Ирина Чихачёва
Педагогический проект «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Адаптация детей младшего возраста
к условиям ДОУ»
Авторы проекта : Денисова Галина Ивановна, Чихачёва Ирина Юрьевна.
Участники проекта : дети II младшей группы (3- 4 года, воспитатели, родители.
Дата реализации проекта : ноябрь – январь (адаптационный период)
Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Длительность проекта : среднесрочный (3 месяца).
Цель: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.
Актуальность: с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Задачи:
• подготовить детей к поступлению в ДОУ через оказание психолого-педагогической помощи родителям и прогнозирование адаптации к нему;
• создать благоприятные условия адаптации;
• реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями;
• обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
• выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
• формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Проблема:
Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Проблемы адаптации детей к ДОУ занимают в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Этапы работы над проектом
I этап Подготовительный (организационный) :
• подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• составление плана работы;
• сбор информации о ребенке;
• оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребенка к ДОУ;
• подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна;
• организация предметно-развивающей среды:
- уголок ряженья;
- игровые зоны;
- зона двигательной активности.
• разработка анкет для родителей;
• разработать алгоритм успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, включающий в себя:
- индивидуальный подход к ребенку;
- учет домашних привычек;
- гибкий режим.
II этап Основной (адаптационно-исследовательский) :
• знакомство с семьей;
• ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
• беседы с родителями.
• создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;
• организация медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;
• доверительное взаимодействие с семьей ребенка.
III этап Заключительный (результативность)
• анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований
к детям в детском саду и дома;
• анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта);
• выставка фотографий «из жизни детей в детском саду».
Ожидаемый результат: реализуя в своей работе поставленные цели и задачи данного проекта анализ должен показать следующие результаты:
• Благоприятный адаптационный период детей 3 - 4 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, а также становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
• Доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
• Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
• Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия :
• процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
• создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
• оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
• выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умения контактировать с детьми и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.
Совместное участие в данном проекте помогло еще больше сплотить детей и родителей нашей группы.
Приложение 1
1.«Чьи вещи».
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, стиральный порошок-прачка, музыкальные инструменты-музыкальный руководитель и т. д.). Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра».
2. «Найди игрушку».
Цель: знакомство с пространством и функциональным устройством группы.
Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
3. «Как пройти?»
Цель: помочь ориентироваться в детском саду.
Вариант игры «схема» :
«У Зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь».Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Степашку к врачу.
Примерно так же можно «постирать» платье для куклы Кати, и т. д.
4. «Чей голосок?»
Цель: знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.
Дети садятся полукругом, ведущий- впереди всех, спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.
5. «Назови имя».
Цель: знакомство детей друг с другом.
Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.
Усложнение : поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя.
Вариант игры: Дети со взрослым стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч
Советы родителям в адаптационный период
1. Начать водить ребенка в ДОУ за месяц до выхода на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.