Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)

Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)

часть 1

Автор: воспитатель А. А. Еремейчик.

Перспективное планирование комплексной деятельности

по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений

Работа по теме проекта ведется ежедневно, индивидуально с каждым ребенком: игровые упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия и проводятся во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут – 4 раза в день. Работа проводится в три этапа. Начинать работу лучше с упражнений (*, которые содержат элементы массажа (самомассажа, а заканчивать расслаблением пальцев кистей рук (**). Эти упражнения повторяются в течение дня на каждом занятии, меняется только основная часть.

Основная часть занятия по развития мелкой моторики поводится с учетом развивающего компонента:

- Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука-глаз», согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм).

- Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

- Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме:

1 – Утро:

- пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков (отработка элементов диагностики).

- игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.

2 - Включение в 1 занятие:

- игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста (стишков, песенок, считалочек).

- ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.

3 - Включение во 2 занятие:

- Упражнения для развития мелкой моторики с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.

- Продуктивная деятельность.

4 - Вечер:

- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.

- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.

АПРЕЛЬ

1-я неделя апреля - Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.

Понедельник

Упражнение «Поглаживание»*

Упражнение «Погладим котенка»**

1 – «Пальчик-зайчик-кулачок»

2 – «Сорока-сорока»

3 – «Утенок» (пищалка)

4 – Игра с прищепками «Рыбка»

Вторник

Упражнение «Пальцы»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Коза-дереза»

2 –«В прятки пальчики играли»

3 – «Разбери пирамидку»

4 – «Часики»

Среда

Упражнение «Спираль»*

Упражнение «Курочка пьет водичку» **

1 – «Кольцо»

2 – «Пальчики»

3 – «Построй башенку»

4 – «Собери пуговицы»

Четверг

Упражнение «Топ-топ»*

Упражнение «Мягкие кулачки» **

1 – «Гусь»

2 – «Пальчик-мальчик»

3 – «Курочка клюет зернышки»

4 – «Дорожка»

Пятница

Упражнение «Ласковое поглаживание» *

Упражнение «Музыканты-трубачи» **

1 – «Олень»

2 – «Белочка»

3 – «Покатай машинку»

4 – «Большая стирка» - 1

Суббота

Упражнения «Спираль», «Пальцы»*

Упражнение «Музыканты-пианисты» **

1 – «Петушок»

2 – «Котята»

3 – «Матрешка»

4 – «Примерь варежки»

Воскресенье

Упражнения «Поглаживание», «Большой палец»*

Упражнение «Солим суп» **

1 – «Курочка»

2 – «Пальцы-пальчики»

3 – «Чашки-вкладыши»

4 – Пальчиковый театр «Надевание куколки на разные пальчики»

МАЙ

Понедельник

Упражнение «Согреем руки»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Петушки – курочка»

2 – «Пальчики идут спать»

3 – «Мозаика»

4 – Игра с прищепками «Самолет»

Вторник

Упражнение «Гуси щиплют траву»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Волк»

2 – «Мы грибы идем искать»

3 – «Пчелки»

4 – «Покорми птичек»

Среда

Упражнение «Молоточек»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Кот»

2 – «Ну-ка пальцы, за работу!»

3 – «Покатай мишутку»

4 – «Собери жучков»

Четверг

Упражнение «Утюг»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Солнышко»

2 – «Цветок»

3 – «Грибочки»

4 – «Волшебная ложечка»

Пятница

Упражнение «Пила»*

Упражнение «Погладим котенка» **

1 – «Лучи солнца»

2 – «Белые цветы»

3 – «Собери пирамидку»

4 – «Большая стирка» - 2

Суббота

Упражнение «Тесто»*

Упражнение «Курочка пьет водичку» **

1 – «Флажок»

2 – «Встреча»

3 – «Построй башенку»

4 – «Найди пару»

Воскресенье

Упражнение «Погладим котика»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Улитка с рожками»

2 – «Цап-царап»

3 – «Поможем ежикам»

4 – Пальчиковый театр «Пальчик-мальчик»

ИЮНЬ

Понедельник

Упражнения «Утюг», «Пила»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Улитка с домиком»

2 – «Прыг-скок»

3 – «Матрешка»

4 – Игра с прищепками «Ежик»

Вторник

Упражнения «Тесто», «Погладим котика»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Пальчик – зайчик – улитка с рожками = улитка с домиком»

2 – «Балет»

3 – «Мозаика»

4 – «Солнышко»

Среда

Упражнение «Терка»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Бинокль»

2 – «Встречи-проводы»

3 – «Чашки-вкладыши»

4 – «Собери цветочки»

Четверг

Упражнение «Дрель»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Бинокль – петушки»

2 – «Строим дом»

3 – «Дорожка из кубиков»

4 – «Погремушка»

Пятница

Упражнение «Мороз»*

Упражнение «Мягкие кулачки» **

1 – «Бинокль – олень»

2 – «Зайчики»

3 – «Уточки»

4 – «Большая стирка» - 3

Суббота

Упражнение «Мячик»*

Упражнение «Погладим котенка» **

1 – «Стол»

2 – «Огонь»

3 – «Пирамидка»

4 – «Найди варежку для заиньки»

Воскресенье

Упражнения «Терка», «Дрель»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Стул»

2 – «Шалун»

3 – «Башенка для цыпленка»

4 – Пальчиковый театр «Ну-ка пальцы, за работу!»

ИЮЛЬ

Понедельник

Упражнения «Помоем руки под горячей струей воды»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Кресло»

2 – «Белочка»

3 – «Дорожка из мозаики»

4 – Игра с прищепками «Жучок»

Вторник

Упражнения «Спираль», «Утюг»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Стол – стул»

2 – «Бубен»

3 – «Матрешка»

4 – «Яблоня»

Среда

Упражнения «Мороз», «Мячик»*

Упражнение «Солим суп» **

1 – «Стол – стул – кресло»

2 – «Рыбки»

3 – «Петрушка»

4 – «Собери прищепки»

Четверг

Упражнения «Утюг», «Тесто»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота»

2 – «Липкие пальчики»

3 – «Грибочки»

4 – «Бусы»

Пятница

Упражнения «Погладим котика», «Дрель»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Дорога»

2 – «Черепаха»

3 – «Машинка-сортер»

4 – «Большая стирка» - 4

Суббота

Упражнения «Пила», «Погладим котика»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Мост»

2 – «Замок»

3 – «Ягоды для птички»

4 – «Сделай комочек»

Воскресенье

Упражнения «Терка», «Тесто».*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота – дорога»

2 – «Вяжем шарфик»

3 – «Матрешка»

4 – Пальчиковый театр «Шалун»

АВГУСТ

Понедельник

Упражнение «Пальцы»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота–дорога–мост»

2 – «Ежик»

3 – «Башенка для петушка»

4 – Игра с прищепками «Солнышко»

Вторник

Упражнение «Топ-топ»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Колокол»

2 – «Собираем грибы»

3 – «Угости»

4 – «Торт»

Среда

Упражнение «Спираль»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Грибок»

2 – «Мы делили апельсин»

3 – «Цветочек из мозаики»

4 – «Собери урожай» (фасоль)

Четверг

Упражнение «Прокати орех»*

Упражнение «Орех скатился»**

1 – «Колокол – грибок»

2 – «Рубим дрова»

3 – «Уточки»

4 – «Сделай комочек»

Пятница

Упражнение «Посади орех»*

Упражнение «Спрячь орех»**

1 – «Теремок»

2 – «Репка»

3 – «Домик-сортер»

4 – «Большая стирка» - 5

Суббота

Упражнения «Прокати орех», «Посади орех»*

Упражнение «Орех скатился»**

1 – «Ветки – корни»

2 – «Детки»

3 – «Зайки»

4 – «Салют»

Воскресенье

Упражнения «Грецкий орех»*

Упражнения «Спрячь орех», «Поглаживания»**

1 – «Деревья»

2 – «Есть игрушки у меня»

3 – «Пирамидка»

4 – Пальчиковый театр «Липкие пальчики»

СЕНТЯБРЬ

Понедельник

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ромашка»

2 – «Бусинки»

3 – «Наряди куклу»

4 – Игра с прищепками «Овощи»

Вторник

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Ёжик»

2 – «Домик»

3 – «Дождик идет»

4 – «Спрячь лягушат»

Среда

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Карандаш скатился»**

1 – «Бочка с водой»

2 – «Птичка пьет водичку»

3 – «Куб-сортер»

4 – «Собери счетные палочки»

Четверг

Упражнение «Растирание карандашом»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Прятки»

2 – «Оладушки»

3 – «Рамочка из мозаики»

4 – «Салют»

Пятница

Упражнение «Прокати карандаш»*

Упражнение «Карандаш скатился»**

1 – «Ваза – бутон – цветок»

2 – «Ножницы»

3 – «Кап-кап»

4 – «Большая стирка» - 6

Суббота

Упражнение «Сожми пуговицы»*

Упражнение «Пуговицы упали»**

1 – «Паук»

2 – «Осенние листья»

3 – «Травка для колобка»

4 – «Чешуя для рыбки»

Воскресенье

Упражнение «Прокати мячик по столу»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Пчёлка»

2 – «Пастушок»

3 – «Спрячь зайку»

4 – Пальчиковый театр «Теремок»

Последняя неделя месяца: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту. Оформление и презентация.

Список литературы к проекту «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений

1. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М. 1985.

2. Самсонова Л. Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984

3. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д. В. Конова – М. ; Педагогика, 1988.

4. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика [Текст]: пособие для родителей и педагогов. / Е. С. Анищенкова. - Владимир: «Астрель», 2006;

5. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры [Текст] / Т. Ю. Бардышева. – М. : «Карапуз», 2007.

6. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. [Текст] / С. Е. Большакова – М. : ТЦ Сфера, 2006.

7. Бот, О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - N1.

8. Данилова, Л. Пальчиковые игры. [Текст] / Л. Данилова. - Москва: «Росмэн», 2008;

9. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

10. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

11. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997.

12. Навицкая, О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. [Текст] / О. П. Навицкая. - Москва: «Сова», 2006.

13. Хвастовцев, А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. [Текст] / А. Хвастовцев. - Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

14. Чурзина, Н. О. Пальчиковые куклы. [Текст] / Н. О. Чурзина. - Москва: «Сова», 2007.

15. Шанина, С. Е., Играем пальчиками - развиваем речь. [Текст] / С. Е. Ша-нина, А. М. Гаврилова. - Москва: «Рипол плассик», 2008;

16. Янушко, Е. А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - Москва: «Мозаика-синтез», 2010.

Полезные интернет–ресурсы:

Сайты с форумами, посвященные здоровью и воспитанию детей с ДЦП.

http://budtezdorovjem.ru/detskiy-tserebralnyiy-paralich-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey/

http://rgskoy.ru/socpsih/80-vospitanie-detej-stradayushhix-dcp.html

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • ПДД
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки