин.

Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила.». И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак — атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить — себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережет»; примиряют: «Стерпится — слюбится». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.

Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл, лишь когда взрослые сами бережно, вдумчиво и ответственно относятся к родному языку.

Конец XX — начало XXI вв. оказались для России трудными, тревожными. И тут вспоминаются слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Сохранить бы, сберечь этот древний, надежный волшебный посох, опереться на него — но нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша — язык! Все заменяющее американское «о' кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола русское «как бы». Лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодежный жаргон — все это угрожает языку, а значит, и нашей культуре.

В чем спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно: фольклор — как святая вода, омывающая и очищающая от скверны все, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского языка.

Ход КВН «Прабабушкина школа»

Педагоги делятся на 2 команды. Оценивает экспертная группа.

1 задание. Напишите фамилии русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям.

Ответ: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль, М. А. Булатов, И. В. Карнаухова, О. И. Капица, JI.H. Толстой, А. Н. Толстой, Е. И. Чарушин и др.

2 задание. Напишите типы русских сказок.

Ответ: сказки о животных, бытовые, волшебные.

3 задание. Напишите имена и прозвища наиболее часто встречаемых персонажей русских народных сказок.

Ответ: Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыньш, Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.

4 задание. Назовите волшебные предметы, которыми пользуются персонажи русских народных сказок.

Ответ: ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильные яблоки, скатерть-самобранка, меч- кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.

5-е задание. Напишите, как обычно начинается русская сказка.

Ответ: «Жили-были.», «В некотором царстве.», «На море-океане.», «Было у старика.», «У одного (одной).», «Жил-поживал.».

6-е задание. Напишите, как обычно заканчивается русская сказка.

Ответ: «Вот и сказке конец.», «И теперь живут, хлеб жуют», «Стали жить-поживать да добра наживать», «Я там был, мед-пиво пил.».

7-е задание. В русском фольклоре часто встречаются старинные слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

Ответ:

Баской — нарядный, красивый.

Браный — узорчатый (о ткани)

Гай — дубрава, роща, небольшой лес.

Година — хорошая погода.

Дроля — милый, дорогой, любимый.

Живот — жизнь.

Жито — всякий хлеб в зерне или на корню.

Киса — мешок.

Ладом — хорошо.

Орать — пахать.

Полдень — юг.

Козырь — высокий стоячий вышитый воротник.

Пролеть — начало лета.

Радеть — стараться, заботиться.

Седьмица — неделя.

Имение — добыча, имущество.

Супостатка — соперница.

Маклак — посредник, плут.

8 задание. Доскажи пословицу.

Ответ: «Осла узнаешь по ушам, а дурака по. (словам)»,

«Молодость без любви, как утро без. (солнца)»,

«Не любить — горе, а влюбиться. (вдвое)»,

«На родной сторонке, что на мягкой. (соломке)».

9 задание. Переведи пословицу (поговорку) на русский язык.

Ответ: «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.)«Баба с возу — кобыле легче».

«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.)«Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».

«Голова — венец тела, а глаза — лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза — зеркало души».

«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.)«Из огня да в полымя».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.)«Язык до Киева доведет».

«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.)«На безрыбье и рак рыба».

«Молчаливый рот — золотой рот» (нем.)«Сло- во _ серебро, молчание — золото».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

10 задание. Мы знаем много поговорок, но они стали поговорками в наше время, так как вторая часть забыта. Сейчас нужно вспомнить их вторую часть. Ответ:

«Молодо-зелено… погулять велено».

«Вольному — воля…. спасенному— рай».

«Голод — не тетка…. пирожка не подсунет».

«Знай наших…последняя копейка ребром».

«На чужой каравай рот не разевай…. а пораньше вставай и свой затевай».

«По Сеньке шапка…. по Ереме колпак».

«Попытка не пытка….спрос не беда».

«Рука руку моет… обе белы бывают».

«Язык мой — враг мой…. прежде ума глаголет».

«Деньги счет любят…. а хлеб — меру».

11 задание. Изобразите пантомимой пословицы:

«Дареному коню в зубы насмотрят»,

«Одна голова хорошо, а две лучше».

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

12 задание. Отгадайте русские загадки:

Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь.)

Чувство, которое любого красит.

Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник.)

Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта.)

Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка.)

Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото.)

Что не сеяно родится. (Трава.)

Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)

13-е задание.

Из представленных названий танцев уберите не русский танец: Барыня, трепак, мазурка

Определите русский танец: Мазурка (польск., юрочка (бел., полька (чешек., хоровод (рус.).

14-е задание.

Что это: «посигутки», «ляпка», «шлепанки», «кулючки»?

Ответ: русские народные игры.

В народном календаре мы читаем: «В этот день молодежь водила хороводы, пели песни, частушки играли». А в какие игры и в какие дни играли?

«Змейка» — на Троицу (хороводная игра вокруг деревьев)

«Вьюнец» — в субботу пасхальной недели (искали дом по описанию, шли в него просить крашеные яйца).

«Облупа» — в Петров день 12 июля (неженатые парни уходили в кусты, покрывали лицо платком, а девушки должны были угадать парней — парни выходили на «облупу» (опознание).

«Сковорода» — на Масленицу (тянули канат в круг, где нарисованы блины, оладьи).

«Стожок» — на Ивана Купала (прыгали через стожок, кто не перепрыгивал, того усаживали в стог).

ИТОГИ

Сегодня мы охватили лишь некоторые жанры русского фольклора, на самом деле их очень много. К некоторым мы уже обращались и использовали их в своей работе, о некоторых лишь слышали. Чтобы ваше представление было полным, я предлагаю вам модель «Жанры русского фольклора», составленную Н. Кравцовым и С. Лазуткиным.

Жанры русского фольклора

Обрядовая поэзия

1 Календарная:

зимняя; —весенняя;

летняя;

осенняя.

2 Семейно-бытовая:

свадебная;

похоронная.

родильная;

3 Заговоры.

Необрядовая поэзия

1. Эпические прозаические жанры:

— сказки;

— предания;

— легенды.

2. Эпические стихотворные жанры:

— былины;

— исторические песни;

— балладные песни.

3. Лирические стихотворные жанры:

— песни социального содержания;

— любовные песни;

— семейные песни;

— малые лирические жанры (частушки, припевки)

нелирические

4 Малые жанры:

— пословицы, поговорки, скороговорки;

— загадки, потешки, считалки;

— пестушки, молчанки, прибаутки.

5. Драматические действа, тексты:

— ряженья, игры, хороводы; —сценки, пьесы.

Русское народное творчество существует в наших сердцах. И всем нам надо помнить, что Россия — это мы, а каковы мы такова и Россия!

Еще помните, какие мы, такие и наши дети.

«Каковы дядьки, таковы и дитятьки».

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Педсовет «Прабабушкина школа» АнонсДетская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический КВН на тему «Прабабушкина школа»
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 17:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический КВН на тему «Прабабушкина школа»» (включая файлы) размещена пользователем наталия дудкина (УИ 204070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД