Лучший педагог года

Педагогический проект «Мастерская природы»

Евгения Муромцева
Педагогический проект «Мастерская природы»

«Мастерская природы»

Автор проекта : Муромцева Евгения Константиновна, воспитатель

участники: воспитанники второй младшей группы «Солнечные зайчики»

консультант: Зайцева Ольга Степановна,

воспитатель II квалификационной категории

Информационная карта проекта

1. Педагогический проект на тему «Мастерская природы»

Публикация «Педагогический проект „Мастерская природы“» размещена в разделах

2. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

3. Цель проекта - формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.

4. Муромцева Евгения Константиновна – воспитатель, специальность по диплому воспитатель – эколог, методист-организатор дошкольного образования с дополнительной квалификацией «Детский практический психолог».

Адрес: г. Югорск, ул. Попова 1-12; тел. 89505042071; e-mail - beaty_1988_881@mail.ru

5. 3 июня 2013 – 30 августа 2013

6. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» группы детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.

7.

8.

Введение.

Краткая аннотация проекта.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что такое природный материал, как с ним работать, и как можно его использовать в творческих целях.

Вид проекта – групповой, среднесрочный.

Тип проекта – исследовательско - творческий

Актуальность проекта – экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мирровозрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого котострофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.

Обоснованность проекта. Проект «Мастерская природы» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.

Перспективность: работа с природным материалом всегда будет актуальна. Мы планируем на протяжении пяти лет работать над этой темой, совершенствовать знания о природном материале и технике работы с ним.

Сроки реализации проекта : 3 июня 2013 – 30 августа 2013

Описание проекта и его обоснование.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого - ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, работа с природным материалом, участие в играх и соревнованиях - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Мною был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".

Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Цели и задачи проекта.

Цель: формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с разными видами природного материала;

- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;

- научить изготавливать картины из цветного песка и фигурки животных из камней;

развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;

развивать и формировать трудовые навыки;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;

- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

Основное содержание проекта

Для достижения поставленных целей и задач, нами были использованы следующие методы, пути и приемы решения:

• Использование мультимедийных презентаций.

• Развлечения, досуг.

• Дидактические, подвижные игры.

Творческая деятельность: оформление буклетов, создание картин из песка; поделки из камня; рисунки на песке.

• Экскурсии и целевые прогулки.

• Беседы познавательного характера

Информация о проекте будет распространяться с помощью буклетов внутри образовательного учреждения среди педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.

Ресурсы

1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).

3. Обеспечение материально-технических условий (групповая комната, прогулочный участок группы, оборудование).

4. Обеспечение временных условий (проект является среднесрочным, так как продолжительность проекта составляет 3 месяца)

Целевая аудитория

Воспитанники второй младшей группы, родители (законные представители) воспитанников, педагоги.

План реализации проекта

№ Этапы Срок реализации проекта Мероприятия Дата Ответственное лицо

1 Подготовительный

Сбор информации июнь Просмотр иллюстраций;

Подборка литературы; создание информационный буклет на тему: «Берегите землю»; Проведение веселых стартов; Экологическая викторина «Человек природе друг-это знают все вокруг» 3 - 14 июня 2013 Воспитатель родители

2 Экспедиция июнь Сбор и рассматривание природного материала; сортировка собранного материала по определенным признакам; беседа на тему «Природа – мастерица»; создание картотеки «Игры с песком и камнями»; проведение опытов с песком и камнем; проведение песочной терапии; познавательное чтение «Легенды и мифы о песке» 17 - 28 июня 2013 Воспитатель

3 Цветной песок июль Рисование на песке; просмотр короткометражного фильма «Рисунки на песке»; строительство песочного городка; консультация для родителей «Песок в быту»; чтение стихов и загадок о песке; просеивание, прокалка, сушка и покраска песка. 1 - 12 июля 2013 Воспитательродители.

4 Песочные картины июль Подборка иллюстраций для песочной картины; рисование песочной картины;

игры с песком; проведение конкурса на самый большой куличик из песка; игры с мокрым песком; беседа с детьми на тему «Где используют песок?»; проведение веселых стартов «Защитники природы» 15 - 26 июля 2013 воспитатель

5 Такие разные камни август Рассматривание камней найденных в экспедиции на 2 этапе; рассматривание иллюстраций; чтение мифов и легенд о камнях; подборка литературы о камнях; рассматривание иллюстраций с драгоценными камнями и изделиями из них; беседа с детьми на тему «Где используют камни»; проведение опытов и игр с камнями. 1-9 августа 2013 воспитатель

6 Живые камни август Подготовка камня для дальнейшего использования; изготовление из камня лягушки; просмотр иллюстраций на тему «Поделки из камней»; работа с родителями на тему:«Разрисованные камни»; беседа с детьми на тему: «Использование камней в быту»; конкурс на самую высокую башню из камня 12-23 августа 2013 Воспитатель

7 Заключительный август Подведение итогов проекта; выставка детского творчества 26-30 августа 2013 Воспитатель

Проблема: воспитанники группы не имели представления о том, что можно сделать из песка и камня.

Гипотеза: песок и камни – природный материал, который можно использовать для детских творческих работ.

Подготовительный этап:

Во время прогулки Кристина у меня спросила «Вот песок такой серый, им не интересно играть, и из него можно слепить только куличики?», остальные дети присоединились к ее вопросу. Они думают, что с песком играть не интересно, и что он не может быть другого цвета, а только серым и невзрачным.

Мы решили провести собственное исследование о том, какой может быть песок, из чего он сделан. Так же для исследования мы взяли камень, так как он является одной из составляющей песка.

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний детей с использованием обсуждения и направляющих вопросов. Выяснилось, что дети не знают, что можно сделать из песка и камней, они не знают, что его можно красить.

Мы подобрали литературу, изучили информацию. Из литературы мы узнали что, природа – мастерица на все руки. Человек постоянно берет идеи из природы, вдохновляется природой. Природа – это мастерская, и храм, и часть нас.

1 этап. Сбор информации.

Через самостоятельный поиск информации узнали, что природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.

Глядя на создание природы, человек всегда брал их основную идею. Природа - величайший мастер. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Всю эту красоту природы можно сохранить в работе с природным материалом и выразить в декоративно – прикладном творчестве.

В ходе 1 этапа нами был создан информационный буклет на тему: «Берегите Землю!»; также были проведены веселые старты, экологическая викторина на тему: «Человек природе друг – это знают все вокруг», в которой дети показали свои знания о том, как человек помогает природе и как вредит, так же дети сказали, какие поступки нельзя совершать в отношении природы.

Наступило лето, самое время подумать о природном материале, который окружает нас и лежит под ногами. Именно сейчас есть время подумать о создании сказочных, волшебных картин, различных изделий, которые будут напоминать о живой природе, запахе трав, цветов, шелесте листьев.

Взавершении 1 этапа мы сделали вывод, что люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Узнали, что природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

2 этап. Экспедиция.

Задача: Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обычном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.

Вот и наступило долгожданное лето: стало тепло, часто светит солнышко на безоблачном небе, кругом буйная зелень деревьев, кустов, трав. И мы, воспользовавшись прекрасной погодой, отправились на экскурсию по территории детского сада, чтобы собрать необходимую коллекцию из природного материала для дальнейшего исследования и творчества. Даже опавшим листочкам, сломанным веточкам, засохшей траве можно найти применение, но для дальнейшей работы выбрали самое необходимое для нас: камни и песок.

В ходе второго этапа нами создана картотека «Игры с песком и камнями», проведена беседа на тему «Природа-мастерица», в которой мы разговаривали о необычном природном материале, что из него можно сделать, где его использовать. Проводили опыты с песком и камнями. Прочитали познавательные рассказы «Мифы и легенды о песке». Провели песочную терапию.

Мы сделали вывод, что в природе нет ничего лишнего. Все, что дает нам природа надо использовать, но в разумных количествах.

3 этап. Цветной песок

Задачи.

• Обучать детей окрашиванию и хранению песка.

• Побуждать к получению разнообразных оттенков песка для выполнения работ в различных цветовых гаммах.

Играя на участке, мы с детьми рассматривали песок. Нам было интересно, как он стал таким, какой он сейчас. Из книг мы узнали, что когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы, они называются песком.

Песок для детей является неким средством для игры. Они привыкли делать из него куличики, рыть ямы, поливать водой и т. д. А благодаря книгам мы узнали, что песок — очень полезный материал. Он употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды. Так же песок используют для творческих работ. Мы с детьми просмотрели короткометражный фильм «Рисунки на песке», о том какие картины можно создавать при помощи песка и нас это очень вдохновило. Нам очень понравилось рисовать на песке. Подготовили информацию для родителей на тему «Песок в быту», читали стихи и загадки о песке, строили песочные городки. Но песок имеет невзрачный окрас и по этому, мы решили его покрасить.

Для дальнейшей работы с песком мы его просеяли, промыли, прокалили и высушили. Высушенный песок перекладывали в баночки, заливали водой, добавляли гуашь, выкладывали на бумагу и оставили высыхать.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что песок - это незаменимый материал при строительстве, в хозяйстве и в творчестве.

4 этап. Песочные картины

Задачи.

Учить детей использовать технику рисования цветным песком, развивать творческие способности и фантазию детей, побуждать к поиску собственных решений;

Игры с небольшими или сыпучими предметами хорошо развивают мелкую моторику. Творчество благотворно сказывается на развитии ребенка: дети учатся видеть и создавать красоту. Теперь настала очередь цветного песка. Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.

Для начала мы подобрали иллюстрации для песочных картин и остановились на картинке петушка. Для дальнейшей работы с ней мы ее распечатали. Положили картинку на стол, намазали клеем ПВА и осторожно тоненькой струйкой посыпали.

Когда клей высыхает, осторожно стряхивали лишний песок на клеенку. Получается очень красивая, необыкновенная и оригинальная картина. Наш петушок получился очень ярким и разноцветным. Работа с песком доставляет детям большое удовольствие. Готовые работы были выставлены для родителей в раздевалке группы.

Провели беседу с детьми на тему «Где используют песок», веселые старты «Защитники природы».

Из этого можно сделать вывод, что песок – очень полезный предмет для творчества, так как работая с песком развивается мелкая моторика рук, внимание, воображение, эстетический вкус и чувство композиции.

5 этап. Такие разные камни

Задача.

Обратить внимание детей на разнообразие камней, встречающихся нам в жизни;

На прогулке мы с детьми рассматривали найденные нами в экспедиции камни. Из литературных источников мы узнали, что камень – это так же обломок горной породы. Камень, так же как и песок широко используется в строительстве, в хозяйстве. При рассмотрении камней вместе с детьми, мы обращали внимание на красоту камней, их размер, цвет, фактуру. Обратили внимание на то, что камень меняет цвет в зависимости от того, сухой он или мокрый, лежит в тени или на солнечной стороне. Сравнивали камни по весу, по окраске.

Из источников мы узнали, что есть и драгоценные камни, которые используются в ювелирном деле. Беседовали с детьми на тему «Где используются камни», проводили опыты и игры с камнями.

Для дальнейшей нашей работы мы вымыли камни и просушили их.

Подводя итог полученной информации данного этапа, сделали вывод, что камень тоже как и песок является незаменимым компонентом при строительстве, в хозяйстве и быту.

6 этап. Живые камни

Задачи.

Развивать фантазию, воображение детей. Побуждать изображать по представлению доступными средствами (камни разные по цвету и размеру, клей, краски);

Дети редко используют камень для своего творчества, хотя такой материал очень долговечный, стойкий и прочный, с ним легко работать. Чаще всего детские поделки из камней ограничиваются его разрисовыванием красками. Выполнять поделки вместе с детьми не только интересно и весело. Занимаясь творчеством ребенок развивается духовно, морально, эстетически. С детьми мы просматривали иллюстрации на тему «Поделки из камней», так же дали задание родителям принести разрисованные камни, беседовали с детьми на тему «Использование камня в быту», а также проводили конкурс на самую высокую башню из камней.

Для дальнейшей работы мы вымоли камни мыльно-содовом растворе, и просушили их. Мы с детьми попробуем оживить наши камни и превратить их в интересных и забавных лягушек.

Заготовленные заранее шаблоны лапок и головы лягушки с помощью клея ПВА наклеили на наши камни. Гуашью разрисовали спину, и наш камень стал живым. Детям очень понравилось это занятие. Когда лягушки были готовы, они стали сними играть, разговаривать с ними.

Из этого можно сделать вывод, что такой, с виду невзрачный камень, может стать такой интересной и красивой игрушкой для детей. Стоит только захотеть.

Заключительный этап

Благодаря исследовательской работе, дети узнали, что в природе нет ничего лишнего.

Природа – это наш дом и нам его надо беречь и охранять. На протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Необходимо беречь мир, в котором мы живем. Благодаря работе дети узнали, что из таких невзрачных, казалось бы, песка и камня получаются очень интересные, красивые поделки и картины, стоит только приложить чуточку терпенья, вдохновенья и творчества.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результаты-продукты:

Дети: картотеки; выставка творческих работ; презентация;

Родители: творческие работы; консультации.

Результаты-эффекты:

Дети:

Расширение представлений о природном материале, о неразрывной связи человека и природы.

Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Ответственное отношение детей к окружающей среде.

Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка.

Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Родители:

Повышение уровня экологического сознания.

Активное участие в жизнедеятельности группы.

Педагог :

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.

Внедрение современных форм, технологий и методов работы по эколого-познавательной деятельности.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Сегодня стоит вспомнить, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами. Вторая младшая группа начальная ступень дошкольного образования, впереди у воспитанников три возрастных периода, в связи с этим намечена дальнейшая перспектива развития проекта :

• Создание мини-музея природных материалов;

• Изготовление поделок из веток, ракушек, семян, шишек, еловых иголок, листьев;

• Организация выставки «Лаборатория природы»;

• Поход в музей «Газпромтрансгаз Югорск»

• Создание книжек-малышек на природоохранную тему;

• Сочинение экологических сказок;

• Проведение экологических праздников.

• Проведение мастер – класса по работе с природным материалом для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967. – 91

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

4. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А. М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005

5. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 64

6. Гульянц Э. К., Базик И. Я. "Что можно сделать из природного материала" : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1984.

7. Иванова А. А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/А. А. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004

8. Масленкова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2009.

9. Интернет-ресурс

10. https://ru.wikipedia.org

Оценка результатов деятельности

Педагогического проекта «Мастерская природы»воспитателя второй младшей группы «Солнечные зайчики»

Муромцевой Евгении Константиновны

Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются.

Автором дано четкое и аргументированное обоснование актуальности выбранной темы и необходимости более детального изучения данной проблематики в настоящее время. Целью данной работы являлось формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.

Для её достижения были поставлены следующие задачи:

образовательные:

- познакомить с разными видами природного материала;

- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;

- научить изготавливать картины из цветного песка и фигурки животных из камней;

развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;

развивать и формировать трудовые навыки;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;

- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

Актуальность данного проекта не вызывает сомнения, поскольку экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мирровозрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого котострофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления о природе и природных материалов, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.

Автором проведена серьезная работа по приобщению детей к природе, к творчеству. За время проекта дети научились любить и уважать природу, открыли для себя много нового, научились использовать природный материал в творческих целях, узнали как образовался песок и камни.

Педагогический проект «Мастерская природы» соответствует всем требованиям, предъявленным к работам такого рода

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_8vr72.pptx | 3272,81 Кб
 
Публикации по теме:

Логопедический проект «Времена года» Логопедический проект Тема «Времена года»Автор проекта Шиловская Татьяна Анатольевна учитель-логопед второй квалификационной категории.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Мастерская природы»
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 09:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД