МААМ-картинки

Педагогический совет «Потенциал современного урока: от теории к метапредметному результату»

Асташова Елена
Педагогический совет «Потенциал современного урока: от теории к метапредметному результату»
▼ Скачать + Заказать документы

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Появились новые образовательные стандарты и на их основе – обновлённые программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. Предпрофильное и профильное обучение – этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи. Информатизация, отчасти, цифровизация и другие тренды образования оказывают значительное влияние на современный урок. Никто не будет отрицать, что урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова. Я бы даже осмелилась назвать урок актуальным : существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителям, общества, Государства. Оценить деятельность учителя, общие позиции педагогического аспекта урока, направленные на метапредметный результат призвана работа сегодняшнего педагогического совета «Потенциал современного урока : от теории к метапредметному результату»

Публикация «Педагогический совет „Потенциал современного урока: от теории к метапредметному результату“» размещена в разделах

В качестве эпиграфа к нашим последующим размышлениям процитирую фразы из анкет учащихся. «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком. Это урок без стрессов. Это время, когда детям доносят такую информацию, новые знания, которые помогут им в будущем, в дальнейшей жизни. Учителю стоит поменьше говорить самому и побольше спрашивать, работать с учениками, понимая их». Мнения наших учащихся, с одной стороны, разнятся, старшеклассники оказались более консервативны в данном опросе, а вот учащиеся среднего звена готовы без промедления давать разноплановые ответы. Мнения родителей придерживаются точки зрения, что современный урок не может быть шаблонным. На уроке должны присутствовать творчество, поиск, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения. Анализ в целом ответов позволяет отметить комплексную потребность социальных заказчиков образования во взаимосвязи психологических, педагогических, методических, предметных и метапредметных аспектов урока. С этих позиций будем рассматривать деятельность нашего педагогического коллектива.

Уважаемые коллеги! Современный урок имеет структурные этапы, придающие ему не только деятельностную форму, но и организационно-методическую чёткость. Проведённый анализ поурочного планирования свидетельствует, что более 80% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Хорошо известный афоризм «человек - пленник традиций» сегодня приобретает драматический смысл. Скорее всего, это связано с тем, что понятию «традиции» мы привыкли придавать исключительно положительное значение. Предлагаю ознакомится с результатами анализа поурочного планирования. Остановимся на одном из этапов: начало урока-постановка задач и мотивация к деятельности. Какие же выявлены типичные ошибки у наших учителей? При определении содержания урока чаще учитель идет «от себя», от своей цели – дать учащимся определенную порцию программного материала, а не от учащегося и его деятельности по усвоению информации, которую он получает во время урока. Наблюдается неясность или формальность постановки целей. Типичный пример – «подбор» под каждое занятие традиционной «триединой задачи» – познавательной, развивающей, воспитательной. Неудачны также формулировки типа «закрепить навык» (что значит закрепить) или «приучать учащихся к…». Абсурдность формулировок, когда цель составляется из услышанных (прочитанных) где-то штампов, не связанных между собой, не имеющих отношения к действительности или содержащих внутренние противоречия. Например: «Учитывать возрастные особенности для воспитания навыков, знаний и умений учащихся». Пришлось ознакомится и с планированием, в котором обозначены только сами заголовки «Цель и Задачи».

Уважаемые коллеги! На экране предложен перечень эмоциональных высказываний, например: «Это не про меня!», «Неужели, правда!», «Да, так бывает…», «Неужели это про меня!», «Все так и есть на самом деле»

Для осуществления обратной связь с Вами, предлагаю считать QR-код (1) и определить высказывания, соответствующего вашему настроению, сразу, как только появилась аналогичная мысль. Спасибо! Давай те посмотрим на результаты. (Приложение1)

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Посещённые уроки свидетельствуют о том, что, к сожалению, имеются случаи, когда учитель на урок приходит без подготовки. Выбирая именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания. Такой «выбор» приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса: перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. На таких, неподготовленных уроках преобладает работа с материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна. Как правило - это уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

Уверена, что перечень эмоциональных высказываний, представленных на экране позволит критически отнестись к себе. (Приложение 2)

Говоря о содержательном компоненте подготовки к урокам отмечаю, что особенно "недостойными" учительского внимания оказываются принципы. Эта категория воспринимается учителями как нечто абстрактное, к практической деятельности отношения не имеющее.

Знания в области возрастной и педагогической психологии сейчас лидируют в списке требований к педагогу. Викентий Вересаев описал в одном из «Невыдуманных рассказов о прошлом» такую ситуацию: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом “Почему?”. Знакомый профессор психологии посоветовал родителям : «Когда вам надоест, отвечайте ему “Потому что перпендикуляр”, - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через некоторое время Игорь на все вопросы (“Почему ты сердит?”) отвечал: “Потому что перпендикуляр”». Нежелание тратить время на почемучку-надоеду приводит к «перпендикулярным» отношениям не только в семье, но и на уроке. При посещении уроков наблюдаем тот факт, что не все учителя умеют отличать проблемную ситуацию от обычного затруднения, возникшего у учащегося. Учителя не всегда четко дифференцируют информационные и проблемные вопросы. Не дают учащимся возможности самим ответить на проблемный вопрос или разрешить проблемную ситуацию. При малейшем затруднении, если учащиеся не дают ответ сразу или выполнение задания занимает больше времени, чем планировалось, учитель дает готовый ответ. Если учитель в среднем звене в конце урока спрашивает : есть ли вопросы? – вопросов, как правило, не возникает. Значит ли это, что учащиеся все поняли, усвоили? Нет, конечно. Это может означать либо отсутствие интереса к предмету изучения, либо отсутствие поэтапного контроля усвоения знаний, либо неумение задать вопрос. Но именно с вопроса, вернее, «вопрошания», поскольку вопрос может и не быть формально высказан, начинается любое познание формирующее универсальные учебные действия учащихся.

Очень точно подметил Я. А. Коменский "Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию". Урок требует постоянного совершенствования – от педагога в первую очередь. «Вы можете не изменяться. Выживание — дело добровольное», — эти слова известного ученого и специалиста в области менеджмента качества Уильяма Дэминга как нельзя лучше подходят к деятельности учителей. Учить поколение Z — задача непростая: попробуйте завладеть вниманием детей, уверенных в том, что все, что им нужно, можно найти или уточнить в сети, поэтому зачем что-то запоминать? Они не будут слушать долго монолог учителя. Нельзя прийти в класс, что-то им рассказать, а потом требовать, чтобы дети эту информацию повторили. Прежние педагогические приемы уже не работают — надо это признать и учиться вместе со своими учениками. Ведь ты имеешь право учить, только пока сам учишься.

С особой гордостью хочу представить вам, уважаемые коллеги, фамилии учителей, которые уже в этом году примут участие в городском смотре-конкурсе «Методический вернисаж “Могу научить…”» 2020

Залогом качественного образования мы считаем успешного учителя, а инновационного образования – учителя, владеющего технологиями. Именно лидеры получают всестороннюю поддержку в своих начинаниях, ведь от возможности реализовать талант отдельного учителя зависит успех всего педагогического коллектива. Наш коллектив силён личностями.

У профессионального учителя в арсенале припасено много приёмов и методов для того, чтобы заинтересовать учащихся. Но есть и опасность – превратить учение в развлечение. Оказывается, что крылатое выражение «нашему удивлению (изумлению) нет предела» не только не справедливо, но и опасно. Есть предел, и очень неприятный. Привыкание к «интересненькому» на уроке чревато не только потерей познавательного интереса, но еще и провокацией истощения нервной системы. Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им.

Урок всегда был и остаётся лишь вершиной айсберга, имя которому образовательный процесс. Видимая его часть ограничена школьными звонками, задачей же является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. За небольшое время, отведённое учителю, можно успеть многое. Наши учителя обладают разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения. Однако при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. Не все учителя обладают достаточными навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации или хотя бы дифференциации учебной деятельности для обеспечения необходимых учебных достижений конкретным учащимся или группам учащихся. Анализ ресурсов индивидуализации обучения в гимназии позволяет определить две основные «болевые» точки на пути реализации требований обучать не всех, но каждого. Во-первых, это неверное понимание учителей самого термина «индивидуализация». Подавляющее большинство учителей автоматически отсекает необходимость даже задуматься над возможностями индивидуализации в условиях классно-урочного обучения. Во-вторых, бытует мнение, что если ученик справляется, «успевает», то такой учащийся, по мнению учителей, не требует индивидуализации.

Наше время характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Я вовсе не утверждаю, что каждый выпускник школы должен заниматься решением таких вопросов. Я утверждаю другое: такого рода вопросы определяют основные направления развития разных форм деятельности, в которые придется включаться нашим выпускникам. К слову сказать, нашим учащимся, очень нравится быть взрослыми, им нравится такая форма работы, как международные конференции. Они уже сегодня наравне со школьницей из Швеции Гретой Тунберг могут обсуждать проблемы мировых лидеров. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Введение метапредметного подхода в образовании – попытка осторожно, постепенно, без всяких резких реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образования определяет специфику метапредметности.

Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у учащихся во время учебного занятия. Готовы ли мы к этому? Готовы ли мы показать метапредметый результат? Одним из основных требований к уроку является научность, т. е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество.

В ходе подготовке к педагогическому совету методическими объединениями были определены учителя для демонстрации уроков с метапредметными методами, приёмами.

Учителя нашей гимназии не только владеют информацией, как сценировать современный урок, но и применяют это на практике. Вы посетили уроки во время подготовки к педагогическому совету, увидели различные формы и виды организации урока, посмотрели как можно формировать метапредметные универсальные учебные действия на уроке.

Урок географии в 6 классе по теме «Рельеф суши. Горы и равнины» (учитель Беспалая Е. С., проведенный с использованием групповой технологии, подтверждает слова Л. С. Выготского «То, что ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно». У учащихся формировались такие умения как работать сообща на единый результат, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. На уроке учителем Беспалой Е. С., определив актуальность темы занятия, перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос, подводящий их к противоречию. Для поиска ответов учителем были предложены: творческие конструкции построения из пластилина гор, приём «экспресс-тест», работы с географическими объектами, развивались умения схематизировать способы познания и осуществлять действия в различных научно-практических областях.

Зачем нужно учить ребёнка работать с проблемами? Проблематизация предполагает наличие «техник сомнения», которые мы увидели на открытом уроке в 7 классе у Калесник И. В. Прием рисунка в 4 руки, использование элементов кроссенс-технологии способствовали формированию практических навыков учащихся. Наиболее подготовленные ученики с достаточно высоким уровнем мотивации в учёбе были выделены для учителя в "активную группу" и помогали на уроке.

Поворот общества к человеку, его внутреннему миру, стремлениям, потребностям – мы наблюдали на уроке русской литературы в 5 классе у учителя Угоренко Н. А. Толерантность, права ребёнка, отражённые в литературных образах Наталье Александровне удалось столь хорошо согласовать с особенностями натуры современных подростков. Потребность людей в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов - вот основной лейтмотив, звучавший голосами наших учащихся на этом уроке.

Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, заставляющая делать выбор. Принимать решения о совершенствовании своего физического развития мы наблюдали на уроке физической культуры и здоровья в 9 классе у учителя Зеленкевича В. А. В основную часть урока входили задания, на которых совершенствовались физические качества, умения и навыки обучающихся: закрепление техники выполнения упражнения для развития ловкости, силы, координации движений. Использовались методы физического воспитания –метод ориентирования (слуховой). На протяжении всего урока учитель руководствовался основными дидактическими принципами: принципом сознательности - интерес к занятиям учащихся, принципом активности – организация взаимопомощи и взаимообучения и достаточным оптимальным количеством повторений.

Очень старались показать нам свои исследовательские возможности при образовании слов и учащиеся 2 класса, учитель Свистунович О. П. Мини-исследования переросли за урок в мини-проект с новыми теоретическими и практическими навыками. Урок русского языка во 2Б классе – урок комплексного применения знаний и умений, на котором использовались различные формы и методы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, самооценка и самоанализ, проблемно-поисковый, наглядный, словесный, практический методы обучения. Все это способствовало формированию и развитию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

На уроке химии в 8 классе (учитель Былина Н. В.) главный акцент делался на закреплении знаний о ядерной (планетарной) модели строения ядра и формировании умений применять полученные знания. Самостоятельное приобретение знаний опиралось на памятку «Проверь себя!». Учитель демонстрировала интеграционные связи с другими учебными предметами. Обращала внимание учащихся на дальнейшее применение химических явлений в атомной энергетике.

Анализ открытых уроков, позволяет сделать вывод, что новые подходы к организации образовательного процесса у нас есть. Учителями создавались педагогические условия подчеркивающие интеллектуальное достоинства каждого учащегося, ценность его точки зрения, уникального видения. Мотивация обучения - через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города. Учитель выступал в большей степени как консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской и познавательной деятельности.

Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому. Ежегодно курсовую подготовку по содержательно-технологическому обеспечению качества образовательного процесса проходят наши учителя. Анализ изучения тем по самообразованию в целом коллектива и обобщение опыта аттестуемых учителей позволяет сделать вывод, что изучаем мы те вопросы, которые уже давно разъяснены учёными, не видим новые течения, новые содержательные компоненты образования. В подтверждении своих слов приведу примеры тем самообразования наших учителей: «Игровые формы работы на уроках», «Использование эффективных механизмов сетевого взаимодействия». «Организация познавательной деятельности» и др. В качестве обратного примера хочу представить самообразовательную деятельность учителя математики Веренич И. М. : последнее наше обсуждение касалось применения приёма контроля знаний учащихся «Матрица», учитель изучила все дидактические основы, подготовила необходимый инструментарий, использовала в деятельности и…при повторном обсуждении оказалось, что ожидаемого эффекта не получилось, данный приём в условиях всего класса применять невозможно. Конечно, есть частичка разочарования, жалко потраченного времени ведь учителем было разработано 4 варианта. Очевидно одно, учитель находится в педагогическом поиске, поиске, направленному на совершенствование образовательного процесса

Подлинную эффективность урока, по моему мнению, можно наблюдать поняв, насколько глубоко происходящее на уроке проникло в душу ребёнка, стало импульсом и началом его деятельной активности. И тогда вполне возможно, что обновлённый с методической точки зрения урок подтолкнёт ребёнка к самостоятельному поиску информации, размышлениям и переживаниям – а значит, приблизит к достижению истинных целей образования – развитию личности.

Можно ли сегодня говорить о «новой дидактики» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Из анализа литературы следует, что есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики, а именно:

1. принцип фундаментальности содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения;

2. принцип гуманизации (современная трактовка) предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов в соответствии с закономерностями возрастного развития;

3. принцип культуросообразности предполагает соответствие содержания урока изменяющейся культуре, отражающей национальное и индивидуальное.

Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становится нелинейным.

Эти факты обновления ведущих дидактических принципов и структуры урока подтверждают, что «будущее – уже наступило».

Учитель, смотри, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием обновления школы? П. П. Блонский. Прошу ответить на этот вопрос с использованием QR-кода (Приложение 4).

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Педагогический совет «Проектная деятельность в группе. Отчёт за год»Педагогический совет «Проектная деятельность в группе. Отчёт за год» "Проектная деятельность в группе" (отчёт за год). Педагогический совет: «Проектная деятельность в группе» (отчёт за год). Руководствуясь.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Потенциал современного урока: от теории к метапредметному результату»
Опубликовано: 25 апреля 2020 в 15:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Потенциал современного урока: от теории к метапредметному результату»» (включая файлы) размещена пользователем Асташова Елена (УИ 2241136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД