Галина Назарова
Педагогический совет как одна из главных форм руководства современного ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм руководства ДОУ являются педагогические советы. Педагогический совет дошкольного учреждения - это коллегиальный, постоянно действующий орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?
Публикация «Педагогический совет как одна из главных форм руководства современного ДОУ» размещена в разделах
Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов : уровень развития воспитанников, состояние их здоровья, развитие форм совместной работы педагогов и родителей. Каждое детское образовательное учреждение решает эту задачу по-своему, опираясь на свой опыт, используя накопившийся творческий потенциал.
При подготовке к каждому педагогическому совету можно создать рабочую группу. Члены этой группы могут представить опыт работы, публикации, методический материал по тематике педагогического совета. Подробная повестка дня с вопросами обсуждения должна быть помещена в методическом уголке. Чтобы педагогический совет прошел плодотворно и эффективно, при его подготовке необходимо правильно спланировать предварительную работу. Продумать организационные вопросы: приглашение заинтересованных лиц, повестку, регламент каждого выступления, проект решений.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Педсовет - деловая игра.
Этот вид педсовета может быть использован для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
Подготовка к такому педсовету :
составление сценария,
определение ролей,
подготовка заданий,
расчет регламента.
Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи; составляют программы, которые лягут в основу решения педсовета.
Педсовет-конференция.
Такой педсовет может состоять из нескольких составных частей. Например, основное сообщение и диалог, которые организует методист совместно с группой специалистов (педагог- психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех участников задавать вопросы, дискутировать, развивать тему, высказывать свое мнение. В заключение поднимаются вопросы по обсуждаемой теме.
Педсовет «Круглый стол».
Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Главное правило при организации такого педсовета - подготовленность и заинтересованность каждого участника. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов и предложить им соответствующую литературу. Тогда они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение в нужное русло.
Ситуативный педсовет.
Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия.
Педагоги заранее делятся на подгруппы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить проблему «Организация работы по познавательно-математическому развитию в контексте разнообразных видов детской деятельности».
Педсовет «Научно-практическая конференция».
Этот вид педсовета можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки.
При подготовке данного вида педсовета должны быть проведены дни открытых дверей для педагогов. Важно составить повестку дня так, чтобы каждое дошкольное учреждение на одинаковых условиях могло бы участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.
Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.
После каждого вида педагогического совета анализируются его итоги:
Чего добились, что не удалось выявить в ходе обсуждения?
Кто из педагогов был активен, кто пассивен и почему?
Какие уроки можно извлечь из данного педагогического совета?
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы.
Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подой ти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то все меняется. Такие педсоветы называют нетрадиционными, проводятся они в игровой форме. Но, «играя» на педсоветах, не стоит забывать об их классической форме.
ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Обдумывая ход педсовета, необходимо подобрать варианты работы с педагогами. Формы проведения могут быть разнообразными.
Разгадывание педагогических кроссвордов.
Данный вид работы помогает уточнить знания педагогов по тематике педсовета, способствует развитию педагогического кругозора, влияет на качество работы воспитателей с детьми.
Решение кроссвордов может сопровождаться дополните., ными и наводящими вопросами, а также демонстрацией отдельными педагогами методов и приемов. Такие задания даются до педсовета.
Анализ высказываний детей, их поведения и творчества.
Алгоритм проведения:
Готовятся магнитофонные записи, подборка результатов детской деятельности (рисунки, аппликации и т. п.).
Педагоги знакомятся с материалами, анализируют их, оценивают детские знания, умения и навыки, уровень развития детей.
Коллеги формируют конкретные предложения в помощь педагогу, работающему с этими детьми.
Имитация конкретных ситуаций.
Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества решений. Это возможно лишь в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать события, сравнить их.
Важно создать дружескую обстановку, чтобы все имели возможность открыто общаться.
Педагогические советы называют творческой лабораторией, когда на них рождаются интересные идеи, повышающие качество образовательного процесса. Неинтересные и проведенные «для галочки» педсоветы отбивают способность к творчеству, превращают жизнь педагогов в рутину.
Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов :
уровень развития детей, их здоровье;
формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
На педагогических советах обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется обмен опытом педагогической работы.
Знакомство с повесткой дня - это время для участников педагогического совета, чтобы они могли определить, что они должны сделать.
Важным условием при подготовке педагогического совета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Закрытие педагогического совета лучше проводить просто и серьезно.
Решения педагогического совета помещаются на стенде для педагогов в методическом кабинете дошкольного учреждения.
Умело организованные и проведенные педагогические советы - это школа передового мастерства. При этом реализуется их главная цель - объединение усилий коллектива дошкольного учреждения в работе над повышением воспитательно-образова- тельного процесса, использование педагогической науки и инновационного опыта.
Важно помнить одно: неинтересные, «сухие» заседания мало чему могут научить педагогов. Педагогический совет будет творческой лабораторией только в том случае, если решать на нем волнующие всех вопросы, не только подводить итоги, но еще учить на лучших примерах педагогической практики.
Одна из наиболее важных процедур педагогического совета - процедура принятия решений. Как правило, проект решений заранее готовится методической службой и ставится на голосование. Педагоги должны почувствовать ответственность за их исполнение. Но эта ответственность не должна быть подавляющей. Решения педагогического совета - это не рамки и не нормы, упрощающие контроль за работой педагогов. Это направляющие воспитательно-образовательной работы, необходимые для его оценки и корректировки. Перед голосованием проект решений обязательно обсуждается. После открытого голосования учитываются предложения о поправках, уточняются принятые за основу решения, а затем проводится голосование по окончательному варианту решений в целом.
Список использованных источников
Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условиях : опыт, проблемы, решения/авт. -сост. Т. Г. Соболева, О. Н. Кулакова, Н. К. Мананикова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 95 с.
Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2011.-215 с.