Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)

Алла Еремейчик
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)

часть 1

Автор: воспитатель А. А. Еремейчик.

Перспективное планирование комплексной деятельности

по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений

Работа по теме проекта ведется ежедневно, индивидуально с каждым ребенком: игровые упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия и проводятся во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут – 4 раза в день. Работа проводится в три этапа. Начинать работу лучше с упражнений (*, которые содержат элементы массажа (самомассажа, а заканчивать расслаблением пальцев кистей рук (**). Эти упражнения повторяются в течение дня на каждом занятии, меняется только основная часть.

Основная часть занятия по развития мелкой моторики поводится с учетом развивающего компонента:

- Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука-глаз», согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм).

- Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

- Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Комплексная программа дня включает в себя блоки, состоящие из упражнений, проводимых в игровой форме:

1 – Утро:

- пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков (отработка элементов диагностики).

- игровые упражнения на формирование навыков самообслуживания.

2 - Включение в 1 занятие:

- игровые упражнения для пальчиков с использованием литературного текста (стишков, песенок, считалочек).

- ритмическая организация движений: хлопки, постукивание.

3 - Включение во 2 занятие:

- Упражнения для развития мелкой моторики с применением игрушек и игрового материала: разбор и собирание пирамидок, матрешек, мозаики; пеленание-качание кукол; игра с конструктором, с кубиками, рамками и вкладышами.

- Продуктивная деятельность.

4 - Вечер:

- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: нанизывание колец на тесьму; застегивание молний, прищепок; работа со счетными палочками; перебор пуговиц и др.

- Работа с иллюстративным материалом и дидактическими пособиями.

АПРЕЛЬ

1-я неделя апреля - Проведение педагогической диагностики на начало работы по проекту.

Понедельник

Упражнение «Поглаживание»*

Упражнение «Погладим котенка»**

1 – «Пальчик-зайчик-кулачок»

2 – «Сорока-сорока»

3 – «Утенок» (пищалка)

4 – Игра с прищепками «Рыбка»

Вторник

Упражнение «Пальцы»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Коза-дереза»

2 –«В прятки пальчики играли»

3 – «Разбери пирамидку»

4 – «Часики»

Среда

Упражнение «Спираль»*

Упражнение «Курочка пьет водичку» **

1 – «Кольцо»

2 – «Пальчики»

3 – «Построй башенку»

4 – «Собери пуговицы»

Четверг

Упражнение «Топ-топ»*

Упражнение «Мягкие кулачки» **

1 – «Гусь»

2 – «Пальчик-мальчик»

3 – «Курочка клюет зернышки»

4 – «Дорожка»

Пятница

Упражнение «Ласковое поглаживание» *

Упражнение «Музыканты-трубачи» **

1 – «Олень»

2 – «Белочка»

3 – «Покатай машинку»

4 – «Большая стирка» - 1

Суббота

Упражнения «Спираль», «Пальцы»*

Упражнение «Музыканты-пианисты» **

1 – «Петушок»

2 – «Котята»

3 – «Матрешка»

4 – «Примерь варежки»

Воскресенье

Упражнения «Поглаживание», «Большой палец»*

Упражнение «Солим суп» **

1 – «Курочка»

2 – «Пальцы-пальчики»

3 – «Чашки-вкладыши»

4 – Пальчиковый театр «Надевание куколки на разные пальчики»

МАЙ

Понедельник

Упражнение «Согреем руки»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Петушки – курочка»

2 – «Пальчики идут спать»

3 – «Мозаика»

4 – Игра с прищепками «Самолет»

Вторник

Упражнение «Гуси щиплют траву»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Волк»

2 – «Мы грибы идем искать»

3 – «Пчелки»

4 – «Покорми птичек»

Среда

Упражнение «Молоточек»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Кот»

2 – «Ну-ка пальцы, за работу!»

3 – «Покатай мишутку»

4 – «Собери жучков»

Четверг

Упражнение «Утюг»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Солнышко»

2 – «Цветок»

3 – «Грибочки»

4 – «Волшебная ложечка»

Пятница

Упражнение «Пила»*

Упражнение «Погладим котенка» **

1 – «Лучи солнца»

2 – «Белые цветы»

3 – «Собери пирамидку»

4 – «Большая стирка» - 2

Суббота

Упражнение «Тесто»*

Упражнение «Курочка пьет водичку» **

1 – «Флажок»

2 – «Встреча»

3 – «Построй башенку»

4 – «Найди пару»

Воскресенье

Упражнение «Погладим котика»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Улитка с рожками»

2 – «Цап-царап»

3 – «Поможем ежикам»

4 – Пальчиковый театр «Пальчик-мальчик»

ИЮНЬ

Понедельник

Упражнения «Утюг», «Пила»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Улитка с домиком»

2 – «Прыг-скок»

3 – «Матрешка»

4 – Игра с прищепками «Ежик»

Вторник

Упражнения «Тесто», «Погладим котика»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Пальчик – зайчик – улитка с рожками = улитка с домиком»

2 – «Балет»

3 – «Мозаика»

4 – «Солнышко»

Среда

Упражнение «Терка»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Бинокль»

2 – «Встречи-проводы»

3 – «Чашки-вкладыши»

4 – «Собери цветочки»

Четверг

Упражнение «Дрель»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Бинокль – петушки»

2 – «Строим дом»

3 – «Дорожка из кубиков»

4 – «Погремушка»

Пятница

Упражнение «Мороз»*

Упражнение «Мягкие кулачки» **

1 – «Бинокль – олень»

2 – «Зайчики»

3 – «Уточки»

4 – «Большая стирка» - 3

Суббота

Упражнение «Мячик»*

Упражнение «Погладим котенка» **

1 – «Стол»

2 – «Огонь»

3 – «Пирамидка»

4 – «Найди варежку для заиньки»

Воскресенье

Упражнения «Терка», «Дрель»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Стул»

2 – «Шалун»

3 – «Башенка для цыпленка»

4 – Пальчиковый театр «Ну-ка пальцы, за работу!»

ИЮЛЬ

Понедельник

Упражнения «Помоем руки под горячей струей воды»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Кресло»

2 – «Белочка»

3 – «Дорожка из мозаики»

4 – Игра с прищепками «Жучок»

Вторник

Упражнения «Спираль», «Утюг»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Стол – стул»

2 – «Бубен»

3 – «Матрешка»

4 – «Яблоня»

Среда

Упражнения «Мороз», «Мячик»*

Упражнение «Солим суп» **

1 – «Стол – стул – кресло»

2 – «Рыбки»

3 – «Петрушка»

4 – «Собери прищепки»

Четверг

Упражнения «Утюг», «Тесто»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота»

2 – «Липкие пальчики»

3 – «Грибочки»

4 – «Бусы»

Пятница

Упражнения «Погладим котика», «Дрель»*

Упражнение «Красим забор» **

1 – «Дорога»

2 – «Черепаха»

3 – «Машинка-сортер»

4 – «Большая стирка» - 4

Суббота

Упражнения «Пила», «Погладим котика»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Мост»

2 – «Замок»

3 – «Ягоды для птички»

4 – «Сделай комочек»

Воскресенье

Упражнения «Терка», «Тесто».*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота – дорога»

2 – «Вяжем шарфик»

3 – «Матрешка»

4 – Пальчиковый театр «Шалун»

АВГУСТ

Понедельник

Упражнение «Пальцы»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ворота–дорога–мост»

2 – «Ежик»

3 – «Башенка для петушка»

4 – Игра с прищепками «Солнышко»

Вторник

Упражнение «Топ-топ»*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Колокол»

2 – «Собираем грибы»

3 – «Угости»

4 – «Торт»

Среда

Упражнение «Спираль»*

Упражнение «Музыканты» **

1 – «Грибок»

2 – «Мы делили апельсин»

3 – «Цветочек из мозаики»

4 – «Собери урожай» (фасоль)

Четверг

Упражнение «Прокати орех»*

Упражнение «Орех скатился»**

1 – «Колокол – грибок»

2 – «Рубим дрова»

3 – «Уточки»

4 – «Сделай комочек»

Пятница

Упражнение «Посади орех»*

Упражнение «Спрячь орех»**

1 – «Теремок»

2 – «Репка»

3 – «Домик-сортер»

4 – «Большая стирка» - 5

Суббота

Упражнения «Прокати орех», «Посади орех»*

Упражнение «Орех скатился»**

1 – «Ветки – корни»

2 – «Детки»

3 – «Зайки»

4 – «Салют»

Воскресенье

Упражнения «Грецкий орех»*

Упражнения «Спрячь орех», «Поглаживания»**

1 – «Деревья»

2 – «Есть игрушки у меня»

3 – «Пирамидка»

4 – Пальчиковый театр «Липкие пальчики»

СЕНТЯБРЬ

Понедельник

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Ромашка»

2 – «Бусинки»

3 – «Наряди куклу»

4 – Игра с прищепками «Овощи»

Вторник

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Ласковое поглаживание» **

1 – «Ёжик»

2 – «Домик»

3 – «Дождик идет»

4 – «Спрячь лягушат»

Среда

Упражнение с колючим массажным мячиком*

Упражнение «Карандаш скатился»**

1 – «Бочка с водой»

2 – «Птичка пьет водичку»

3 – «Куб-сортер»

4 – «Собери счетные палочки»

Четверг

Упражнение «Растирание карандашом»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Прятки»

2 – «Оладушки»

3 – «Рамочка из мозаики»

4 – «Салют»

Пятница

Упражнение «Прокати карандаш»*

Упражнение «Карандаш скатился»**

1 – «Ваза – бутон – цветок»

2 – «Ножницы»

3 – «Кап-кап»

4 – «Большая стирка» - 6

Суббота

Упражнение «Сожми пуговицы»*

Упражнение «Пуговицы упали»**

1 – «Паук»

2 – «Осенние листья»

3 – «Травка для колобка»

4 – «Чешуя для рыбки»

Воскресенье

Упражнение «Прокати мячик по столу»*

Упражнение «Поглаживание»**

1 – «Пчёлка»

2 – «Пастушок»

3 – «Спрячь зайку»

4 – Пальчиковый театр «Теремок»

Последняя неделя месяца: Проведение педагогической диагностики на конец работы по проекту. Оформление и презентация.

Список литературы к проекту «Ладушки-ладошки» развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений

1. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т. А. Власовой. М. 1985.

2. Самсонова Л. Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984

3. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д. В. Конова – М. ; Педагогика, 1988.

4. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика [Текст]: пособие для родителей и педагогов. / Е. С. Анищенкова. - Владимир: «Астрель», 2006;

5. Бардышева, Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры [Текст] / Т. Ю. Бардышева. – М. : «Карапуз», 2007.

6. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. [Текст] / С. Е. Большакова – М. : ТЦ Сфера, 2006.

7. Бот, О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - N1.

8. Данилова, Л. Пальчиковые игры. [Текст] / Л. Данилова. - Москва: «Росмэн», 2008;

9. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

10. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

11. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1997.

12. Навицкая, О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. [Текст] / О. П. Навицкая. - Москва: «Сова», 2006.

13. Хвастовцев, А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. [Текст] / А. Хвастовцев. - Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

14. Чурзина, Н. О. Пальчиковые куклы. [Текст] / Н. О. Чурзина. - Москва: «Сова», 2007.

15. Шанина, С. Е., Играем пальчиками - развиваем речь. [Текст] / С. Е. Ша-нина, А. М. Гаврилова. - Москва: «Рипол плассик», 2008;

16. Янушко, Е. А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - Москва: «Мозаика-синтез», 2010.

Полезные интернет–ресурсы:

Сайты с форумами, посвященные здоровью и воспитанию детей с ДЦП.

http://budtezdorovjem.ru/detskiy-tserebralnyiy-paralich-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey/

http://rgskoy.ru/socpsih/80-vospitanie-detej-stradayushhix-dcp.html

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • ПДД
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на основе игровых упражнений. Проект «Ладушки-ладошки» (часть 2)
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам....
Фотоотчет муниципального проекта «Вместе с папой!» Разновозрастная группа №2,возраст...
Воспитатель Ганина Л. А. Проект «Вместе с папой» Проект "Вместе с папой! " направлен на развитие родительских компетенций, повышение вовлеченности...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на...
Нажия Азисова. Цель : Обучать умению рисовать прямые вертикальные линии разной длины-сосульки, проводить прямые вертикальные линии с помощью кисточки,...
Сенсорная книжка
Сенсорная книжка. Цель : сенсорное развитие. Задачи : благоприятно воздействовать на восприятие ребёнка и формировать у него представлений о внешних...
Конспект занятия по ОБЖ «Опасности на улице» в старшей группе
Конспект занятия по Обж в старшей группе Тема: «Опасности на улице». Цель: расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице; учить...