Светлана Серегина
Педагогический проект «Цикл здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Пояснительная записка
Воркута – город, расположенный на Крайнем Севере. Мы живем в неблагоприятных климатических условиях, которые конечно отражаются на здоровье всех жителей, но особенно - детей.
Наш климат имеет ярко выраженную недостаточность солнечной радиации, а резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие.
Публикация «Педагогический проект „Цикл здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Именно поэтому в нашем детском саду создана программа «Остров здоровья», которая учитывает закономерности формирования структуры физической работоспособности и двигательной активности детей в условиях Крайнего Севера.
Однако, кроме особенностей физического развития детей с туберкулезной интоксикацией, необходимо учитывать и специфику климатических условий Крайнего Севера. Эту задачу решает данный проект.
В его основе лежит понятие сезонных периодов (биологических ритмов, оказывающих влияние на ребенка и его двигательную активность, и вся работа по физическому развитию воспитанников планируется в соответствии с этими восемью изменяющимися периодами.
Цель проекта :
Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, увеличение физической и умственной работоспособности.
Задачи проекта :
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
• Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) с учетом влияния биологических ритмов на физическую работоспособность детей дошкольного возраста
• Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
• Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
• Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
• Создание оптимального режима дня, с учетом биологических ритмов, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Участники проекта :
Педагогические работники;
дети, посещающие ДОУ;
родители воспитанников.
Этапы реализации проекта :
1 этап (нормальная смена дня и ночи)
15.09 – 30.11
Физическая и умственная работоспособность наиболее высокая.
Дети возвращаются из летних отпусков в южных регионах со значительным запасом здоровья, с высоким уровнем общей выносливости. Физическая подготовленность и работоспособность наилучшая.
Однако, наблюдается снижение координационных и скоростных способностей (по сравнению с результатами на конец года).
Задачи этапа:
1. Развитие скоростных способностей и подвижности в суставах.
2. Обучение детей выполнению акробатических упражнений.
3. Обучение двигательным навыкам.
Содержание работы:
1. Акробатические упражнения (как динамические, так и стационарные, которые способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, приучают ориентироваться в пространстве, улучшают функции вестибулярного аппарата. Эти упражнения помогают в дальнейшем быстрому усвоению техники сложных видов движений: прыжков в длину и высоту, метания. Для занятий акробатической гимнастикой используются ковровые дорожки и гимнастические маты.
2. Общеразвивающие упражнения из разных исходных положений с предметами и без них.
3. Построения и перестроения.
4. Разнообразные виды ходьбы, бега.
5. Подвижные игры, которые занимают в этом периоде большую часть физкультурных занятий и используются в основном для повышения интереса к ним и обеспечения необходимого объема движений.
2 этап (полярная ночь)
01.12 – 31.01
В этом периоде отмечается снижение физической работоспособности и физических качеств: быстроты, гибкости и др.
В связи с погодными условиями резко снижается объем двигательной активности, наступает период естественной гиподинамии
Задачи этапа:
1. Развитие силовых способностей.
2. Развитие общей выносливости.
3. Обучение выполнению простейших легкоатлетических упражнений.
4. Обучение двигательным навыкам
Содержание работы:
1. Легкоатлетические упражнения, которые являются естественными видами движений и отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они способствуют развитию физических качеств, обогащению двигательного опыта детей, обеспечивают необходимый объем движений в период естественной гиподинамии;
2. Прыжки в длину с места и разбега, через скакалку;
3. Метания.
Во избежание возникновения охранительного торможения у детей в этот период необходимо соблюдать оптимальную дозировку физических нагрузок, шире использовать упражнения, вызывающие у детей интерес («Перетягивание каната», «Бой петухов», подвижные игры с прыжками, лазанием, метанием). Такие игры помогают совершенствовать умения рационально использовать свои силы, регулировать мышечное напряжение в соответствии с заданной игровой ситуацией.
3 этап (сумерки, нормальная смена дня и ночи)
01.02 – 20.03
Наиболее сложный и ответственный период года.
У детей отмечается общий авитаминоз, низкий гемоглобин.
Ухудшается физическая и умственная работоспособность, снижается произвольность основных психических процессов, показатели общей и скоростной выносливости, ловкости.
Задачи этапа:
1. Сохранение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
2. Развитие ловкости.
3. Овладение приемами игры с мячом.
4. Обучение двигательным навыкам.
5. Снятие психического напряжения.
Содержание:
1. Комплексы игр, упражнений, заданий с мячом, которые являются для дошкольников неизменным средством развития всех жизненно важных физических качеств, крупной и мелкой мускулатуры, необходимой для овладения навыком письма, простых и сложных координаций, глазомера. Кроме того, эти упражнения способствуют повышению общей работоспособности, интереса к занятиям, снятию психического напряжения, агрессии.
2. Легкоатлетические упражнения. Для развития ловкости используются разнообразные упражнения с элементами новизны, чаще меняются исходные положения в общеразвивающих упражнениях, используются пособия и предметы; применяются упражнения, которые помогут ребенку воспринимать движения собственного тела в пространстве;
3. Знакомство детей с одним из видов спорта.
4 этап (вечерние сумерки переходят в утренние, темной ночи нет)
20.03 – 30.04
Этот период также характеризуется авитаминозом, трудно восстанавливаемой физической и умственной работоспособностью, однако динамика физической и умственной работоспособности начинает постепенно стабилизироваться.
Задачи этапа:
1. Сохранение устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
2. Развитие общей выносливости.
3. Обучение детей двигательным навыкам
4. Снятие психического напряжения.
Содержание:
1. Подвижные игры с мячом и элементы спортивных игр. Командные игры, встречи и соревнования с детьми других групп детского сада способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию адекватной самооценки, обогащают средства общения с детьми и взрослыми. Подвижные игры и игры-эстафеты (по мере усвоения детьми учебного материала) уступают место элементам спортивных игр: баскетболу, футболу.
2. Обучение детей доступным способам передвижения на лыжах, подъему и спуску с горки.
3. Знакомство с видами спорта: лыжными гонками, биатлоном и т. д.
5 этап (белые ночи)
01.05 - 31.05.
Задачи этапа:
1. Игры и упражнения с мячом, разные виды прыжков, бега, элементы аэробики и др
2. Игры, эстафеты.
3. Общеразвивающие упражнения для развития у дошкольников выносливости в этот период.
4. Подвижные игры и спортивные упражнения. Использование на занятиях поточного и кругового способа организации детей сокращает периоды вынужденного простоя, увеличивает моторную плотность, создавая тем самым дополнительные возможности для развития общей выносливости.
6 этап (полярный день)
01.06 – 30.07
7 этап (белые ночи)
01.08 – 15.08
8 этап (вечерние сумерки переходят в утренние)
21.08 – 16.09
5-8 периоды - наиболее благоприятные для развития и совершенствования
развития и совершенствования всех сторон детской моторики, необходимо максимально использовать его для сохранения достигнутого уровня физической подготовленности.
Основная задача на данных этапах - обеспечение оптимальных условий для развития ребенка, создание развивающей предметной среды, атмосферы личного комфорта.
Физкультурные занятия уступают место другим формам работы: спортивным праздникам, развлечениям, играм, самостоятельной деятельности детей, соревнованиям и др. При наличии благоприятной погоды все физкультурные мероприятия проводятся на открытом воздухе.
На прогулочной площадке имеется спортивное оборудование для метания в цель, лазания, для равновесия и спрыгивания, достаточно места для подвижных игр, есть спортивная площадка, где можно поиграть в мини-футбол, отрабатывать элементы баскетбола.
На каждом этапе процесс обучения воспитанников двигательным навыкам проходит в три шага, продолжительность которых зависит от сложности разучиваемого движения, уровня подготовки детей и их индивидуальных особенностей:
1. Ознакомление с движением (у детей формируется представление о двигательном навыке);
2. Углубленное разучивание (дети изучают основы техники, отрабатывают отдельные элементы);
3. Закрепление (совершенствование) - устраняется излишнее напряжение при выполнении движения.
С первых же занятий детям даются простейшие сведения о физических упражнениях и их влиянии на организм. Продолжительность занятий от 20 до 35 минут.
В конце каждого этапа проводится спортивный праздник, закрепляя усвоенные двигательные навыки.
Сроки реализации проекта : в течение года.
Условия реализации проекта :
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Критерии оценки эффективности проекта
1. Снижение заболеваемости детей, посещающих МБДОУ.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.
4. Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.