Ольга Букреева
Педагогический проект «Речь и театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели и задачи педагогического проекта
4. Время проекта
5. План реализации проекта
6. Ресурсы
7. Прогнозируемый результат
8. Содержание проекта
9. Список используемой литературы
10. Приложение
Краткая аннотация проекта
Публикация «Педагогический проект „Речь и театр“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У детей с общим недоразвитием речи словарный запас характеризуется бедностью, встречаются аграмматизмы в речи. Речь недостаточно интонирована, выразительна. Сложными предложениями дети пользуются редко. У данных детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщи-тельны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Поэтому возникает необходимость применять разнообразные формы, методы для обогащения и активизации словаря, умения строить предложения, формирования навыков владения своим голосом, управления интонацией. Я применяю в работе с детьми театрализованные игры. С их помощью получается заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь. Игры-драматизации можно проводить при инсценировках стихотворений, рассказов, в динамических паузах, а также в свободной деятельности. Благодаря театрализованным играм у детей с общим недоразвитием речи формируется ряд ценных умений:
-развиваются все компоненты речи детей;
- формируется умение свободно говорить и двигаться;
- дети становятся способными владеть голосом;
-появляется умение владеть мимикой и жестами.
Театрализованные игры требуют от детей представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действий. Игровые технологии я широко применяю, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольный период. Применение театрализованных игр как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать речь, личностные качества, моторику, интеллект. Игровые технологии используются при работе над всеми уровнями речи:
- при совершенствовании фонематического восприятия;
- при обогащении словарного запаса;
- при развитии грамматического строя речи;
- при развитии связной речи детей.
Актуальность проекта
Театрализованные игры являются процессом развития всех компонентов речи, а также творческих способностей ребенка. Дошкольник знакомится с новыми словами, употребляет их в речи, строит предложения.
Ребенок учится передавать интонацию, меняет тембр голоса, темп речи. Кроме того, в процессе отображения образа происходит развитие личности дошкольников, умение владеть мимикой, двигаться, формируется уверенность в себе, в своих способностях. Происходит и социализация детей. Дети вступают в контакт между собой, перестают стесняться.
В дальнейшем дошкольники, благодаря систематическому участию с инсценировках, и на праздниках ведут себя более уверенно, с удовольствием декламируют стихи, принимают участие в сценках, танцах.
Таким образом, применение театрализованных игр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:
- развитием всех компонентов речи у детей;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, усталости;
- развитием восприятия, памяти, инициативности, воображения;
- формированием эстетического вкуса.
Цели проекта :
Совершенствовать устную речь дошкольников подготовительного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи проекта :
1. активизировать и пополнять словарь детей;
2. развивать лексико-грамматический строй речи:
3. развивать связную речь;
4. расширять представления об окружающем мире;
5. поддерживать желание выступать перед детьми;
6. воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности
Время проекта :
проект продолжительный (сентябрь - май)
Участники проекта :
Воспитанники подготовительной группы, логопед, родители, воспитатель
План реализации проекта
Подготовительный этап – сентябрь
Основной этап- октябрь - апрель
Заключительный этап- май
Ресурсы
1. Маски животных и птиц;
2. Верховые куклы;
3. Ширма;
4. Пальчиковые игрушки;
5. Игрушки, сделанные с помощью трафаретов;
5. Фотоаппарат;
6. Фотографии детей в процессе выступлений
Прогнозируемый результат:
- совершенствовался фонематический слух у дошкольников;
- расширился и обогатился словарь детей;
- снижено количество аграмматизмов в речи;
- связная речь более развита;
- владеют интонацией и тембром голоса;
- развит устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- с желанием выступают перед воспитанниками, родителями, сотрудниками детского сада;
- изготавливают и подбирают атрибуты совместно с родителями.
Содержание проекта
Этапы проекта :
1. Подготовительный - сентябрь
- изучение методической литературы по данной проблеме;
-изучение положительного опыта из интернет - ресурсов;
-подбор стихов, динамических пауз для проведения игр-драматизаций;
- диагностика дошкольников
- обновление развивающей среды
-составление перспективного плана по реализации проекта;
- изготовление масок
Диагностический инструментарий:
Диагностика проводится, опираясь на программу «Детство».
Низкий уровень: ребенок плохо декламирует стихи, потешки. Без интереса выполняет короткие роли в мини-сценках.
Средний уровень: ребенок участвует в некоторых видах театрализации. Затрудняется проявлять активность на концерте, празднике. Недостаточно выразительна речь и мимика при проигрывании ролей.
Высокий уровень: ребенок активен в театрализации. Легко включается в ритмо - интонационные игры, разыгрывает стихи, песенки, мини-сценки. Речь выразительна, интонирована. Применяет жесты и мимику.
2. Основной
Дата Мероприятия Ответственный
ОКТЯБРЬ
1. Игры на развитие умения пользоваться интонациями, тембром голоса.
2. Разучивание и проведение динамической паузы
(по ролям, с применением масок)
«Разговор Лютика и Жучка»
(И. Токмакова)
3. Трафаретный театр
(потешки)
4. Инсценировка стихотворения (с применением масок)
«Кошки-крошки»
conf.7ya.ru
5. Инсценировка стихотворения с помощью верховых кукол
Кто сеял лисички?
(И. Мельничук) Учитель-логопед,
родители, воспитатель
НОЯБРЬ 1. Пальчиковый театр «Котята»
2. Игра-драматизация (выступления в масках)
«Еж и зайка»
https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799- vezhlivye_slova_v_stihah.html
3. Декламация стихов о семье перед сверстниками
4. Настольный театр
Постановка русской народной сказки «Репка»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ДЕКАБРЬ 1. Декламация потешки о зиме
Ты, мороз, мороз, мороз…
2. Плоскостной театр
(отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»)
3. Игра-драматизация (в костюмах)
«Еж»
(В. Фетисов)
4. Диагностика дошкольников Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ЯНВАРЬ 1. Декламация стихов о зиме (выступление перед сверстниками)
2. Игра-драматизация (с масками)
Собака: Птица, птица, как живешь?
Заяц: Птица, птица, что поешь?
Птица: Я пою и не тужу,
Крошки, семечки клюю.
Дети птицам помогают,
Корм в кормушку насыпают.
3. Этюд на выражение эмоций
Сидит, сидит зайка
(Русская народная потешка)
4. Организация фотовыставки на тему: «Развиваем речь и играем…»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
ФЕВРАЛЬ 1. Участие детей в круглом столе для родителей
Показ инсценировок, декламация стихов.
2. Декламация стихов о защитниках Отечества
(выступление перед сверстниками)
3. Этюд на выразительность жеста
«А тари, тари, тари»
https://dramateshka.ru/index.php/puppet-theater-classes/6231-podgotoviteljnaya-k-shkole-gruppa#ixzz2rd1deDON
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
МАРТ 1. Игра-драматизация (в костюмах)
«Сорока и медведь»
(по Н. Сладкову)
festival.1september.ru›
2. Разучивание русской народной скороговорки
Маланья-болтунья
(сначала в медленном темпе, затем в быстром) Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
АПРЕЛЬ 1. Конкурс на самый лучший космический костюм
2. Декламация стихотворений о космосе
3. Игра – драматизация песенки
«Уж как шла лиса»
Учитель-логопед,
родители,
воспитатель
3. Заключительный – май
На заключительном этапе логопед проводит театрализованный праздник для родителей и детей для того, чтобы показать динамику в развитии речи детей, в их творческом потенциале. После праздника планируется провести итоговое анкетирование родителей.
В конце учебного года проводится диагностирование дошкольников, анализируются результаты. Изготовить пальчиковый театр в подарок детям старшей группы с общим недоразвитием речи для того, чтобы на следующий год они также смогли проявить себя на выступлениях перед сверстниками, перед детьми других возрастных групп, а также перед родителями.
Список используемой литературы:
1. https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html
2. festival.1september.ru›
3. planetadetstva.net›…teatralizovannye-igry…detskom…
4. Сорокина Н. Сценарии театральных кукольных занятий, М:АРКТИ,2004
5. dramateshka.ru›index.php/puppet-theater-classes
6. nsportal.ru›detskii-sad/raznoe…stihotvoreniya…
7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. - М: АСТ,1999
8. Русские народные песенки - потешки. -М: Алтей, 2013 г.
9. Куликовская Т. А. «Забавные чистоговорки». – М: Гном-Пресс,1998
10. Лопухина И. С. Логопедия -речь, ритм, движение. - СПб. : Дельта,1997.
11. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003