Татьяна Быстрова
Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы
Публикация «Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, в которых будет активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно для полноценного развития мелкой моторики.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С младшего дошкольного возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Действительно, во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Но стоит помнить, что успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.
В группе детского сада воспитатель должен регулярно проводить работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.
Физкультминутки и развитие пальцевой моторики
Использование физкультминуток на образовательной деятельности с детьми имеет большое значение. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– развивать мелкую моторику рук;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого. Так, на занятиях изобразительной деятельностью у детей развиваются творческие способности и эстетическое восприятие, закрепляются знания о сенсорных эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия). В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой ;
• монотипия пейзажная ;
• печать по трафарету ;
• монотипия предметная ;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
«Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования – рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу ощущение непосредственного взаимодействия с красками, а также дарит незабываемые впечатления от манипуляций с цветом. Также этот метод положительно влияет на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста, что в свою очередь имеет воздействие на развитие речи, интеллекта, познавательной активности ребят.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики существенно влияет на формирование многих психических функций. Т. к. отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.