Корюкина Ольга
Педагогический культурно-ценностный проект «Живи, родник традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
1
1. Тема проекта :Живи, родник традиций.
2. Тип проекта :Культурно-ценностный.
3. Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный
руководитель.
4. Масштаб: 1 год. 29 детей, 56 родителей, 2 воспитателя и 1
музыкальный руководитель.
5. Актуальность и проблема: Детство – годы чудес. Опыт этого
периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь. Дошкольное
детство – период интенсивного физического и психического развития.
Бесспорно, родители любят своего ребенка и лучше всех других
Публикация «Педагогический культурно-ценностный проект „Живи, родник традиций“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
взрослых знают его. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут
принести вред. У родителей нет достаточного глубокого представления о
жизни ребенка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания и обучения, им
жалко «отрывать» свою чадо от себя, им кажется, что только они и самые
близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что пригодится в
дальнейшей жизни. И поэтому мамы и папы как можно дольше оттягивают
момент, когда их малыш впервые переступит порог детского сада. Здесь на
помощь семье должен прийти детский сад. Для этого в детском саду
необходимы различные формы взаимодействия с семьями детей,
посещающих детское учреждение. Детский сад должен стать «открытым» по
всем вопросам развития и воспитания.
Проанализировав ситуацию вновь поступивших детей в возрасте 4-5
лет. Мы пришли в выводу, что необходимо создать условия для
психопрофилактической работы и психолого-педагогического
сопровождения детей и родителей, способствующей мягкой адаптации,
формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со
взрослыми и сверстниками.
Новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с
семьей воспитания детей в условиях детского сада – обеспечивает развитие
2
личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Отличительной особенностью этой модели является активное вовлечение
семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
В настоящее время Пермский край возрождает русские народные
традиции, что прослеживается на всех мероприятиях города. Это и
послужило толчком для выбора нашей темы: «Живи, родник, традиций!»
6. Цель:Активизировать роль родителей в жизни детей в детском
саду, через приобщение к народной культуре.
7. Задачи:
- Вызвать интерес детей к познанию русских народных традиций
посредством участия взрослых и детей в календарно – обрядных праздниках.
- Стабилизировать партнерские отношения между родителями и
воспитателями группы.
- Способствовать возрождению семейных традиций.
- Помочь в сближении детско-родительской дистанции общения в
условиях совместной подготовки и проведения календарно-обрядовых
праздников.
9. Ожидаемый результат:
- Возникновение у детей интереса к познанию русских народных
традиций. Заинтересованность проявляется через: рассматривание альбомов
с картинками русских народных праздников, задают вопросы,
самостоятельно организуют сюжетно-ролевые игры (играют в колядки, в
масленицу и т. д., знают названия народных праздников, используют в речи
«старинные» слова, активно участвуют в обсуждении о подготовке к
празднику и т. д.
3
- сближение детско-родительской дистанции общения в условиях
совместной подготовки и проведения календарно-обрядовых праздников.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
смогут составить рассказ о членах своей семьи;
будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
пополнят словарный запас (традиция, обряд);
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
Родители
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
знать свою родословную, минимум до третьего колена;
знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
научатся организовывать семейные праздники;
сделают видеоархив семейных праздников и традиций.
Педагоги
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными
закличками;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для
родителей;
пополнят словарный запас детей;
4
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни,
традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться к семейным реликвиям,
интересоваться традициям семьи.
8. Стратегия и механизмы реализации.
I этап: Подготовительный.
Цель: Заинтересовать детей и родителей предстоящей темой проекта,
вызвать желание стать его участниками. Создание условий и подборка
литературы по данной теме.
1. Анкетирование родителей, педагогов на тему : «Знаете ли вы
русские праздники, обычаи, традиции?»
2. Познакомить родителей с планом проведения проекта.
3. Оформление альбомов с картинками по русским народным
традициям.
4. Подбор литературы по традициям русской народной культуры.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры».
- Дыбина О. В. «Что было до…»
- Чудакова Н. «Энциклопедия праздников»
- Громыко М. М. «Мир русской деревни»
II этап: Основной.
Цель: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и
семейными праздниками через разные формы работы.
1. Консультации для родителей на темы:
«Что вы знаете о фольклоре?»
«Сказки, рассказанные на ночь»
5
«Колыбельная для малышей»
«Игры, хороводы наших бабушек»
«День рождения – только раз в году»
«Как удивить детей новогодними подарками?»
«Коляда, коляда, отворяй ворота»
«Народные праздники»
«Почему пекут блины в масленичную неделю?»
«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
2. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных
традиций».
3. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
4. Беседы с детьми на темы:
«Моя семья»;
«Наши имена»;
«Кем я могу гордиться в моей семье»;
«Моя родословная»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
5. Родительские собрания: (круглый стол)
«В каждой семье свои традиции»;
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
6. Развлечения:
«Осенины»
«Праздник знакомства»
«Рождество»
«Широкая масленица»
7. Оформление выставок с детьми ко Дню матери, к пасхе, к Дню
защитника Отечества.
6
8. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их
родителями.
9. Рисование детьми на тему:
«Праздник в нашей семье»;
«Маму свою очень люблю»;
«Папа и я – лучшие друзья».
«Самый лучший блин».
10. Фотовыставка «Я и моя семья».
«Колядки»
11. Видеозаписи семейных праздников. (родители и дети).
III этап: Заключительный.
Цель: Обобщение результата проекта.
Проанализировать результат работы за круглым столом.
10. Трансляция опыта: на уровне детского сада, на краевой
конференции.
11. Перспектива: Публикация в журнале «Дошкольное образование».
7
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все
его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенный
интерес к русским народным традициям. Использование в повседневной
жизни