Елена Чудакова
Физическое воспитание дошкольников. Педагогический проект «Мы и спорт — вместе навсегда»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семья-детский сад.
Цель проекта:
Публикация «Физическое воспитание дошкольников, Педагогический проект „Мы и спорт — вместе навсегда“» размещена в разделах
Вовлечение детей дошкольного возраста в активную физическую и спортивную деятельность через обогащение их представлений о спорте и олимпийском движении.
Задачи нашего проекта:
1. Познакомить с доступными для детей сведениями об истории олимпийского движения древности и современности.
2. Познакомить детей с олимпийскими чемпионами России, Вологодской области и города Череповца.
3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
4. Развивать у дошкольников интерес к различным видам спорта.
5. Воспитывать у детей социально значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность, выносливость, трудолюбие.
6. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
7. Создать информационную базу: об истории спорта, Олимпийского движения, традиций проведения Олимпийских игр.
8. Пополнить развивающую среду группы новым дидактическими материалами по теме.
9. Повысить активность родителей воспитанников в разных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Ценность данного проекта: «Мы и спорт – вместе и навсегда» состоит в том, что данная тема является актуальной в преддверии Олимпиады в Сочи 2014года. Данный проект предполагает совместную деятельность педагогов, детей, их родителей и социума; направлен на повышение мотивации у старших дошкольников к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ (инструктор по физической культуре, психолог, дети подготовительной группы № 10, родители, социум.
Этапы реализации проекта:
Предварительный:
1. Был проведен анализ методической литературы и изучен имеющий педагогический опыт работы по данному направлению.
2. Проведено анкетирование детей с целью выявления начального уровня знаний об олимпийских играх и родителей с целью совершенствования работы по физкультурно - оздоровительному направлению в ДОУ.
По результатам опроса выделены три уровня знаний детей об олимпийских играх: высокий – 0%, средний – 77,3% (17 детей, низкий – 22, 7% (5 детей).
Также на начальном этапе работы было проведено анкетирование родителей воспитанников. В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в физическом воспитании детей: высокий уровень – 14,3% (3 семьи, средний уровень – 47,7% (10 семей, низкий уровень – 38% (8 семей).
Основной:
На основном этапе в рамках проектной деятельности проведена следующая работа:
С целью расширения и закрепления знаний и представлений о спорте и Олимпиаде были проведены познавательные беседы на темы:
- «Как возникли Олимпийские игры»
- «Герои и боги Олимпа»
- «Спорт и спортсмены»
- «Какими качествами должен обладать олимпиец»
- «Символика Олимпийских игр и традиции»
- «Летние и зимние Олимпийские игры»
- «Спортсмены Вологодской области»
Для обогащения развивающей среды и создания в группе уголка Олимпиады в Сочи 2014, при активном участии детей и родителей, были собраны материалы:
- Наглядно-демонстрационный материал по видам спорта
- Тематический альбом "Талисманы Олимпийских игр"
- Альбомы с иллюстрациями зимних и летних видов спорта
- Тематический словарь в картинках
С целью обогащения знаний об отдельных видах спорта детьми и их родителями были подготовлены и презентованы доклады.
Так же была организована встреча с интересными людьми. На которой инструктор по физическому воспитанию Снопиковой Л. А. (мастер спорта по полиатлону.
Детям, посещающим спортивные секции, было предложено провести исследовательский проект для изучения выбранного спортивного направления и последующего представления данного опыта в презентации.
В рамках взаимодействия с социумом мы посетили «Центральную детско-юношескую библиотеку № 8». Была показана презентация на тему «Откуда пришли Олимпийские игры»,предложены для чтения и рассматривания книги, журналы о спорте, спортсменах и энциклопедии, показан многосерийный мультфильм «Баба Яга против!».
Для повышения интереса к предстоящим Олимпийским играм и отслеживания результатов достижений Российской команды был создан Олимпийский календарь в Сочи.
В ДОУ для повышения интереса к занятиям физической культурой и спорту был создан Музей спортивных достижений и Олимпиады в Сочи.
Для развития физических качеств и повышения двигательной активности детей систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия в бассейне, подвижные игры.
С целью увеличения двигательной активности детей были собраны картотеки подвижных игр, игр с мячом, динамических пауз.
На базе нашего ДОУ ведутся секции «Школа мяча» и «Шашки». Дети подготовительной группы № 10 уже второй год с удовольствием посещают секцию «Школа мяча», хорошо владеют навыками ведения мяча, активно используют мяч в подвижных играх. Обучение в секции «Шашки» способствует развитию у дошкольников аналитических способностей, логическому мышлению, дети учатся решать комбинации, просчитывать ходы наперед. Во время свободной деятельности наши дети часто играют в шашки.
В рамках активного взаимодействия семьи и ДОУ 6 семей воспитанников приняли участие в городском спортивно-массовом мероприятии «Всероссийский день бега «Кросс нации - 2013» с целью повысить уровень участия родителей в физическом воспитании своих детей, приобщению детей к спортивной деятельности.
Дети группы принимали участие в «VIII Спартакиаде дошкольных образовательных учреждений города 2013/2014 учебного года» бег на скорость и праздничном концерте, посвященному Юбилею движения ДРОЗД – Череповец.
Для повышения мотивации к занятиям физкультурой, обогащения представление об Олимпийских играх как соревновании в целях физического совершенствования инструктором по физической культуре были разработаны спортивные старты по летней и зимней олимпиаде, с учетом гендерного подхода. Задания эстафет были максимально приближены к правилам данных видов спорта.
В рамках коммуникативно-личностного развития были созданы дидактические игры: «Разрезные картинки», «Зимние олимпийские виды спорта», «Спортивное лото», «Виды спорта», «Правильное питание», «Чем похожи виды спорта». В свободной деятельности детям были предложены настольные игры спортивной направленности: «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол»; настольно-печатные игры- бродилки – «Упражнения Тигры с мячом», «Зимние развлечения»; игровой набор «Парные картинки. Спорт»; обучающая игра-лото «Валеология или здоровый малыш».
Родители с детьми создавали кроссворды на спортивную и олимпийскую тематику.
Дети активно принимают участие в сюжетно-ролевых играх «Спортивная тренировка», «Спорттовары», где не только общаются, но и совершенствуют свою физическую форму – отжимаются, качают пресс, прыгают на скакалке, крутят обруч и т. д.
В совместной деятельности познакомили детей с серией рассказов о подвигах Геракла; с книгой Г. П. Шалаевой «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте».
Создан при активном участии родителей и детей альбом «Загадки, стихи и пословицы о спорте».
Работая над художественно-эстетическим развитием в рамках проекта, детям предлагалось нарисовать, раскрасить картинки на спортивную тематику.
В ходе коллективной работы были созданы макеты «Фигурное катание» и «Хоккей», изготовлены карнавальные маски -талисманов Олимпиады Сочи 2014.
Дети познакомились с музыкальными произведениями на спортивную тематику:
«Гимн России», «Трус не играет в хоккей» и др.
Был создан календарь на 2014 год в спортивной тематике с фотографиями детей группы.
Просмотрены мультфильмы спортивной тематики «Шайбу, шайбу!», «Матч-реванш» и др.
Для родителей были оформлены печатные консультации на стенд «Здоровые родители – здоровые дети», «Занятия ушу для ребенка», «Роль семьи в физическом воспитании дошкольников».
Для оценки эффективности проделанной нами работы был сделан промежуточный срез.
В ходе повторного анкетирования детей на конец декабря были получены следующие результаты уровня знаний у детей об олимпийских играх:
высокий - 27,3% (6 человек, средний - 63,7% (14 человек, низкий -9% (2 человека). Наметилась положительная динамика нашей работы, появились дети с высоким уровнем знаний, снизился процент детей с низким уровнем знаний об олимпийских играх. Дети с низким уровнем знаний являются часто болеющими.
При повторном анкетировании родителей мы получили следующие результаты: высокий уровень – 23,8% (5 семей, средний уровень – 52,4% (11 семей, низкий уровень -23, 8% (5 семей). За прошедший период 1 ребенка записали в секцию ушу и 2 на танцы. 2 семьи стали чаще участвовать в спортивных мероприятиях, проявлять интерес к новостям спорта.
В дальнейшем планируется провести следующую работу:
-Опытно-экспериментальная деятельность "Исследование спортивного оборудования и снаряжения";
- Познавательно- исследовательский проект «Здоровое питание»;
- Создание альбома "Мой любимый спортсмен", "Чемпионы Сочи 2014";
- Экскурсия по спортивным объектам Череповца;
- Участие в городском мероприятии "Лыжня России";
- Проведение спортивных праздников;
-Театрализованная деятельность "Как стать спортсменом", «Подвиги Геракла» для младших групп;
-Спортивный досуг "Лучше папы- друга нет";
- Игра «Что? Где? Когда?» по олимпийской тематике с участием детей другой подготовительной группы ДОУ;
- Брейн – ринг с родителями «Олимпийские игры»;
- Лепка из соленого теста «Олимпийские медали» (для награждения победителей спортивных соревнований, проводимых в ДОУ);
- Конкурс рисунков на спортивную тематику;
- Организация выставки книг на спортивную тематику;
- Беседы о соблюдении техники безопасности при занятии физической культурой и спортом.
Заключительный:
Проведенная нами работа имеет положительную динамику. В процессе обогащения знаний детей об олимпийских играх и спорте у большинства детей расширились представления об Олимпийских играх и различных видах спорта, дети узнали о символике и талисманах предстоящей Олимпиады и прошедших Олимпийских игр. Появился интерес к более углубленному изучению отдельных видов спорта. У некоторых возник интерес пойти в спортивную секцию и попробовать свои силы в предпочитаемом виде спорта. Родители воспитанников стали более активны и заинтересованы в вопросах физического развития своих детей.