Получи документы

Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»

Людмила Ширнина
Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников на разных возрастных этапах».

[bТип проекта:[/b] практико – ориентированный

• по характеру координации проекта: в рамках занятий по развитию речи, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром; в режимных моментах.

• по характеру участия: ребёнок – педагог – родитель.

• по количеству участников: групповой.

Темочки:

• по продолжительности: долгосрочный

Целевая группа: дети старшей группы.

Цель: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности, способствуя повышению развития речи у дошкольников на разных возрастных этапах.

Задачи:

• способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

• способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

• развивать умения работать по образцу, по правилам, расширять и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

• создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с коллегами и родителями детей.

Актуальность:

«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

Аритстотель.

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный – изучение и анализ подобранного материала.

2. Основной – реализация проекта – шаги проекта.

3. Заключительный – результат проделанной работы.

1 этап – сентябрь – ноябрь 2013 год

• Осуществить теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме;

• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в развитии у дошкольников связной речи – Большова Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. 2005год. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»/ Дошкольное воспитание. 1990год. №10 стр. 16 – 21. Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников – 2014 год №13

2 этап – ноябрь 2013 – апрель 2014 год

• Составление перспективного плана работы по развитию связной речи у дошкольников средствами мнемотехники – см. приложение;

• Разработка серии конспектов НОД с использованием метода моделирования;

• Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек,мнемоквадратов;

• Открытый показ НОД с презентациями для коллективного просмотра;

• Обмен опытом на педагогических сайтах;

• Организация консультаций для коллег.

3 этап - май 2014 год

• Анализ педагогической работы за год;

• Отчёт по самообразованию – самоанализ;

• Оформление результатов.

Ожидаемые результаты

Дети:

1. Улучшение показателей связности речи;

2. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

3. Развитие психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);

4. Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

Педагоги:

1. Повышение профессионального мастерства;

2. Овладение проектной деятельностью;

3. Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники;

4. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

Родители:

1. Потребность в сотрудничествами с ДОУ;

2. Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми дома.

Ссылки и источники:

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СП. 2005 год.

2. Верхушев А. А., Кочемасова Е. Е., «Здравствуй мир» Москва «Баланс» 2000 год;

3. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Москва «Баланс». 2002 год Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память/ Ребёнок в детском саду. 2004 год. №2 – стр. 59

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 13:29
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ширнина (УИ 119227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД