МААМ-картинки

Педагогический проект «Цикл здоровья»

Светлана Серегина
Педагогический проект «Цикл здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

Пояснительная записка

Воркута – город, расположенный на Крайнем Севере. Мы живем в неблагоприятных климатических условиях, которые конечно отражаются на здоровье всех жителей, но особенно - детей.

Наш климат имеет ярко выраженную недостаточность солнечной радиации, а резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие.

Публикация «Педагогический проект „Цикл здоровья“» размещена в разделах

Именно поэтому в нашем детском саду создана программа «Остров здоровья», которая учитывает закономерности формирования структуры физической работоспособности и двигательной активности детей в условиях Крайнего Севера.

Однако, кроме особенностей физического развития детей с туберкулезной интоксикацией, необходимо учитывать и специфику климатических условий Крайнего Севера. Эту задачу решает данный проект.

В его основе лежит понятие сезонных периодов (биологических ритмов, оказывающих влияние на ребенка и его двигательную активность, и вся работа по физическому развитию воспитанников планируется в соответствии с этими восемью изменяющимися периодами.

Цель проекта :

Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, увеличение физической и умственной работоспособности.

Задачи проекта :

• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

• Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) с учетом влияния биологических ритмов на физическую работоспособность детей дошкольного возраста

• Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.

• Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

• Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.

• Создание оптимального режима дня, с учетом биологических ритмов, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Участники проекта :

Педагогические работники;

дети, посещающие ДОУ;

родители воспитанников.

Этапы реализации проекта :

1 этап (нормальная смена дня и ночи)

15.09 – 30.11

Физическая и умственная работоспособность наиболее высокая.

Дети возвращаются из летних отпусков в южных регионах со значительным запасом здоровья, с высоким уровнем общей выносливости. Физическая подготовленность и работоспособность наилучшая.

Однако, наблюдается снижение координационных и скоростных способностей (по сравнению с результатами на конец года).

Задачи этапа:

1. Развитие скоростных способностей и подвижности в суставах.

2. Обучение детей выполнению акробатических упражнений.

3. Обучение двигательным навыкам.

Содержание работы:

1. Акробатические упражнения (как динамические, так и стационарные, которые способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, приучают ориентироваться в пространстве, улучшают функции вестибулярного аппарата. Эти упражнения помогают в дальнейшем быстрому усвоению техники сложных видов движений: прыжков в длину и высоту, метания. Для занятий акробатической гимнастикой используются ковровые дорожки и гимнастические маты.

2. Общеразвивающие упражнения из разных исходных положений с предметами и без них.

3. Построения и перестроения.

4. Разнообразные виды ходьбы, бега.

5. Подвижные игры, которые занимают в этом периоде большую часть физкультурных занятий и используются в основном для повышения интереса к ним и обеспечения необходимого объема движений.

2 этап (полярная ночь)

01.12 – 31.01

В этом периоде отмечается снижение физической работоспособности и физических качеств: быстроты, гибкости и др.

В связи с погодными условиями резко снижается объем двигательной активности, наступает период естественной гиподинамии

Задачи этапа:

1. Развитие силовых способностей.

2. Развитие общей выносливости.

3. Обучение выполнению простейших легкоатлетических упражнений.

4. Обучение двигательным навыкам

Содержание работы:

1. Легкоатлетические упражнения, которые являются естественными видами движений и отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они способствуют развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта детей, обеспечивают необходимый объем движений в период естественной гиподинамии;

2. Прыжки в длину с места и разбега, через скакалку;

3. Метания.

Во избежание возникновения охранительного торможения у детей в этот период необходимо соблюдать оптимальную дозировку физических нагрузок, шире использовать упражнения, вызывающие у детей интерес («Перетягивание каната», «Бой петухов», подвижные игры с прыжками, лазанием, метанием). Такие игры помогают совершенствовать умения рационально использовать свои силы, регулировать мышечное напряжение в соответствии с заданной игровой ситуацией.

3 этап (сумерки, нормальная смена дня и ночи)

01.02 – 20.03

Наиболее сложный и ответственный период года.

У детей отмечается общий авитаминоз, низкий гемоглобин.

Ухудшается физическая и умственная работоспособность, снижается произвольность основных психических процессов, показатели общей и скоростной выносливости, ловкости.

Задачи этапа:

1. Сохранение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

2. Развитие ловкости.

3. Овладение приемами игры с мячом.

4. Обучение двигательным навыкам.

5. Снятие психического напряжения.

Содержание:

1. Комплексы игр, упражнений, заданий с мячом, которые являются для дошкольников неизменным средством развития всех жизненно важных физических качеств, крупной и мелкой мускулатуры, необходимой для овладения навыком письма, простых и сложных координаций, глазомера. Кроме того, эти упражнения способствуют повышению общей работоспособности, интереса к занятиям, снятию психического напряжения, агрессии.

2. Легкоатлетические упражнения. Для развития ловкости используются разнообразные упражнения с элементами новизны, чаще меняются исходные положения в общеразвивающих упражнениях, используются пособия и предметы; применяются упражнения, которые помогут ребенку воспринимать движения собственного тела в пространстве;

3. Знакомство детей с одним из видов спорта.

4 этап (вечерние сумерки переходят в утренние, темной ночи нет)

20.03 – 30.04

Этот период также характеризуется авитаминозом, трудно восстанавливаемой физической и умственной работоспособностью, однако динамика физической и умственной работоспособности начинает постепенно стабилизироваться.

Задачи этапа:

1. Сохранение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

2. Развитие общей выносливости.

3. Обучение детей двигательным навыкам

4. Снятие психического напряжения.

Содержание:

1. Подвижные игры с мячом и элементы спортивных игр. Командные игры, встречи и соревнования с детьми других групп детского сада способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию адекватной самооценки, обогащают средства общения с детьми и взрослыми. Подвижные игры и игры-эстафеты (по мере усвоения детьми учебного материала) уступают место элементам спортивных игр: баскетболу, футболу.

2. Обучение детей доступным способам передвижения на лыжах, подъему и спуску с горки.

3. Знакомство с видами спорта: лыжными гонками, биатлоном и т. д.

5 этап (белые ночи)

01.05 - 31.05.

Задачи этапа:

1. Игры и упражнения с мячом, разные виды прыжков, бега, элементы аэробики и др

2. Игры, эстафеты.

3. Общеразвивающие упражнения для развития у дошкольников выносливости в этот период.

4. Подвижные игры и спортивные упражнения. Использование на занятиях поточного и кругового способа организации детей сокращает периоды вынужденного простоя, увеличивает моторную плотность, создавая тем самым дополнительные возможности для развития общей выносливости.

6 этап (полярный день)

01.06 – 30.07

7 этап (белые ночи)

01.08 – 15.08

8 этап (вечерние сумерки переходят в утренние)

21.08 – 16.09

5-8 периоды - наиболее благоприятные для развития и совершенствования

развития и совершенствования всех сторон детской моторики, необходимо максимально использовать его для сохранения достигнутого уровня физической подготовленности.

Основная задача на данных этапах - обеспечение оптимальных условий для развития ребенка, создание развивающей предметной среды, атмосферы личного комфорта.

Физкультурные занятия уступают место другим формам работы: спортивным праздникам, развлечениям, играм, самостоятельной деятельности детей, соревнованиям и др. При наличии благоприятной погоды все физкультурные мероприятия проводятся на открытом воздухе.

На прогулочной площадке имеется спортивное оборудование для метания в цель, лазания, для равновесия и спрыгивания, достаточно места для подвижных игр, есть спортивная площадка, где можно поиграть в мини-футбол, отрабатывать элементы баскетбола.

На каждом этапе процесс обучения воспитанников двигательным навыкам проходит в три шага, продолжительность которых зависит от сложности разучиваемого движения, уровня подготовки детей и их индивидуальных особенностей:

1. Ознакомление с движением (у детей формируется представление о двигательном навыке);

2. Углубленное разучивание (дети изучают основы техники, отрабатывают отдельные элементы);

3. Закрепление (совершенствование) - устраняется излишнее напряжение при выполнении движения.

С первых же занятий детям даются простейшие сведения о физических упражнениях и их влиянии на организм. Продолжительность занятий от 20 до 35 минут.

В конце каждого этапа проводится спортивный праздник, закрепляя усвоенные двигательные навыки.

Сроки реализации проекта : в течение года.

Условия реализации проекта :

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.

4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Критерии оценки эффективности проекта

1. Снижение заболеваемости детей, посещающих МБДОУ.

2. Повышение уровня физической подготовленности.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.

4. Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Проект «Тропа здоровья» Тема проекта: «Тропа здоровья». Цель: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов:.

Воспитание здорового ребенка Для жизни здоровье – это еще не все. Но все остальное без здоровья – ничто. Е. Малышева – телеведущая Проблема здоровья и его сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Цикл здоровья»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 01:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Цикл здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Серегина (УИ 280098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД