Галина Бузанова
Педагогический проект «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название
проекта Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Вид проекта Педагогический
Руководитель
проекта Воспитатель МДОБУ № 3
Бузанова Галина Николаевна (высшая квалификационная категория)
Кадровое
обеспечение проекта Педагоги ДОУ
Нормативно-
правовое
обеспечение 1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 92г. №3266-1, гл. 5.
Публикация «Педагогический проект „Нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
2. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Письмо департамента государственной политики в образовании от 13 марта 2009г. №03-451).
3. Конвенция о правах ребёнка (1999г.).
4. Федеральный закон РФ: «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 21 июля 1997г.
5. «Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо министерства образования РФ, от 14 марта 2000г. №65/23-16).
6. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (письмо министерства образования РФ, от 9 августа 2000г. №273/23-16).
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. (распоряжение правительства РФ, от 3 сентября 2005г. №1340р).
Дошкольное
учреждение,
на базе которого
реализуется проект Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 3» п. Октябрьский Чунского района Иркутской области
Цель проекта Формирование у детей знаний о нравственных общечеловеческих ценностях соответствующих нормам морали, осознание их значимости в регуляции своего поведения.
Основные задачи
реализации проекта - провести анализ методической литературы по проблеме
нравственного воспитания дошкольников;
- формировать социально-нравственное здоровье детей дошкольного
возраста через различные формы деятельности;
- повышать у воспитывающих взрослых компетентность
направленную на совершенствование механизмов защиты
нравственности дошкольников, ориентировать семью на
нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами
педагогики и психологии);
- разработать и внедрить модель взаимодействия социально-
нравственного развития детей дошкольного возраста в процессе
взаимодействия с ближайшим социумом;
- формирование толерантного отношения к другим людям (чувства
уважения и гуманного отношения, способность сдерживаться от
отрицательных проявлений на основе возникающих моральных
чувств: сочувствия, сопереживания, отзывчивости, справедливости);
- формирование модели поведения ребёнка, как общественной
личности в его взаимоотношениях с членами семьи, другими
людьми (овладение основными нравственными ценностями : добро,
дружба, взаимопомощь, умение совершать нравственно-ценностные
поступки, включаться в разную деятельность позволяющую
накапливать практический опыт использования моральных норм);
- формирование элементарных знаний о правах человека;
Срок реализации
проекта Январь 2013 – май 2015года.
возраст и
число участников
проекта Дети предшкольного возраста (5-7лет, их родители.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения № 3 – 3 человека.
Обоснование
актуальности Из послания президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию, от 5 ноября 2008г. «…О наших ценностях, об общественных идеалах и нравственных принципах хочу сказать особо. Есть вещи, которыми нельзя поступаться, есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать. Это то, что дорого вам, мне, всем нам, то, без чего мы не можем себе представить нашу страну. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить, что отстаивать и защищать, к чему стремиться. Справедливость, свобода –личная, индивидуальная свобода, семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Вместе с профессиональным сообществом были обсуждены главные параметры модернизации школы, главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. на основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» и её составляющими станут пять направлений». Для дошкольного учреждения актуально пятое направление: приоритет здорового образа жизни, формирование здоровья человека – здоровья нравственного.
На современном этапе, педагогическая общественность обсуждает проблему формирования нравственной личности. Этот факт обусловлен социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных потребностей. Вечные ценности: добро, истина и красота – постепенно отодвигаются на второй план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабление воспитательной функции семьи.
В такой ситуации, важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. Задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и нравственно-воспитанной личностью, т. к. от её интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. Первой ступенью в механизме нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные учреждения.
В современной педагогической практике прослеживается тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности любого дошкольного учреждения. Каждый ребёнок рассматривается как неповторимая личность. Задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного.
Новизна
предлагаемых
идей В проекте представлены теоретические материалы по использованию
в работе педагогического коллектива и работа с родителями
по нравственному воспитанию детей через взаимодействие
с ближайшим социумом.
Содержание
проекта 1 этап – Подготовительный:
- изучение методической литературы и составление перспективного плана по проблеме;
- определение целей и задач проекта, анализ возможностей,
определение направлений деятельности;
- формирование нормативно-правовой базы;
- определение основных критериев оценки качества.
2 этап – Основной:
Блок работы с педагогическим коллективом
- знакомство с перспективным планом;
- встречи за круглым столом;
- сообщения из опыта работы;
- дискуссии;
- тренинги;
- презентация опыта;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование и интервьюирование;
- открытые занятия;
- педагогические советы.
Блок работы с родителями
- анкетирование и тестирование;
- родительские собрания и встречи за круглым столом;
- консультации и рекомендации;
- семинары и творческие гостиные;
- конкурсы детско-родительских работ;
- открытые занятия;
- рубрики: «Шпаргалки для родителей», «Почта доверия»;
- этические беседы и дни открытых дверей.
Блок работы с детьми
- анкетирование и диагностика детей;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций;
- проигрывание ситуаций;
- знакомство с народным фольклором;
- создание книжек и альбомов;
- этические беседы;
- экскурсии;
- организованные занятия;
- конкурсы рисунков.
3 этап – Заключительный:
- соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов
с реально полученными в ходе реализации проекта;
- подведение итогов по реализации проекта на совете педагогов;
- проведение тренинга «Давайте начнём с себя»;
- обобщение, внедрение и распространение опыта работы педагогов
ДОУ и анализ достигнутых результатов;
- разработка методических рекомендаций «Нравственное развитие
детей в разных видах детской деятельности»
Программно-
методическое
обеспечение - Антонова Т. В. «Как помочь дошкольнику войти в современный мир»
- Доронова Т. Н. «Пришли мне чтения доброго…»
- Данилина Т. А, Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Взаимодействие
дошкольного учреждения с социумом»
- Кузнецова М. А., Панфилова М. А. «Формирование нравственного
здоровья дошкольников»
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. «Психология социальной
одарённости»
Ожидаемые
результаты При условии реализации данного проекта, можно получить следующие результаты:
- повышение уровня нравственного здоровья педагогов
и воспитанников;
- осуществление в ДОУ образовательного процесса по проблеме
социально-нравственного развития детей с учётом трё х направлений:
социального, нравственного, правового);
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление
заинтересованности в сотрудничестве;
- у детей будет сформировано мировоззрение, основанное на нормах
морали, нравственным ценностям и выработается своё отношение
к ним;
- дети усвоят общечеловеческие ценности, будут способны
ориентироваться в ближайшем окружении;
- в группе будут созданы условия для реализации потребностей детей
в творческом самовыражении;
- у детей расширятся знания о нравственных нормах,
о нравственном поведении, о нравственных чувствах.
Форма
отчётности - презентация проекта коллегам на педагогическом совете;
- участие в конкурсе «Воспитатель года».