Папки-передвижки

Педагогический проект «Познакомьтесь, это Я!»

Ольга Ершова
Педагогический проект «Познакомьтесь, это Я!»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Поступив в дошкольное учреждение, ребёнок покидает пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с более широким миром людей. В этом возрасте в жизнь ребёнка входят другие дети – сверстники. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Однако далеко не всегда первый опыт взаимодействия складывается успешно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим. И такое отношение может иметь весьма печальные отдалённые последствия.

Публикация «Педагогический проект „Познакомьтесь, это Я!“» размещена в разделах

Немаловажным фактором, влияющим на развитие и проявление коммуникативной деятельности дошкольников, является возраст ребёнка. Так, если в младшем дошкольном возрасте дети играют рядом, но не вместе, то уже в середине дошкольного возраста они предпочтут выбрать совместную игру. В 4-5 лет для ребёнка важны его собственные действия или высказывания. Ему необходима уверенность в том, что он самый хороший. А сверстник нужен для того, чтобы было с кем себя сравнивать. Но уже к 6-7 годам у дошкольников существенно возрастает доброжелательность к сверстникам. Детям важно, что и как делает другой ребёнок, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Таким образом, к концу дошкольного возраста сверстник является для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только партнёром для игр, но и самоценной личностью, важной и интересной.

Следует отметить, что речь и общение у детей с нарушением зрения формируются так же как и у детей с нормой зрения, но запаздывают в своём развитии. К тому же различные зрительные нарушения, особенно в тяжёлой степени, провоцируют неадекватное развитие невербальных средств общения, воздействуя на объём и качество общения, а также затрудняют ребёнку вхождение в социальную среду, в которой он живёт и формируется как личность.

Замкнутость и ограниченность среды, в которой находится ребёнок, имеющий нарушение зрения, вызывает у него не желание, а страх общения, особенно за пределами семьи или специализированного образовательного учреждения. Вместо желания общаться со взрослыми и сверстниками у ребёнка с патологией зрения проявляется стремление уйти от контакта, замкнуться. Это, в свою очередь, отражается на личности ребёнка, может приводить к психоэмоциональной изоляции и сепаративности.

Состав детей нашей группы меняется ежегодно. Часть наших воспитанников уходит в школу, а оставшиеся дети сталкиваются с необходимостью принять в свой коллектив вновь прибывших детей. Вот здесь и возникает ПРОБЛЕМА: у наших воспитанников появляются трудности в общении и взаимодействии со сверстниками в новом коллективе.

Для решения этой проблемы мною был разработан и реализован проект по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста «Познакомьтесь, это Я!».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Учитывая наличие в нашей группе детей не только разного возраста (5-7 лет, но к тому же имеющих различные зрительные нарушения, и была определена следующая ЦЕЛЬ проекта : создание условий для формирования у детей с нарушением зрения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом.

В соответствии с целью проекта выделила следующие ЗАДАЧИ:

• развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания и т. д.);

• обогащение информацией об окружающем мире;

• установление эмоционального контакта, развитие чувства принадлежности к группе, объединение детей в коллектив;

• развитие языка жестов, мимики и пантомимики, раскрепощение, поднятие настроения детей и снятие эмоционального напряжения;

• воспитание у детей доброжелательных отношений со взрослыми и детьми.

Основной ПРИНЦИП проекта – максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности реализации проекта.

По окончанию реализации проекта предполагаю получить следующие результаты:

• дети смогут сделать первые шаги в открытии своего «Я» : узнать, что такое эмоции и чувства, интересы и склонности;

познакомятся с личными достижениями друг друга в разнообразных видах деятельности;

• научатся рассказывать о себе, своём настроении, увлечениях и слушать друг друга;

• расширятся представления детей о богатстве языка жестов, мимики и пантомимики; дошкольники узнают о том, что кроме речевых существуют и другие средства общения;

• дети научатся с одобрением относиться к сверстникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом, проявляя чуткость и такт.

Основной принцип проекта предполагает использование следующих МЕТОДОВ:

• развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения);

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

• музыкально-двигательные этюды;

• рассматривание рисунков, иллюстраций в книгах, фотографий;

• чтение художественных произведений разных жанров;

• рассказы воспитателя и детей из личного опыта;

• беседы;

• ситуативные разговоры;

• моделирование и анализ игровых обучающих ситуаций;

• слушание музыки;

• рисование;

• игры-викторины, игры-соревнования.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проектная деятельность включала в себя три этапа.

I этап. Вводный. Была определена направленность исследования: в беседе с детьми мы обратили внимание, что каждый ребёнок в группе уникален, нет двух совершенно одинаковых мальчиков и девочек. Возникли вопросы: дети группы внешне похожи друг на друга? Чем они отличаются? Каков внутренний мир каждого ребёнка? Как найти себе друзей? Как научиться не ссориться?

Для решения этой задачи выдвинули следующую ГИПОТЕЗУ: в группе много детей. Чтобы они хорошо себя чувствовали, находили друзей по интересам, узнавали что-то новое от детей, увлекающихся какой-нибудь деятельностью, необходимо узнать про каждого ребё нка: про его увлечения, успехи, мысли, привязанности. Самим детям трудно это сделать, поэтому следует попросить о помощи родителей.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования определили направления работы:

познакомиться с успехами каждого ребёнка;

• с привязанностями детей группы;

• узнать о каждом ребё нке: его увлечения, мысли о будущем.

II этап. Основной. Осуществлялся сбор, анализ и систематизация информации о внешних отличиях людей друг от друга, об увлечениях детей:

- игры «Узнай своих друзей по голосу»; «Назови ласково»;

- «Мы разные» (рост, цвет волос, глаз, улыбка);

- упражнение «Что не так» (изменения в деталях одежды и причёски);

- беседа «Что означают наши имена»;

- игровые обучающие ситуации «Я умею», «Делай, как я»;

- и др.

Мною была составлена система игр, упражнений, творческих заданий, которые использовались во всех видах детской деятельности. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Интеграция разнообразных видов детской деятельности.)

III этап. Заключительный. Была проведена диагностика полученных результатов, обобщение комплексной работы и подведение итогов. Третий этап проекта ознаменовался выпуском и презентацией индивидуальных альбомов под названием «Познакомьтесь, это Я!».

Каждый альбом включал в себя следующие разделы:

«Рассказ о себе».

«Моя семья».

«Мой любимый детский сад».

«Моя любимая игрушка».

«Моё настроение».

«Мои увлечения».

«Моя мечта».

«Кем быть?».

ИТОГИ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО Я!»

Таким образом, проанализировав проделанную работу в рамках моего заявленного педагогического проекта и отследив данные мониторинга динамики формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», можно сделать следующее ЗАКЛЮЧЕНИЕ: реализованный проект способствовал развитию у детей социально-психологической готовности к совместной деятельности, к эффективному взаимодействию друг с другом.

Подводя итоги всей проделанной работы, я могу отметить, что к концу проекта «Познакомьтесь, это Я!» :

- каждый ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе; у детей развиты творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

- дети научились совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

- проект помог сформировать у детей стремление активно участвовать в совместной деятельности, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Коррекционная направленность проекта выражается в оказании помощи детям быстрее и легче социализироваться в обществе, не бояться вступать в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми.

Литература

1. Гаврилко Т. И. Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками // Дефектология. – 2008. - №3 – С. 10-22

2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики : Развитие, обучения и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).

4. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2009. – 160 с. : ил. – (Серия «Детскому психологу»).

5. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с. : ил.

Публикации по теме:

Десять заповедей родительства. 1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь.       Помоги ему стать не тобой, а.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Автор публикации:
Педагогический проект «Познакомьтесь, это Я!»
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 14:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД