Галина Ястребова
Педагогический проект «Народные промыслы Лебедянского края» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА : творческо-информационный;
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : долгосрочный;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети подготовительной к школе группы,
воспитатели, специалисты, родители;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познание, коммуникация, социализация,
художественное творчество, труд;
Публикация «Педагогический проект „Народные промыслы Лебедянского края“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: тема возвращения к истокам русского народа, его культуре, истории особенно актуальна в наше время, когда везде насаждается чуждая религия, культура и идеология, пропагандируется насилие над личностью человека. Это негативно влияет на психику маленького ребёнка. Поэтому необходимо воспитывать Патриота с большой буквы, начиная с дошкольного возраста, ведь не секрет, что основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Необходимо вести работу по приобщению детей к истории русского народа, его обычаям и традициям. В этом вижу свою задачу как педагога;
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
- создать условия для формирования элементарных представлений об
истории народных промыслов Лебедянского края,
- создать условия для воспитания любви к своей малой родине,
- создать условия для развития воображения и творческих способностей
детей;
ЗАДАЧИ:
- развивать познавательную активность в изучении истории родного края, русского народа, народных промыслов родного края;
- развивать стремление к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей,
- пробудить в детях чувство любви к своему краю и уважения к его традициям и обычаям,
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия наших предков;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- развитие творческого воображения, индивидуального самовыражения,
заинтересованности историей возникновения лебедянских народных
промыслов;
- совершенствование познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников;
- развитие мелкой моторики рук;
- совершенствование профессионального мастерства педагога по теме;
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : участие в организации совместной работы по проекту;
УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : участие в проекте специалистов Дома ремёсел г. Лебедяни С. А. Колобовниковой (лоскутное шитьё) и М. В. Молчановой (тряпичная кукла).
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : создание мини-музея «Тряпичная кукла - своими руками», фотоальбом, создание «Семейных мастерских».
ПЛАН ДВИЖЕНИЯ К ЦЕЛИ:
Образовательная область ПОЗНАНИЕ:
- создавать условия для реализации проектной деятельности,
- обогащать знания детей о народных промыслах родного края; Образовательная область КОММУНИКАЦИЯ:
- развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- формировать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Образовательная область СОЦИАЛИЗАЦИЯ: -развивать игровую деятельность детей;
- формировать тендерную, семейную, этническую принадлежности,
- формировать условия для воспитания гражданских, патриотических чувств.
Образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
- развивать продуктивную деятельность детей;
- приобщать к народному искусству и русской культуре (через работы
местных мастеров);
Образовательная область ТРУД:
- формировать представления о труде взрослых в нашем городе;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап первый (сентябрь - октябрь) - подготовительный
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- подготовка материально-технического оснащения проекта;
- создание предметно - развивающей среды;
- подбор игр и оборудования;
- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
Этап второй (ноябрь - апрель) - основной:
- составление тематического плана работы;
- собственно реализация проекта;
- совместная деятельность с родителями, специалистами
Этап третий (май) - заключительный:
- презентация проекта;
- создание мини-музея;
- выставка поделок по народным промыслам родного края;
- анализ деятельности по проекту;
- оформление фотоальбома о народных промыслах.
МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Формы работы по реализации проекта :
Встреча с интересными людьми «Мастера земли Лебедянской» :
специалистами Дома ремёсел С. А. Колобовниковой и М. В. Молчановой;
Совместная деятельность по проекту с родителями :
- «Семейная мастерская» по изготовлению поделок на тему лебедянских
народных промыслов;
- совместные экскурсии в Дом ремёсел, в краеведческий музей;
- совместные целевые прогулки по улицам города;
- родительское собрание «Народная русская игрушка как средство
патриотического воспитания дошкольников»
Познавательное развитие:
- просмотр видеопрезентации «Ах, Лебедянь, край наш родной!»;
- тематические занятия «Семейные умельцы», ручной труд «Тряпичная кукла зайчик на пальчик» и «Тряпичная кукла птичка»;
- совместная деятельность с родителями по изготовлению тряпичной куклы Пеленашки, Колокольчик;
- чтение художественной литературы: Акимов В. В. «Лебедянь от А до Я»
Волынчиков Н. В. «Город Лебедянь», стихи о Лебедяни, сказки «Дары ангелов», «Звёзды в соломенной шляпе», «Василиса Прекрасная» «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Крошечка - Хаврошечка», русских народных потешек, стихов, пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах;
- викторина «Знатоки родного края»;
- создание мини - музея тряпичной куклы;
- беседы: «Чем славен лебедянский край?», «Романовская свистулька» «Куклы наших предков», «История русской народной тряпичной куклы», «Лоскутик», «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», «Лозоплетение Лебедяни», «О дружбе и взаимопомощи», «Что такое оберег?», «Из бабушкиного сундука», «Гончарное искусство»;
- рассматривание иллюстраций и открыток о народных промыслах Лебедянского края;
Игровая деятельность:
- Подвижные игры: «Весёлые ниточки», «Наперсток», «Куда иголка, туда и
нитка», «Храбрый портняжка», «Игла и ёжик», «Маша и медведь»;
- Дидактические игры: «Пазлы «Золушка», «Мелкая мозаика», «Цветные
завитки», «Одень куклу», «Кубики - мякиши», «Придумай костюм»,
«Пазлы», «Кубики - мякиши «Профессии», лоскутный развивающий коврик;
- Творческие игры: «Я - мастер», «Таня идёт в гости», «Мастерица»,
«История одной куклы», «Новое платье короля», «Одеваем принцессу»,
«Мой утюжок», «Дочки - матери», «Ждём гостей», «Надевай правильно».
Художественная деятельность:
- аппликация из бумаги: «Конь», «Нарядная романушка», «Страна
Кукляндия»
- рисование: «Что мы видели в музее?», «Ковер - самолет», «Корзинка из
лозы»», «Зимнее дерево», «Кленовый лист», «Лоскутная мозаика»;
- аппликация: из ткани, нетканых материалов, в лоскутной технике
торцевания «Романовская игрушка»
- лепка из солё ного теста и пластилина: «Чашка», «Романовская барышня»,
«Лошадка», «Индюк», «Медведь», «Парусник» (с применением ткани,
«Птицы», «Цветной ковёр».
Музыкального развитие:
- прослушивание русских народных песен, запевок, песен о Лебедяни, гимна Лебедяни; «Поёт игрушка - романушка»(свистулька);
- совместная музыкальная деятельность «Хороводная», «Танец с венками»,
- разучивание песен, танцев «Мы - матрёшки», «Куколка тряпичная -
игрушка отличная», «Веселись, играй и на празднике побывай!»
- развлечение «Кто в куклы не играет - тот счастья не знает!»
Подготовительная группа : тряпичные куклы и поделки из лозы,
солёного теста совместно с родителями с применением лоскутной
техники на темы: «Романовское искусство», «Веснянка»,
«Настольный театр «Три поросёнка», «Символы государства», «Герб Лебедяни», «Лоскутная слобода», «Бабушкино ремесло», «Куклы «День и ночь», «Фантазии из лозы».
Презентация:
- непосредственно образовательная деятельность;
- выставки в ДОУ поделок детей «Юные мастера»;
- выставки в ДОУ поделок совместного творчества родителей и детей
«Семейные умельцы»;
- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
- фотоотчёт (альбом) по проекту «Рукам - работа, душе - праздник!»
ОБОБЩЕНИЕ
При реализации проекта были выполнены задачи, поставленные в начале совместной деятельности:
- развивалась познавательная активность детей в изучении истории родного
края, русского народа, народных промыслов родного края;
- дети стремились к самостоятельному творчеству, к изучению мира
предметов и вещей,
- на протяжении проекта в детях пробудилось чувство любви к своему краю, они прониклись уважением и гордостью к его традициям и обычаям,
- развивалась потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия наших предков
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов В. В. «Лебедянь от А до Я»;
2. Волынчиков Н. В. «Город Лебедянь»;
3. Кривошеин Н. В., Первицкий Ю. П. ,
"История Лебедянского края (1605-2007];
4. Акимов В. В., Низовский А. Ю. ,
"Лебедянь. Визитная карточка". Воронеж, 2012 г. ;
5. Дайн Г. Л., «Русская тряпичная кукла», 2007г. ;
6. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции»;
7. Русские обрядовые куклы, //club.osinka.ru;
8. Интернет – ресурсы.