Папки-передвижки

Педагогический проект «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»

Ирина Чихачёва
Педагогический проект «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

«Адаптация детей младшего возраста

к условиям ДОУ»

Авторы проекта : Денисова Галина Ивановна, Чихачёва Ирина Юрьевна.

Участники проекта : дети II младшей группы (3- 4 года, воспитатели, родители.

Дата реализации проекта : ноябрь – январь (адаптационный период)

Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Длительность проекта : среднесрочный (3 месяца).

Цель: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

Актуальность: с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Задачи:

• подготовить детей к поступлению в ДОУ через оказание психолого-педагогической помощи родителям и прогнозирование адаптации к нему;

• создать благоприятные условия адаптации;

• реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями;

• обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

• выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению;

• формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Проблема:

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Проблемы адаптации детей к ДОУ занимают в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Этапы работы над проектом

I этап Подготовительный (организационный) :

• подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• составление плана работы;

• сбор информации о ребенке;

• оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребенка к ДОУ;

• подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна;

организация предметно-развивающей среды:

- уголок ряженья;

- игровые зоны;

- зона двигательной активности.

• разработка анкет для родителей;

• разработать алгоритм успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, включающий в себя:

- индивидуальный подход к ребенку;

- учет домашних привычек;

- гибкий режим.

II этап Основной (адаптационно-исследовательский) :

• знакомство с семьей;

• ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

• беседы с родителями.

• создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;

• организация медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• доверительное взаимодействие с семьей ребенка.

III этап Заключительный (результативность)

• анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

• разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований

к детям в детском саду и дома;

• анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта);

• выставка фотографий «из жизни детей в детском саду».

Ожидаемый результат: реализуя в своей работе поставленные цели и задачи данного проекта анализ должен показать следующие результаты:

• Благоприятный адаптационный период детей 3 - 4 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, а также становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

• Доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.

• Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.

• Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :

• процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

• создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

• оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

• выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).

Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.

Совместное участие в данном проекте помогло еще больше сплотить детей и родителей нашей группы.

Приложение 1

1.«Чьи вещи».

Цель: закрепить имена работников детского сада.

Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, стиральный порошок-прачка, музыкальные инструменты-музыкальный руководитель и т. д.). Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё.

Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».

2. «Найди игрушку».

Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы.

Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

3. «Как пройти?»

Цель: помочь ориентироваться в детском саду.

Вариант игры «схема» :

«У Зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь».Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Степашку к врачу.

Примерно так же можно «постирать» платье для куклы Кати, и т. д.

4. «Чей голосок?»

Цель: знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.

Дети садятся полукругом, ведущий- впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.

5. «Назови имя».

Цель: знакомство детей друг с другом.

Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.

Усложнение : поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя.

Вариант игры: Дети со взрослым стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч

Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в ДОУ за месяц до выхода на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект «Подарки осени»Проект «Подарки осени» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Подарки осени». 2. Руководитель проекта: воспитатель младшей группы Царёва Татьяна Ивановна. 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 17:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чихачёва (УИ 300875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД