Лариса
Педагогический проект «Пестушки-говорушки» в младшей группе
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Название проекта : «Пестушки-говорушки»
Автор проект : Ярулина Лариса Кузьминична
Участники: дети младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Вид проекта – познавательно-творческий.
База проекта – МБДОУ ЦРР – д/с 21 «Колосок» ст. Романовкая
Срок реализации (долгосрочный на учебный год).
Публикация «Педагогический проект „Пестушки-говорушки“ в младшей группе» размещена в разделах
Проблема: Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому я начала работу над этим проектом
Актуальность: В настоящее время чётко обозначилась тенденция к изучению общечеловеческих ценностей, в том числе и фольклорных произведений. Приобщение детей к устному народному творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
Государственный образовательный стандарт по дошкольному воспитанию нацеливает на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на традициях народной педагогики. Издавна народу была свойственна забота об умственном, нравственном, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального развития. Это детский фольклор. Он не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. К нему обращены взоры историков, фольклористов, педагогов. К. Д. Ушинский охарактеризовал устное народное творчество как проявление педагогического гения народа.
Выделение детского фольклора в самостоятельную область творчества имеет научную обоснованность. В нём проявляются особенности детского мировоззрения, психологии ребёнка и детского коллектива.
Собиранием и изучением детского фольклора занимались И. Сахаров, П. Бессонов, П. Шейн, О. Капица и другие фольклористы. Сущностная природа детского фольклора, его особенности, классификация раскрыты в работах В. П. Аникина, М. Мельникова, Г. С. Виноградова и др.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее оценивает прелесть природы, усваивает представления о красоте, морали, словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Приобщение детей к золотому фонду культуры позволяет расширять информационный уровень, формировать эмоциональную отзывчивость, нравственность, т. е. совершенствовать их внутренний мир.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи : Воспитывать интерес к художественной литературе.
-Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к --совместной деятельности в режимных моментах;
-Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора.
-Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
-Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
-Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предполагаемый результат: Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
-Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
-Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
-Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
-Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
-Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в -речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
I этап- подготовительный
Сроки реализации- сентябрь – ноябрь
Цель -знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Алексеева М. М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”.
Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология.
Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание
Никитина М. А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002
Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004
Соловьева О. И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду”.
Усова А. П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение. Знание перечисленных документов.
Выявить как часто родителями используется малые формы фольклора дома,какие потешки знают воспитанники.
Пополнение методической копилки по теме проекта
Оборудование для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл
Анкетирование родителей.
Подбор методической литературы.
Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребенка» и др.
Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
Фотовыставка “Мамины помощники”.
“Огород на подоконнике”
Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей;
II этап – основной
Сроки реализации – декабрь-март 2018-2019г
Цель – реализация проекта согласно плану.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
Игровая деятельность (русские народные подвижные игры) стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
формулировать живой интерес к русскому фольклору;
развивать артикуляционный аппарат
НОД (речевые игры)
Заучивание потешек, закличек, поговорок.
Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
Беседы по содержанию потешек.
Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь».
Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Курочка и цыплята»).
Театральная деятельность. Обыгрывание потешек
Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки».
“Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
Организация выставки “Мамины помощники”.
Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”
III этап – заключительный.
Сроки реализации – апрель-май
Цель - Подведение итогов и оформление проекта
-Выявить уровень сформированности коммуникативных,речевых способностей на конец проекта;
-Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Диагностика развития детей по образовательным областям. Динамика развития детей
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Активизировать познавательный интерес -детей совместной театрали-зованной деятельности
3. Создание презентации по итогам реализации проекта. Презентация.