Арина Коркина
Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Коркина Арина Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок»
Творческое название :
Эпиграф:
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Публикация «Педагогический проект „Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Н. П. Сакулина
Участники: дети группы компенсирующее направленности для детей 5-6 лет «Родничок»
Форма представления: слайдовая презентация
Паспорт проекта :
Тип проекта – информационно-практический, творческий
По предметно-содержательной области – развитие творческих способностей старшего дошкольника через использование нетрадиционного способа изодеятельности (лепки)
По характеру координации проекта – в рамках НОД «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Познание», ОО «Социализация»; деятельности студии «Волшебный пластилин»; самостоятельной и совместной деятельности.
По характеру контакта – открытый
По характеру участия – ребенок – воспитатель - родители
По количеству участников – групповой
Условие реализации – интерес детей
Сроки реализации – долгосрочный
Актуальность
• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.
• Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
• Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.
• Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
• Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Цель
Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства
Гипотеза
Если развивать в ребенке творческое начало, то это будет способствовать формированию творческой компетентности и развитию креативности у дошкольников.
Основополагающий вопрос
Как с помощью нетрадиционной техники изодеятельности (лепки) развить творческие способности дошкольника, его креативности
Дидактические задачи
• Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия;
• Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
• Формирование способности приобретать и творчески использовать новые знания;
• Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность
Методические задачи
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
• Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;
• Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;
• Создать условия для деятельности студии «Волшебный пластилин»
Аннотация
• «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
• Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
• Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
• Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Проблемные вопросы
• Как повысить интерес ребенка к художественному искусству?
• Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для развития творческих способностей в условиях семьи?
• Какие условия создать для развития креативности дошкольника?
Темы самостоятельных исследований
• Создание программы дополнительного образования по пластилинографии;
• Развитие креативности дошкольника;
• Влияние развития движения рук (пальцев) на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов
Методологическая основа
Л. С. Выготский «Творчество и воображение»
Л. С. Выготский «Психология искусства»
Программное обеспечение
Федеральные государственные требования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2010
Комарова Т. С. «Школа эстетического воспитания» - М. : Мозаика-Синтез, 2009
Интеграция образовательных областей
«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество» - «Музыка»
Механизм реализации проекта
Ребенок - воспитатель - учитель-логопед - музыкальный руководитель - родитель
Принципы реализации
• Принцип развивающего обучения.
Дети получают знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
• Принцип свободы выбора.
Детям предоставлена возможность самостоятельного создания работы и выбора материала
• Принцип личностно – ориентирования
Применяется индивидуализированный подход к каждому ребенку
• Принцип интеграции
Взаимосвязь видов творческой деятельности – рисование, конструирование, аппликация, ручной труд
• Принцип креативности (организации творческой деятельности) – создание
Детям предоставлена возможность и созданы условия для реализации свое творческого начала
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный) – сентябрь
2 этап (основной) – октябрь – апрель
3 этап (заключительный) – май
Подготовительный этап
• Изучение состояние проблемы;
• Изучение современных программ и технологий;
• Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-
технической базы;
• Заключение договоров с учреждениями культуры;
• Создание предметно-пространственной среды, уголков творчества в групповой комнате;
• Создание альбома образцов для студии «Волшебный пластилин»;
• Оформление альбомов творчества;
• Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ;
• Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание;
• Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг)
Основной этап
• Непосредственно образовательная деятельность;
• Деятельность студии «Волшебный пластилин»;
• Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества;
• Проведение конкурсов и выставок творчества на базе дошкольного учреждения и социальных партнеров;
• Создание серии тематических консультаций для родителей;
• Создание презентации по направлению;
• Экскурсии в музеи, учреждения культуры;
• Проведение целевых прогулок;
• Открытое мероприятие для педагогов дошкольного учреждения;
• Проведение мастер-классов для педагогов и родителей;
• «Дни открытых дверей» для родителей;
• Размещение творческих работ в сети Интернет
Заключительный этап
• Размещение на сайтах: ДОУ, Тамбов Вики, MAAAM.RU.
• Защита проекта «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» на базе МДОУ;
• Итоговое мероприятия студии «Волшебный пластилин»
• Организация и проведение диагностических исследований, мониторинг;
• Обобщение опыта работы на педагогическом совете
Результативность проекта
НОД «Художественное творчество/Лепка» :
Начало года
Высокий – 8 %
Средний - 69 %
Низкий – 23 %
Конец года
Высокий – 56 %
Средний – 40 %
Низкий – 4 %
Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый»
Начало года
Высокий – 27 %
Средний - 35 %
Низкий – 38 %
Конец года
Высокий – 54 %
Средний – 38 %
Низкий – 8 %
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Начало года
Высокий – 12 %
Средний - 62 %
Низкий – 26 %
Конец года
Высокий – 54 %
Средний – 46 %
Выводы
• Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по педагогической диагностике;
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают студию «Волшебный пластилин».
• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
• Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.
Литература
Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.
Давыдова Г. Н. «Пластилинография : анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010
Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.