Приложение МААМ

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения

Дарья Младенцева
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.

И. В. Гёте

Актуальность проекта: Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.

Публикация «Педагогический проект „Радуга“ в группе для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.

Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: 5 недель (краткосрочный).

Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.

Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением црения.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

2. Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);

3. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.

4. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

3. Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта: художественное творчество, выставки, фотоотчёты.

Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:

Дети:

• Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.

• Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

• Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог:

• Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Проект состоит из трёх этапов:

• 1 этап – подготовительный – 2 недели;

• 2 этап – основной – 2 недели;

• 3 этап – заключительный – 1 недели.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»

Подготовительный этап

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Цель:Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир».

2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр;

игрушек по цвету;

создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования. Цель:Систематизация материала.

Основной этап

3. Беседы с детьми в рамках темы проекта:

«Радуга -дуга»

«Семь цветов радуги»

«Краски вокруг нас»

«Чем пахнет цвет»

Цель:Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик»,

«Посади бабочку на цветок»,

«Найди цвет»,

"Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки»,

«Цветовой код»,

«Лабиринт шарики»,

«Цвета и формы»,

«Форма, цвет, размер»,

«Прищепки»

«Теплые и холодные цвета»

Подвижные игры

«Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём»,

«Краски»,

«Цветные шарики»,

Цель:Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.

Развивать двигательные навыки.

5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. Цель:Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта.

6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и А. Куинджи «Радуга»). Цель:Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

7. Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. Цель:Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус.

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Цель:Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

9. Выставка «Вот какая радуга!»

Фотоотчёт. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

10. Чтение художественных произведений. Цель:Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра.

11. Украшение группы работами детей. Цель:Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

12. Викторина «Разноцветная радуга» Цель:Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение.

13. Фотоотчёт «Радужный мир» Цель: Подведение итогов проделанной работы.

План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»

1.«Волшебники» Окрашевание сухих макаронных изделий пищевыми красителями. Ёмкости с водой, пищевые красители, макаронные изделия.

2.«Весёлые превращения» Получение новых цветов путём смешивания основных цветов. Палитра, кисти, краски основных цветов.

3.«Сосуды - растения» Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений. Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой.

4.«Цветная гусеничка» Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта). Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.

2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1997.3. С.

5. Малева З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006

6. Могилевская С. А. Семь разноцветных сказок. 1981г.

7. Нищева Н. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

8. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. - СПб. : Речь, 2003.- 152 с.

9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.

Публикации по теме:

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возрастаФормирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста Процес восприятия лежит в основе интелектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной.

Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно -Является основой для интеллектуального развития; -Упорядочивает хаотичные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 21:04
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Младенцева (УИ 105459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД