Шукайло Дина Васильевна
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули? Сложно дать однозначный ответ. Однако абсолютное большинство ученых, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками. Взаимосвязь между формированием мелкой моторики рук и развитием речи ребенка подтверждается многими наблюдениями и исследованиями (М. М. Кольцова, Л. В. Фомин, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, В. В. Гербова). Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С педагогом трудно не согласиться - двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Основная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь детям в освоении разговорной речи.
В практической работе по развитию речи успешно используются:
- игры с разрезными картинками, пазлами, с мелким конструктором;
- массаж кистей рук с использованием стихотворений;
- работа с различным материалом (прищепки, мячики, семена, счетные палочки, бумага, шнурки и т. д.);
- мини – театр, где актерами являются пальчики;
- пальчиковые игры и упражнения.
Уже с десятимесячного возраста можно проводить упражнения для пальцев рук: катать пальчиками шарики различного диаметра; конструировать; собирать различные пирамидки; перекладывать из одной кучки в другую различные предметы.
В полугодовалом возрасте детям задания усложняются: расстегнуть пуговицы, завязывать/развязывать узлы, шнуровки. Можно использовать народные потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гуси, гуси» и др. Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками, они способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга.
Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры - это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Список литературы
1. Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2006.
2. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. М., 2008.
3. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. №. 6. 2006.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф. М. Сохина М., 1984.
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2004.
6. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т. Б. Филичевой. М., 1999.
7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Пальчиковая гимнастика» М. 2004г.
8. Урунтаева Г. А Дошкольная психология. М, 1999.
9. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
10. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2004.
11. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С. -П. 1996г.