МААМ-картинки

Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»

Арина Коркина
Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проекта : Коркина Арина Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок»

Творческое название :

«Пластилиновые фантазии»

Эпиграф:

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Публикация «Педагогический проект „Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника“» размещена в разделах

Н. П. Сакулина

Участники: дети группы компенсирующее направленности для детей 5-6 лет «Родничок»

Форма представления: слайдовая презентация

Паспорт проекта :

Тип проекта – информационно-практический, творческий

По предметно-содержательной области – развитие творческих способностей старшего дошкольника через использование нетрадиционного способа изодеятельности (лепки)

По характеру координации проекта – в рамках НОД «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Познание», ОО «Социализация»; деятельности студии «Волшебный пластилин»; самостоятельной и совместной деятельности.

По характеру контакта – открытый

По характеру участия – ребенок – воспитатель - родители

По количеству участников – групповой

Условие реализации – интерес детей

Сроки реализации – долгосрочный

Актуальность

• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

• Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

• Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.

• Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

Цель

Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства

Гипотеза

Если развивать в ребенке творческое начало, то это будет способствовать формированию творческой компетентности и развитию креативности у дошкольников.

Основополагающий вопрос

Как с помощью нетрадиционной техники изодеятельности (лепки) развить творческие способности дошкольника, его креативности

Дидактические задачи

Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия;

Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

• Формирование способности приобретать и творчески использовать новые знания;

• Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность

Методические задачи

• Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;

• Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;

Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;

• Создать условия для деятельности студии «Волшебный пластилин»

Аннотация

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

• Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

• Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

• Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Проблемные вопросы

• Как повысить интерес ребенка к художественному искусству?

• Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для развития творческих способностей в условиях семьи?

• Какие условия создать для развития креативности дошкольника?

Темы самостоятельных исследований

• Создание программы дополнительного образования по пластилинографии;

Развитие креативности дошкольника;

• Влияние развития движения рук (пальцев) на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов

Методологическая основа

Л. С. Выготский «Творчество и воображение»

Л. С. Выготский «Психология искусства»

Программное обеспечение

Федеральные государственные требования

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2010

Комарова Т. С. «Школа эстетического воспитания» - М. : Мозаика-Синтез, 2009

Интеграция образовательных областей

«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество» - «Музыка»

Механизм реализации проекта

Ребенок - воспитатель - учитель-логопед - музыкальный руководитель - родитель

Принципы реализации

• Принцип развивающего обучения.

Дети получают знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

• Принцип свободы выбора.

Детям предоставлена возможность самостоятельного создания работы и выбора материала

• Принцип личностно – ориентирования

Применяется индивидуализированный подход к каждому ребенку

• Принцип интеграции

Взаимосвязь видов творческой деятельности – рисование, конструирование, аппликация, ручной труд

• Принцип креативности (организации творческой деятельности) – создание

Детям предоставлена возможность и созданы условия для реализации свое творческого начала

Этапы реализации проекта

1 этап (подготовительный) – сентябрь

2 этап (основной) – октябрь – апрель

3 этап (заключительный) – май

Подготовительный этап

• Изучение состояние проблемы;

• Изучение современных программ и технологий;

• Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-

технической базы;

• Заключение договоров с учреждениями культуры;

• Создание предметно-пространственной среды, уголков творчества в групповой комнате;

• Создание альбома образцов для студии «Волшебный пластилин»;

• Оформление альбомов творчества;

• Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ;

• Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание;

• Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг)

Основной этап

Непосредственно образовательная деятельность;

• Деятельность студии «Волшебный пластилин»;

• Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества;

• Проведение конкурсов и выставок творчества на базе дошкольного учреждения и социальных партнеров;

• Создание серии тематических консультаций для родителей;

• Создание презентации по направлению;

• Экскурсии в музеи, учреждения культуры;

• Проведение целевых прогулок;

• Открытое мероприятие для педагогов дошкольного учреждения;

• Проведение мастер-классов для педагогов и родителей;

«Дни открытых дверей» для родителей;

• Размещение творческих работ в сети Интернет

Заключительный этап

Размещение на сайтах: ДОУ, Тамбов Вики, MAAAM.RU.

• Защита проекта «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» на базе МДОУ;

• Итоговое мероприятия студии «Волшебный пластилин»

• Организация и проведение диагностических исследований, мониторинг;

• Обобщение опыта работы на педагогическом совете

Результативность проекта

НОД «Художественное творчество/Лепка» :

Начало года

Высокий – 8 %

Средний - 69 %

Низкий – 23 %

Конец года

Высокий – 56 %

Средний – 40 %

Низкий – 4 %

Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый»

Начало года

Высокий – 27 %

Средний - 35 %

Низкий – 38 %

Конец года

Высокий – 54 %

Средний – 38 %

Низкий – 8 %

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Начало года

Высокий – 12 %

Средний - 62 %

Низкий – 26 %

Конец года

Высокий – 54 %

Средний – 46 %

Выводы

• Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по педагогической диагностике;

• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают студию «Волшебный пластилин».

• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

• Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.

Литература

Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.

Давыдова Г. Н. «Пластилинография : анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010

Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью спешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 22:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Коркина (УИ 28504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД