Валентина Максимова
Педагогический проект «Профессий прекрасных на свете не счесть и каждой профессии слава и честь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Профессий прекрасных на свете не счесть
И каждой профессии слава и честь!»
Пояснительная записка
Познавательный, практико-ориентированный долгосрочный проект по
формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к труду, его
роли в жизни людей и многообразии мира профессий.
Публикация «Педагогический проект „Профессий прекрасных на свете не счесть и каждой профессии слава и честь!“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
За основу реализации взята концепция амплификации (обогащения) (А. В.
Запорожец, которая предусматривает создание определенных условий для
обогащения всех сторон личностного развития ребенка и их взаимосвязи. [2] В
содержании проекта отражены актуальность темы, его полная характеристика,
алгоритм реализации, направленный на достижение цели и решение задач
проекта, его результаты, определено содержание интеграции образовательных
областей и формы работы с родителями.
Актуальность работы ДОУ по раннему профориентированию
продиктована требованиями ФОГС и отражена в ОО «Социально-
коммуникативное развитие». Решение данного вопроса направлено на
достижение целей положительного отношения к труду.
Новизна данного проекта заключается в том, что в ходе его реализации у
детей формируются представления не только о каждой профессии в отдельности,
но и о том, как все эти профессии взаимодействуют друг с другом.
Перспективы использования: данный проект может использоваться
повсеместно в работе с детьми старших и подготовительных групп,
Работа с родителями в рамках данного проекта
несет просветительскую функцию, т. к. знакомит их с приемами работы
проектного метода и разъясняет смысл деятельностного подхода в образовании и
воспитании детей старшего возраста.
Характеристика проекта
Цель: ранняя профориентация старших дошкольников средствами
технологии проектной деятельности.
Задачи: 1. Выявление и развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к
разным видам деятельности.
3. Повышение педагогической компетенции родителей в рамках реализации
данного проекта.
В основе успешного достижения цели и решения задач данного проекта
лежит деятельностный подход, который подразумевает субъектно-
ориентированную организацию и управление педагогом деятельностью детей при
решении им специально организованных образовательных задач разной
сложности и проблематики.
Тип проекта по доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: ребенок и социум.
По характеру участия ребенка: от зарождения до получения результата.
По характеру контактов: в контексте с семьей.
По количеству участников : фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный: с 12.09.2022 по 30.09.2022 года.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Результаты: информационно-методические материалы для детей и их
родителей.
Алгоритм реализации проекта
Этапы: I Подготовительный (12.09.22 – 13.09.22г)
Создание творческой группы, определение направления, разработка содержания,
создание условий для реализации проекта.
II Практический (14.09.22 – 30.09.22г)
III Заключительный - подведение итогов, анализ результатов работы.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей
(нравственные, моральные); развитие общения и безопасного взаимодействия;
становление самостоятельности, саморегуляции действий.
Познавательное развитие: развитие интересов, любознательности, мотивации;
становление сознания, познавательных действий; развитие воображения и
творческих действий.
Речевое развитие: обогащение словаря, развитие всех видов речи; развитие
речевого творчества; знакомство с детской литературой.
Художественно-эстетическое: реализация самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и
др.).
Физическое развитие: овладение подвижными играми; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Работа с родителями
Цель проекта : ознакомление дошкольников с миром профессий семьи; формирование
духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи: 1. Расширять знания о профессиях своей семьи.
2. Продолжать работу по формированию навыков проектно-исследовательской
деятельности у детей и родителей.
3. Воспитывать чувство гордости за свою семью и уважение к труду взрослых.
Продолжительность: краткосрочный:12.09.22 – 30.09.22г.
Результаты:
- Коллаж «Папа, мама – на работе»;
- Семейный творческий конкурс «Семейное древо профессий»;
- Презентация «Профессии нашей семьи»;
Формы реализации проекта : беседы, ООД, экскурсии на места работы
родителей, познавательное чтение, наблюдения; сюжетно-ролевые,
дидактические, режиссёрские игры, презентации, выставки.
Ресурсное обеспечение проекта :
-Центр сюжетно-ролевых игр в группе.
-Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты ООД, и т. д.).
-Подборка художественной литературы.
-Подборка демонстрационного материала.
-Подготовка презентаций.
-Подборка демонстрационного материала.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный работник.
Перспективный план реализации проекта «Мир семейных профессий»
Организация видов деятельности, мероприятия
I. Поисковый этап:
1. ИС «Любопытный Незнайка» Вводная беседа с детьми на тему «Кем работают ваши родители?»
Цели: уточнить представления детей о профессиях папы и мамы, ближайших родственников; продолжать
формировать представления о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат, развивать
умение рассказывать с опорой на схему.
II.Аналитический этап
2. Беседа «Я знаю! А ты знаешь?»
Цель: активизировать у детей интерес к профессиям своих родителей и ближайших родственников (бабушки,
дедушки, тёти, дяди, старшие сестры и братья).
III Практический этап
1. Экскурсия в магазин на место работы родителей. Цель: расширять представления о профессии продавца-
кассира, воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Создание семейных коллажей «Папа, мама – на работе».
Цели: формировать у родителей навыки проектно-исследовательской деятельности, вовлекать их в совместную
деятельность с детьми, направленную на расширение знаний о своих профессиях; побуждать родителей знакомить
детей с содержанием, орудиями труда, собственными трудовыми действиями.
3. Рассматривание семейных коллажей и беседа с опорой на схемы для рассказов: как называется профессия,
место работы, что делает (трудовые действия, спецодежда, головной убор, инструменты (орудия труда, свое
отношение к профессии.
4. Сюжетно ролевые, режиссёрские, дидактические игры, лото «Профессии», «Четвертый лишний».
5. Просмотр сюжетных картинок по теме «Профессии».
Цель: продолжать формировать представления о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия,
результат).
1. ООД Развитие речи «Профессии моих родителей» Цели: обучение рассказыванию с опорой на план-схему и
семейные коллажи
2. «Профессии нашей семьи» (фото обзор семейных коллажей «Папа, мама - на работе»).
3. Семейный творческий конкурс «Семейное древо профессий» Цели: привлечь внимание детей к профессиям
своих родных, самостоятельно знакомить своих детей с профессиями родных и близких людей, расширять знания
о них; воспитывать у них чувство гордости за свою семью.
2. Чтение стихов о профессиях родителей и ближайших родственников.
3. С/р игры «Я как мама (папа) на работе», режиссёрские,
дидактические игры
IV Презентационный этап: 2. презентация для детей и родителей «Кем работают родители».
Заключение
Использование проектного метода способствует активному повышению
самооценки детей. Участвуя в проекте, дети ощущают себя значимыми в группе
сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Использование технологии мнемотехники в работе дает устойчивые
результаты обучения и развития дошкольников, дети с легкостью запоминают
содержание результаты формируемых у них знаниях, могут последовательно рассказать о них
с опорой на мнемосхемы.
Родители, вовлеченные в ход реализации проекта, проявляют не только
интерес к ходу проекта, но и активно предлагают свою помощь в обогащении
предметно-развивающей среды группы, в создании игр и пособий, предлагают
помощь в организации экскурсий на свои рабочие места. А главное (со слов самих
родителей) изменилось качество их общения с собственными детьми, оно
постепенно переходит от бытовых диалогов к рассуждениям на тему «Труд»,
«Трудолюбие», «Уважение», «Профессии». Что уже сейчас свидетельствует о
повышении педагогической компетенций родителей.
Значительно обогатилисьигровые диалоги детей словами, обозначающими орудия труда и трудовых
действий.
Список использованных источников:
1. ФГОС ДО Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» //
Дошкольное образование. 2013. № 2.
2. Веракса Н. Синтез культурно-исторической теории и теории деятельности в
научном творчестве А. В. Запорожца. Дошкольное воспитание. 2016. № 1.
3. Горбунова И. Эффективность методов проектов при формировании ключевых
компетенций. Подготовительная к школе группа // Дошкольное воспитание. 2013.
№ 3.
4. Давидюк И., Маринцева А. Все профессии важны, все профессии нужны. //
Ребенок в детском саду. 2014. № 1.
4. Зверева О. Включение родителей в образовательный процесс ДОО как
составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание. 2013. № 3.