Галя Логинова
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живём в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мы живём в России»
Тип: Познавательно-исследовательский
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего возраста
Время реализации проекта : февраль 2022 года – май 2022года.
Партнё ры: воспитатели, родители
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
Публикация «Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Мы живём в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышу? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача нас, педагогов и родителей, - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личностной убежденности и вдохновения.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях наших традиций, и если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну. Необходимо начинать эту работу со знакомством своего города.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, основами культуры, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к защитникам Родины.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагога по патриотическому воспитанию детей
У каждого места на земле есть своя история. Протвино имеет свою историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нужно стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Но, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины.
Любой край, где бы человек нежил, неповторим, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, прежде всего, должны продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края то, что можно увидеть только здесь. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Содержание и реализация проекта «Мы живем в России»
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины.
Задачи:
• познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни;
• формировать у детей представление о родном крае и традициях Протвино;
• развивать интерес к наследию прошлого: о людях, воинах, армии охраняющей нашу Родину, их деятельности;
• воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине, своему народу.
Формы организации воспитания и обучения.
Работа включает беседы, дидактически, подвижные игры, экскурсии, игры-беседы, развлечения, которые проводятся в свободной деятельности детей.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
1. «Культура и традиции Руси».
Цель: познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, бытом и укладом жизни. Показать национальный колорит обычаев и традиций. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.
2. «Протвино – моя малая родина»
Цель: формировать у детей представление о родном крае. Знакомить с достопримечательностями, историей города Протвино и родного края.
Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с обычаями, традициями, игрушками и играми коренного населения.
3. «Будем Родине служить»
Цель: - развивать интерес к наследию нашего народа его героическому прошлому: людям, воинам, армии их деятельности. Знакомить с некоторым и родами войск. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представ
В каждом блоке используются различные виды детской деятельности:
• познавательная
• художественно-творческая - художественно – речевая
• двигательная деятельность
Особенности планирования работы.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа строится в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
• Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
• Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Рациональное сочетание разных видов деятельности;
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
• Проведение бесед, игр-бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
• Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время;
• Игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы;
• Досуговые мероприятия (сюжетно-ролевые игры, творческие, развлечения).
Перспективный план работы в старшей группе (5-6 лет)
1 блок «Культура и традиции Руси»
Формы работы Цель
1. Игра-беседа «Первые люди на земле» Формировать представление о первых людях – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости; представление о происхождении названия «Русь».
2. Досуг «Кто такие славяне» Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням.
3. Познавательная беседа «…Откуда есть пошла Земля Русская…» Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде, о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам.
4. Досуг «Путешествие по реке времени» Продолжать учить детей внимательно слушать, думать, задавать вопросы; углублять знания о Древней Руси; Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение к дому, к семье; формировать грамотную, правильную речь; расширять и обогащать словарный запас; учить активно использовать в речи сравнения, метафоры.
4. Дидактическая игра «Реки России» Учить детей работать с картой (глобусом, находить на карте главные реки России : Днепр, Волга, Лена, Енисей, Обь. Расширять знания о великой роли рек в жизни людей.
5. Дидактическая игра «Когда это бывает» Углублять знания детей о времени, закрепляя представление о часах, днях недели, месяцах и т. п.
6. Познавательная беседа «Моя Родина» Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине.
7. Игра-путешествие «Береза-символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; создать в воображении детей образ Родины; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
8. Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины». Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
9. Познавательная беседа «Государственные символы России» Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.
2 блок «Протвино – моя малая родина»
Формы работы Цель
1. Игра-путешествие «Широка страна моя родная» Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, государственной символике, достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.
2. Экскурсия «Путешествие по родному городу» Продолжать знакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.
3. Игра-беседа «Мы живем здесь» Знакомить с планом своего района. Дать представление о том, где, на какой улице, в каком месте на плане изображен его дом, кто из детей живет рядом. Воспитывать дружелюбные отношения среди детей
4. Игра-беседа «Герб города» Дать представление детям о гербе родного города. Учить выделять герб города из других знаков.
5. Фотовыставка «Моя родина» Обобщить знания детей о родном городе, крае. Воспитывать чувство гордости и любви к родным местам.
3 блок «Будем Родине служить»
Формы работы Цель
1. Познавательная беседа «Наша родная армия» Уточнить представление детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная»
2. Игра-соревнование «Вместе с папой» Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели.
3. КВН «Будем в армии служить» Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.
4. Познавательная беседа «Маленькая история про большую войну» Продолжать формировать умения у детей отвечать на вопросы по картине, строить рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, внимание, память, Воспитывать гордость, любовь и уважение к защитникам Отечества.
5. Беседа «9 Мая – День Победы» Активизировать знания детей об армии. Вызвать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинов.
6. Литературная композиция «День Победы» Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.
7. Экскурсия «По памятным местам» и к Вечному огню с возложением цветов. Знакомить с памятниками защитникам Отечества.