Алия Прохорова
Педагогический проект «Любимая матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: «Любимая матрешка»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 4 месяца.
Участники проекта: дети 1мл. группы, воспитатель, родители воспитанников.
Публикация «Педагогический проект „Любимая матрешка“» размещена в разделах
Актуальность проблемы: воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение детей к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Матрешка став образцом русского демокративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка-символ народной культуры нашего отечества. Она любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира. А ознакомление детей с русской народной игрушкой невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Матрешка по своей структуре-хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость. И поэтому в нашей группе мы разработали познавательно творческий проект «Русская матрешка».
Проблема: Недостаточные знания детей и родителей о предметах народно-прикладного искусства, в частности о матрешке.
Цель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с русской матрешкой.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
1. Приобщать детей к русской культуре через знакомство с предметами народно-прикладного искусства-матрешкой.
2. Познакомить детей с народной игрушкой «Матрешка»
3. Развивать сенсорные способности
4. Развивать мелкую моторику
5. Научить ориентироваться в контрастных величинах.
Речевое развитие:
1. Развивать словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».
2. Вызвать у детей желание рассказывать потешки и стихи о матрешках.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке
2. Воспитывать бережное отношение к матрешке и заботу о ней
Художественно-эстетическое развитие
-Разучить танец «Веселые Матрешки»
Задачи, направленные на детей:
1) Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;
2) Способствовать развитию творческих способностей, умения применять и передавать свои знания на практике; активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора при помощи тычка, кисточки;
3) Воспитывать ценностное отношение к труду народных умельцев и своему собственному.
Задачи, направленные на родителей:
1) Вызвать интерес к народной игрушке;
2) Активизировать творческий потенциал родителей, привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству участников проекта;
3) Приобщить к истокам русской народной культуры.
Задачи, направленные на педагога, реализующего проекта:
1) Создать условия для эффективного общения, формирования познавательно-поисковых умений всех участников проекта;
2) Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Планируемый результат:
- усвоение существительного с обобщающим понятием «народная игрушка»; - проявление интереса к экспериментированию и игровым действиям с различными народными игрушками; - овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении матрешки; - бережное отношение к игрушкам;
- развитие речевой активности детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры и игрушек в жизни ребенка.
Развитие интегративных качеств детей
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; - Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Предварительная работа:
- Составить картотеку игр с куклой.
- Подобрать литературу по теме: «Игры детей раннего возраста». - Разработать цикл занятий с детьми. - Подобрать материал для совместной образовательной деятельности с детьми (игры, стихотворения). Взаимодействие с семьей:
- Анкетирование родителей на тему: «Роль Матрешки в развитии ребенка». - Оформление альбома «Моё знакомство с Матрешкой». - Выставка детских работ «Матрешка». - выставка с участием родителей: «Русский костюм для Матрешки своими руками». - Родительское собрание на тему «Роль народной игрушки в развитии ребенка». - Папка передвижка «Игры детей раннего возраста».
Проект проходит в нескольких этапах
1 этап:
Изучить литературу, подобрать стишки, песенки и потешки о матрешке, подобрать игрушки разной фактуры, расцветки и величины, подобрать иллюстрации, обсудить проект с родителями.
2 этап:
Провести занятия с матрешкой, провести сюжетно-ролевые игры, игры с разными видами матрешек, сравнения, чтение и разучивание потешек и песенок о матрешке, разучивание танца «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки».
3 этап:
Изготовление дидактической игры «Матрешки»-подбор материалов и изготовление игры, применение на практике игры «Матрешки». Консультация для родителей «Использование дидактических игр в деятельности детей раннего возраста».
Итоговое мероприятие: Проведение развлечения «Дуйте в дудки, бейте в ложки, поиграть пойдем с матрешкой».
Содержание:
1. Овладение методами, приемами, формами организации работы, направленными на формирование представлений о матрешке;
2. Предоставление условий для обогащения игрового опыта детей в самостоятельной деятельности;
3. Обогащение речи активным словарем с учетом возрастных особенностей.
Предполагаемый результат:
1. закрепление умения и навыков, полученных на занятиях;
2. самоорганизация детей в игре;
3. употребление в речи активного словаря.
Тематический план к проекту
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Рассказ с показом: «Ознакомление с народной игрушкой матрешкой».
2. НОД Сенсорное развитие: «Складывание трехместной матрешки»
3. НОД Дидактический материал «Разложи и собери матрешек вместе»
4. НОД Дидактический материал «Игры с матрешкой, сравнение»
5. НОД конструирование «Домик для матрешки»
6. Сюжетно-ролевая игра «В гости к нам пришла матрешка»
7. Сюжетно-ролевая игра «Напоим матрешку чаем»
8. Игра-сюрприз «К малышам пришла матрешка с зеркальцем»
9. Развитие речи: Чтение стихотворений про матрешек
10. Музыкальное: разучивание танца «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки»
11. Досуг «В гости к нам пришли матрешки»
Деятельность педагога:
12. Разработка и изготовление дидактической игры «Матрешки»
Совместная деятельность педагога с родителями:
13. Консультация для родителей «Использование дидактических игр в деятельности детей раннего возраста»
Совместная деятельность родителей с детьми:
14. Подборка стихов и потешек о матрешках «Учим дома с мамой»
Обобщение результатов работы
В работе над проектом- использовались различные методы и приемы по знакомству и умению действовать с игрушкой «Матрешкой».
Организуя игры и совместную деятельность- мы ставили перед собой различные задачи. Все задачи были успешно решены.
Ориентируя детей на использование накопленных наблюдений- мы разработали и создали дидактическую игру «Матрешки».
Провели развл
ечение «Дуйте в дудки, бейте в ложки, поиграть пойдем с матрешкой».