Папки-передвижки

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Гуляева
Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Тип проекта: Образовательный.

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: 3года

Участники проекта:

• Воспитатели и работники группы, специалисты.

• Дети группы.

Публикация «Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Родители и другие члены семьи.

Образовательная область:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

Углубленным изучением моей деятельности в образовательной области является познавательное развитие, исходя из этого тема моего проекта : «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность заявленной мною темы обусловлено с тем, что дети с плохо развитой ручной моторикой чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Одна из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата.. Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. И. И. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой. Моя инновационная деятельность является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью моделирование системы работы воспитателя обеспечивающий условия и систему формирования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам специальных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики, массажа, продуктивной деятельности. Мною были подобраны тесты и упражнения для выявления и формирования мелкой моторики рук у детей. Перед тем, как приступить к решения поставленной перед собой задачи я провела тестирование для выявления уровня сформированности ручной умелости у детей. Диагностика показала что 25%-низкий, 40%-средний и только 35%-высокий уровень. Данные показали,что необходимо срочно создать условия для системного подхода формированию мелкой моторики рук и внедрению новых образовательных технологий. Необходимость индивидуального подхода к обучению и совершенствования навыков ручной умелости в развитии моторики заложена в технологиях разработанных учеными: В. В. Цвынтарным, О. Н. Крупенчук, Н. В. Гатановой, С. Е. Большаковой, О. Н. Громовой, М. М. Безруких. Исследования ученых института физиологии детей и подростков Санкт-Петербурской академии психоогических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук (комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).

Цель проекта:

формирование речевой деятельности детей старшего возраста через развитие мелкой моторики и создание условий для их развития.

Задачи для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:

• Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

• формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Задачи для педагога:

• Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

• Анализ и сбор информации из различных источников.

• Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.

• Создание и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

• Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

• Пополнение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей.

• Развитие мелкой моторики у детей.

• Формирование речевых навыков у детей.

• Интеллектуальное развитие детей.

• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I. Подготовительный этап.

• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение

содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта.

• Работа с детьми.

• Взаимодействие с родителями

• Создание информационного пространства (информационный стенд).

В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковые игры с палочками

- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

- Пальчиковый и настольный театры.

- Ручной труд в развитии мелкой моторики.

- Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук с применением мячиков из конского волоса.

- Конструирование из «Лего»

Разработка картотек: «Пальчиковые игры», «Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, самомассаж», «Физкультминутки с применением пальчиковой гимнастики».

• Разработка и создание самодельных игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

• Создание тематического альбома «Игры и пособия на развитие мелкой и общей моторики».

В совместной деятельности со взрослым обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. В ходе предметной деятельности и игр использовались такие игры, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, а также способствуют формированию речевой активности. В процессе экспериментирования с материалами и веществами, использовались упражнения и игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками, что способствует развитию мелкой моторики рук. В ходе общения со взрослым и игр со сверстниками использовались пальчиковые игры и разминки.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук, проводились самые разнообразные работы:

Практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях

Тематические консультации

Папки - передвижки

Выпуск памяток с упражнениями

Оформление стенда

Мастер – классы

Родительские собрания

Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики. Ознакомление с особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста помогла консультация «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук». Семинар – практикум «Мелкая моторика для развития речи дошкольника», где родители расширили свои представления о значимости развития мелкой моторики для развития речи детей. На семинаре – практикуме «Пальчиками поиграем - говорить мы начинаем» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук, родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.

С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». В результате данного мастер – класса родители в домашних условиях научились делать пособия для развития мелкой моторики рук, что поспособствовало пополнению предметно-развивающей среды группы.

Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

III. Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ. Которое позволило осуществлять целенаправленное формирование ручной умелости и в конечном счёте повысивший уровень интеллектуального развития, познавательных способностей у детей.

Использованная литература:

1. Большакова. С. Е. «Формирование мелкой моторики; игры и упражнения».М:ТЦ «Сфера»,2005

2. Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001

3. Крупенчук. О. Н. «Пальчиковые игры» СПб Издательский Дом «Литера2005»

4. Никифорова. Т. И. «Волшебные пальчики» Министерство образования РС (Я)Якутск 2004-32с

5. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2002.

6. Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб. : Издательство «Лань», 1999.

7. Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М. : ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.

Публикации по теме:

Закономерности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане.

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста «Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» Составила:Долговесова А. В,воспитатель Введение.

Консультация «Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»Консультация «Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» "История письма ребенка начинается значительно раньше того момента,когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста АННОТАЦИЯ В статье указывается на взаимосвязь развития мелкой моторики и общей умелости руки и моторной стороны речи. Описывается значение.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Семинар — практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Семинар – практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2017 в 17:34
+204Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гуляева (УИ 158309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 140.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД