Папки-передвижки

Педагогический проект на тему «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

Алёна Парамонова
Педагогический проект на тему «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему : «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

Выполнил воспитатель: Шихова Алена Сергеевна

Актуальность

Этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах

В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

Публикация «Педагогический проект на тему „Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы“» размещена в разделах

Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н. И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,. там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить, воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Тип проекта : нормативный, краткосрочный

Срок реализации: с января по февраль 2016 г.

Участники: Дети, родители, воспитатели подготовительной группы

Проблема: Бедный словарь формул речевого этикета

Цель: Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи:

Образовательные:

. Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений.

• Знакомить детей с правилами культурного поведения.

Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

• Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

• Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Предполагаемые результаты:

В итоге проведё нной работы дети должны научиться:

- Пользоваться расширенными формулами речевого этикета;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу в нужной тональности.

- Взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

- Уважительно относится к близким и окружающим людям.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей.

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

• Непосредственно образовательная деятельность

• Беседы

• ИЗО-деятельность

Творческо-речевые игры и упражнения

Игры:

- дидактические;

- коммуникативные;

- словесные;

• Музыкальная деятельность

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• чтение художественной литературы;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• рассматривание картин, иллюстраций.

План реализации

Подготовительный этап :

• Подбор методического материала

• Подбор дидактического материала.

• Разработка перспективного плана мероприятий

• Подбор литературы и предварительное чтение

Работа с родителями:

• Дерево добрых дел – «Я уже большой, помогаю маме» (Фотовыставка)

• Папка – передвижка «Правила речевого этикета»

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Ежели вы вежливы»,

В. Осеева «Волшебное слово»,

Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»,

С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Не извеняйка».

В. Осеева «Просто старушка», «Плохо», «Что легче?», «Почему?».

Н. Кульская «Невежливая вежливость»

Чтение «Сказка о матери и сыне»

Г. Остер «Будем знакомы»

В. Степанов «Уроки вежливости»,

С. Маршак «Урок вежливости»,

В. Голяховский «Что за слово»,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Благинина «Добрые слова»,

Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей».

Познавательное развитие Речевое развитие

Дидактические игры Ознакомление с социальным миром Формирование

элемент. матем. представлений Рассматривание картин, составление рассказов по картинам Беседа Работа с пословицами и поговорками

Дид. игра: «У нас в гостях кукла Таня»

Цель: воспитывать доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками

Дидактическая игра

«Пожалуйста»

Цель: формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности.

«Назови лишнее слово»

Цель: учить различать слова речевых формул этикета

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Комплименты». Цель: формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Беседа «Что такое речевой этикет»

Цель: познакомить детей с понятием этикет.

Беседа «Слова обращения в разных странах».

Цель: знакомить детей со словами приветствия в разных странах.

Рассматривание плаката:

«Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым». Игра «Я набираю ваш номер»

Цель: учить детей набирать номер телефона

Игра «Заколдованный герой»

Цель: закреплять знания числового ряда Составление рассказа по теме

«Так ведут себя вежливые дети»

Составление рассказа из личного опыта

«Я уже большой, помогаю маме» (Фотовыставка)

Разбор ситуаций по фотографиям Беседа-диалог

«Приветствие и ответ на него»

Цель: формировать устойчивый навык употребления этикетных формул

«Благодарность и ответ на неё»

Цель: учить выражать благодарность и отвечать на неё.

«Извинение и ответ на него»

Цель: учить извиняться и отвечать на извинения

«Прощание, пожелание при прощании, телефон и мы»

Цель: учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону Заучивание пословиц и поговорок о вежливости

(Худое дело обидеть соседа; Каков привет, таков и ответ)

Цель: учить детей объяснять смысл пословиц, развивать внимание и память.

Социально – коммуникативное

развитие Художественное-эстетическое развитие Физическое

развитие

Социализация Нравственное

воспитание Развитие общения Изобразительная деятельность Физическая культура

Игра драматизация «Добрый день»

Цель: учить детей

значению вежливых слов, правильно употреблять слова в речи

Игра драматизация по стихотворению

Игра-инсценировка «Телефонный разговор»

Цель: закреплять правила телефонного этикета.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Игра-соревнование «Сервировка стола»

Беседы:

«Что значит быть вежливым»

Цель: объяснить детям, что значит истинно вежливый человек, почему он знает не только вежливые слова, но и старается сделать людям приятное.

«Давай познакомимся»

Цель: Учить детей правилам знакомства, расширять коммуникативные способности детей.

Моделирование и обсуждение ситуаций по формулам речевого этикета.

Игра – инсценировка «Секрет волшебных слов»

Цель: закреплять в речи слова приветствия и благодарности. Словесная игра.

«Страна вежливости»

Цель: учить употреблять вежливые слова приветствия в зависимости от адресата и ситуации, обучать общей культуре поведения доброму, уважительному отношению друг к другу.

Творческая игра

«Кто знает больше вежливых слов».

Цель: активизировать в речи волшебные слова.

Изготовление подарка к празднику «8 марта» Открытка «Ваза с цветами»

Аппликация

«Дерево добрых дел –

«Я уже большой, помогаю маме» (Фотовыставка)

Подвижная игра: «Мяч лови, слова «волшебные» говори»

Подвижные игры:

«Догони – вежливое слово говори».

Итоговое мероприятие

Досуг занятие: «Весёлый этикет или столик к празднику накройся»

Список литературы:

Шипицина «Азбука общения»

О. М. Ельцова «Риторика для дошкольников»

Соколова О. М. Этическое воспитание дошкольников

Алексеева Д. Ф. Этическое воспитание дошкольников

Курочкина Н. И. Этикет для дошкольников

Картаушина Коммуникативные игры для дошкольников

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Педагогический проект «День дошкольного работника» для детей подготовительной группыПедагогический проект «День дошкольного работника» для детей подготовительной группы .

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект на тему «Домашние животные» Педагогический проект на тему: «Домашние животные» Вид проекта: комплексный Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей:.

Педагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группыПедагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект на тему «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД