Елена Константинова
Педагогический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Публикация «Педагогический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В решении задач ознакомления детей с природой, воспитание любви к ней – поможет уголок природы детского сада. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Следует отметить и образовательное значение уголка природы – дети учатся наблюдать, логически мыслить. Уголок живой природы способствует развитию математических способностей, формированию изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей - рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд на природные темы. Труд в уголке природы способствует развитию мелкой моторики (рыхление земли, пересадка растений и т. д., что в дальнейшем способствует обучению письму.
Работая в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
В процессе систематического ухода за растениями, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.
Проблема: Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений, и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Участники проекта :
• Воспитатели старшей группы «Б»;
• Дети старшей группы «Б»;
• Родители воспитанников старшей группы «Б»;
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных знаний через проектную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
2. Привлекать детей к посеву семян овощей, зелени; продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями: рассматривать, не нанося вред.
4. В процессе проектной деятельности развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление, установление сходство и различия, выделение общего, характерных признаков, обобщение.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Воспитывать у детей любви к природе.
Тип проекта :
• Групповой (по составу участников);
• Исследовательский (по тематике);
• Естественно-научный (по предметным областям);
• Среднесрочный (по срокам реализации).
Срок реализации проекта : 2 месяца (февраль - март)
интеграции ОО:
Здоровье: развивать представления детей о составляющих здорового образа жизни; показать зависимость здоровья человека от правильного питания.
Физическая культура: развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук; развивать желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх – эстафетах.
Социализация: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей, подчиняется правилам игры.
Труд: развивать умение детей доводить начатое дело до конца; формировать ответственность за выполнение трудовых поручений по уходу за растениями; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого, его общественной значимости.
Безопасность: формировать навыки безопасного обращения с орудиями труда; приобщить детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познание: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.
ФЦКМ РК (ознакомление с природой) : закреплять умение детей наблюдать, ухаживать за растениями уголка природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей). Дать детям знания о значении солнца и воздуха в жизни растений.
ФЭМП: дать представления о временах суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом).
Проектная деятельность : создавать условия для реализации детьми проекта исследовательского типа.
Коммуникация: поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого и т. п.); совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Развивать умение поддерживать беседу.
Чтение художественной литературы: продолжать развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать детей участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Художественное творчество: развивать у детей способность наблюдать, всматриваться в объекты природы, замечать их изменения (как изменяется форма, цвет); развивать чувство цвета, формы, пропорции.
Музыка: вызывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Планируемые результаты:
1. Знают и называют культурные растения, их строение, способы ухода и необходимые условия для роста растений в комнатных условиях.
2. Знают способы выращивания растений в комнатных условиях (посев семян, луковиц в землю, в воду)
3. Умеют фиксировать изменения роста растений в дневник наблюдений.
План реализации проекта.
НОД
«Дикорастущие и культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений.
«О пользе овощей и фруктов» систематизировать знания детей об овощах и фруктах (внешний вид, цвет, вкус, запах, польза для организма); дать детям понятие «полезные», «вредные» продукты.
«Посадка лука» вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, заинтересовать этапами проведения опыта.
«Посадка семян» Рассмотреть цветочных семян через лупу. Показать, что для роста растения нужны земля, вода, воздух.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Продолжать учить детей развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики, введение новой роли)
Чтение художественной литературы
Загадывание загадок. Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино». Прививать интерес к чтению больших произведений. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Разучивание шотландской песенки в обработке И. Токмаковой «Купите лук». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Дидактические игры «Чудесный мешочек»; «Что растёт на грядке»; «Ботаническое лото»; «Узнай по описанию»; «Узнай на вкус»; «Узнай по запаху» Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства, включая разные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.
Театрализованная игра «Репка», «Спор овощей» Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Пальчиковая гимнастика «Что растёт на грядке» Развивать мелкую моторику рук.
наблюдение «Растут ли наши растения?»
Опыт- наблюдение «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения» Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян в благоприятных условиях.
Опыт- наблюдение за ростом лука, семян в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Рисование Раскрашивание по трафарету овощей, фруктов;
«Зарисовки роста лука»;
Рисование с натуры «Наш огород»;
Рисование сюжетное «Чипполино» Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературного произведения. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.
Лепка «Овощи на тарелке» Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы.
Досуг «Праздник урожая» Создать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, использования полученных знаний и умений для проведения досуга.