Папки-передвижки

Педагогический оздоровительный краткосрочный проект «Музыкотерапия»

Марина Черемхина
Педагогический оздоровительный краткосрочный проект «Музыкотерапия»

Пояснительная записка

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпаемый источник вдохновения. Музыка может доставить удовольствие, побудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий. Неисчерпаемые возможности музыки влияют на внутренний мир ребенка, особо выделяют методику музыкотерапии по ряду других терапевтических методик.

Публикация «Педагогический оздоровительный краткосрочный проект „Музыкотерапия“» размещена в разделах

Так С. В. Шушарджан в своей книге «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» отмечает, что корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

Л. С. Брусиловский отмечает, что первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен.

НН. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.

Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии :

1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2) развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;

3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) музыкальное воздействие достаточно широко повышение эстетических потребностей.

Таким образом, распространено в современной терапевтической практике: при лечении многих соматических и психоневрологических заболеваний.

Проблема: Не стабильное эмоциональное состояние детей. Не заинтересованность родителей в эмоциональном благополучии ребенка.

Цель проекта : Использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья ребенка, формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Задачи:

1. Формировать у детей различные психические функции (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика);

2. Развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам само расслабления.

3. Учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.

4. Развивать коммуникативное благополучие ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости.

5. Учить доверять себе и другим людям.

6. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, умение действовать в коллективе сверстников.

7. Воспитать волю, трудолюбие, доброжелательность, интерес к систематическим занятиям с привлечением музыкотерапии. ТИ

Тип проекта : практико - ориентированный, краткосрочный.

Длительность проекта : с 15.01.2014 по 07.02.2014

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Основные формы реализации проекта : музыкальная НОД, самостоятельная деятельность детей, режимные моменты, работа с родителями (консультации)

Проект включал 3 этапа :

1 этап Подготовительный с 15.01 по 19.01

2 этап Основной с 20.01 по 04.02

3 этап Заключительный с 05.02 по 07.02

Выполнение проекта :

1 этап, подготовительный:

1. Работа с методической литературой по теме "Музыкотерапия"

2. Изучение музыкально-педагогического опыта педагогов, работающих по теме "Музыкотерапия"

3. Создать благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

4. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

5. Подобрать специальные музыкальные произведения;

2этап основной:

Использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья, совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных ребёнку переживаний, формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Дата 20.01

Утро. Встреча детей. П. И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Перед сном. «Сколько звездочек на небе»

Пробуждение. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

21.01

Утро. Встреча детей. П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Перед сном. П. И. Чайковский «Октябрь»

Пробуждение. Дж. Россини «Кошачий дуэт»

22.01.

Утро. Встреча детей. И. Штраус. Полька «Трик - трак»

Перед сном. Ц. А. Кюи Колыбельная

Пробуждение К. Сен - Сане «Куры и петухи»

23.01.

Утро. Встреча детей. М. И. Глинка «Детская полька»

Перед сном. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»

Пробуждение. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»

24.01.

Утро. Прием детей. А. Вивальди «Зима»

Перед сном Римский - Корсаков «Море», из оперы «Сказка о царе Салтане»

Пробуждение. А. Т. Гречанинов «Бабушкин вальс»

27.01

Утро. Прием детей. П. И. Чайковский «Апрель»

Перед сном. Н. Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки

Пробуждение. Н. А. Римский - Корсаков «Три чуда. Белка»

28.01

Утро. Прием детей. Г. В. Свиридов «Веселый марш»

Перед сном. К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия»

Пробуждение. И. Штраус «Полька пиццикато»

29.01

Утро. Прием детей. Н. А. Римский - Корсаков. Вступление «Три чуда»

Перед сном. М. И. Глинка. Ноктюрн ми-бемоль-мажор

Пробуждение. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»

30.01

Утро. Прием детей. И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»

Перед сном. Л. В. Бетховен «Сурок»

Пробуждение. П. И. Чайковский. Вальс фа-диез-мажор.

31.01.

Утро. Прием детей. Д. Чимароза «Концерт для двух флейт с оркестром» 2-я часть.

Перед сном. Л. В. Бетховен. Соната № 14, 2-я часть

Пробуждение Р. Щедрин. Юмореска

3.02.

Утро. Прием детей. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

Перед сном. Ф. Шуберт «Аве Мария»

Пробуждение. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

4.02

Утро. Прием детей. Й. Гайдн «Детская симфония» 3-я часть. Финал

Перед сном. Ф. Шуберт. Серенада

Пробуждение. Л. В. Бетховен. Соната № 14, 2-я часть

Ежедневные формы музыкальной терапии :

1) Вокалотерапия - направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.

2) Инструментальная музыкальная терапия - направлена на формирование оптимистического настроения с помощью игры на музыкальных инструментах.

3) Интегративная музыкотерапия - наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование лепка под музыку, музыкально-подвижные игры.

Заключительный этап:

Выявить результативность проделанной работы, обмен опытом с коллегами.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей различные психические функции (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика);

Умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам само расслабления.

Умение слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.

Развить коммуникативное благополучие ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости.

Умение доверять себе и другим людям.

Уметь доброжелательно относиться к окружающим, уметь действовать в коллективе сверстников.

Воспитать волю, трудолюбие, доброжелательность, интерес к систематическим занятиям с привлечением музыкотерапии.

Внедрять эту методику целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивное эмоциональное состояние, что снимает ряд психологических проблем.

Результат

Систематическая работа по музыкотерапии показала, что дети стали проявлять интерес к музыке, открыто проявляют радость, испытывают положительный эмоциональный подъем во время прослушивания музыки, выражали в мимике и движениях.

Прослушивание музыки перед сном влияла на состояние нервной системы, помогала успокоиться и расслабиться, гармонировала эмоциональное состояние. Изменила их отношения к дневному сну с негативного на нейтральное и позитивное. На этом фоне наблюдалось значительное снижение уровня общей тревожности.

После дневного сна бодрящая музыка совместно с гимнастикой после сна

Создает Благоприятный эмоциональный фон, развитие координации в движении рук и ног. Дети открыто проявляли радость в выполнении упражнений под музыку.

Внедрять данную методику целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка.

Публикации по теме:

Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.

Музыкотерапия в детском саду Понятие музыкотерапии Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический оздоровительный краткосрочный проект «Музыкотерапия»
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 17:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД