Татьяна Попкова
Педагогический проект «Безопасное детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
Педагогический проект
«Наше безопасное детство»
Автор: Попкова Т. В.
Аннотация проекта
Для реализации проекта было налажено тесное сотрудничество с медицинским работником детского сада, детским хирургом детской поликлиники и инженерами группы профилактики пожарной части.
Публикация «Педагогический проект „Безопасное детство“» размещена в разделах
Мы уверены, что проделанная работа, собранный материал, разработанные конспекты помогут не только детям и родителям средней группы «Цыплята» в формировании знаний по технике безопасности в быту, но и другим педагогам ДОУ для систематической работы с детьми и родителями в своих возрастных группах.
Актуальность и социальная значимость
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
Наибольшее количество травм дети получают в бытовых условиях - около 60%; на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%; во время занятий спортом – 9%; в школе – около 8%. По степени тяжести: на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%; повреждения средней тяжести составляют около 30-32%; тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.
В дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину - в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т. п. В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу.
В быту дети часто отравляются опасными препаратами бытовой химии, средствами для борьбы с вредителями в городе и в сельской местности. Дома накапливается большое количество разнообразных, красиво упакованных лекарств, которые способны соблазнить не только малыша, но и подростков.
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность проекта обусловлена тем, что как показывает практика у детей среднего дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Постановка проблемы
Социально значимой проблемой проекта является безопасное поведение детей в быту: знание правил безопасного поведения с опасными бытовыми предметами, знание основных источников и видов опасностей в быту, знание детьми простейших способов безопасного поведения в опасных ситуациях.
Ребенок среднего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.
Таким образом, формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Цель проекта: создание условий для формирования знаний по технике безопасности в быту для детей и их родителей.
Задачи проекта:
• Создать условия для ознакомления детей с бытовыми приборами и техникой безопасности, для формирования основ безопасного поведения в быту.
• Оборудовать групповое помещение детского сада специальными методическими и дидактическими пособиями.
• Организовать обучающие консультации, семинары для родителей: «Осторожно спички», «Воспитание безопасного поведения у детей», «Знают родители – знает ребенок!» с привлечением специалистов детской поликлиники и инженеров группы профилактики пожарной части.
Авторы проекта: Попкова Т. В., Макаренко Ю. В.
Участники проекта:
• Дети средней группы «Цыплята» - 32
• Родители
Привлекаемые специалисты: музыкальный руководитель, медицинский работник, детский хирург, инженеры группы профилактики пожарной части.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (февраль, март, апрель 2016г.)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Механизм реализации проекта.
1 этап – Подготовительный (февраль)
• Анкетирование родителей «Безопасное поведение в быту»;
• Изучение методической литературы по проблеме проекта;
• Донесение проблемы безопасного поведения в быту до детей и их родителей;
• Подбор наглядного и дидактического материала;
Консультация педагогов с медицинским работником по проблеме.
2 этап – Основной (март-апрель)
• Проблемная ситуация «Почему беспорядок может быть опасен?»;
• Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю. Соколова;
• Серия занятий для детей по ознакомлению с бытовыми приборами и техникой безопасности; исследование опасных ситуций;
• Д/и «Инструменты домашнего мастера»;
• Загадки про опасные предметы;
• Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники»;
• Организация экскурсии в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»;
• Показ видеофильмов по безопасному поведению «Как избежать неприятностей»;
• Проблемная ситуация «Если дома ты остался один»;
• Беседа «Спички детям не игрушки»;
• Проблемная ситуация «Огонь – друг, огонь - враг»
• Художественно-эстетическая деятельность «Опасные предметы»;
• Организация выставки творческих работ детей, выполненных совместно с родителями «Безопасное детство»;
• Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Дом», «Прачечная», «Парикмахерская», «Играем в пожарных» и т. д. ;
• Изготовление детьми, совместно с родителями «Дорожка безопасности»;
• Консультация детского хирурга по вопросам детского травматизма в быту (для родителей);
Проведение консультаций и семинаров для родителей: «Осторожно спички», «Знают родители – знает ребенок!», «Воспитание безопасного поведения у детей»;
• Мастер-класс по оказанию первой доврачебной помощи (для родителей).
3 этап – Заключительный (апрель)
• Выпуск брошюр «Безопасность превыше всего»;
• Выпуск книжки - малышки «Азбука безопасности»;
• Постановка спектакля «Новоселье»;
• Анкетирование родителей;
Рефлексия результатов проекта.
Управление и обеспечение проекта:
Ответственные за управление проекта – воспитатели средней группы «Цыплята» Попкова Т. В., Макаренко Ю. В.
Данный проект реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей, включает непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Формы работы с детьми: беседы, проблемные ситуации, наблюдения, игры, НОД, экскурсии, выставки.
Формы работы с родителями: консультации, семинары, мастер-классы, беседы, совместная с детьми деятельность.
Для реализации проекта необходимы:
• Компьютер;
• Мультимедийное оборудование;
• Музыкальный центр;
• Видеофильмы по безопасности;
• Презентационные материалы;
• Наглядный материал: плакаты, картинки, альбомы, фотографии, иллюстрации к художественным произведениям;
• Дидактические материалы: настольные игры, загадки, кукольный театр, разрезные картинки;
• Авторские разработки: макет «Первая помощь», макет «Дорожка безопасности».
Оценка результатов проекта
Цель: выявить уровень сформированности у детей среднего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту.
Критерии:
1. Подготовительный этап
Показатели
• Наличие необходимых наглядных и дидактических материалов по проблеме проекта;
• Понимание детьми актуальности проблемы безопасного поведения в быту;
• Желание детей и их родителей участвовать в проекте;
• Наличие представлений у детей среднего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
2. Основной этап
Показатели:
• Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.
• Наличие у детей интереса к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
• Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
• Наличие желания охранять свое здоровье.
3. Заключительный этап
Показатели:
• Наличие у дошкольников умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
• Наличие у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
• Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Методы исследования (диагностики):
• Беседы с детьми
• Разбор проблемных ситуаций
• Анкетирование родителей.
Риски
1. Нерегулярное посещение детьми детского сада;
2. Занятость родителей.
Данные факты не способствуют, а лишь тормозят достижение поставленной цели проекта.
Предполагаемые образовательные результаты:Качественные:
• Вовремя реализации проекта у детей сформируются УУД (универсальные учебные действия) - коммуникативные, познавательные, регулятивные и т. д.
• Дети с интересом познают правила безопасного поведения, с удовольствием слушают рассказы и сказки, стихи, любят рассуждать на эту тему, задают вопросы, разгадывают загадки.
• В повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения.
• Умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Количественные: Травматизм детей в быту среди участников проекта снизится более чем на 30%.
Перспективы дальнейшего развития проекта
• распространение положительного опыта в направлении формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста и их родителей среди педагогов детского сада;
• распространение положительного опыта в направлении формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста и их родителей среди других дошкольных учреждений.