Лучший педагог года

Педагогический совет «Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию»

Дарья Спиридонова
Педагогический совет «Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию»

Педагогический совет № 3

От 28.02.2024 года.

«Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию».

Цель: Проанализировать систему педагогических мероприятий по внедрению и развитию конструктивной деятельности в детском саду и определить пути совершенствования работы педколлектива в данном направлении.

Публикация «Педагогический совет „Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию“» размещена в разделах

Форма проведения: деловая игра

План педсовета:

1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета №2 «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через ознакомление с историей родного города».

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

2. Конструктивная деятельность в рамках внедрения ФОП ДО.

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

3. Сообщение «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников».

Ответственный: воспитатель Щуклина Е. А.

4. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация конструирования в ДОУ».

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

5. Результаты конкурса методических разработок и игр по конструированию «Занимательное конструирование»

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

6. Деловая игра «Развитие конструктивно-модельных навыков у детей дошкольного возраста».

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

7. Обмен опытом «Игры и пособия по конструированию».

Ответственные: воспитатели групп.

8. Решение педсовета.

Ответственный: старший воспитатель Спиридонова Д. В.

Предварительная работа.

• Семинар-практикум «Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста».

• Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО-моделирования»

• Консультация «Робототехника LEGO WeDo 2.0 в дошкольной образовательной организации».

• Конкурс методических разработок и дидактических пособий «Занимательное конструирование».

• Тематическая проверка «Организация конструирования в ДОУ».

• Подготовка воспитателем Шуклиной Е. А. сообщения «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Вступительное слово старшего воспитателя Спиридоновой Д. В.

Работая над одной из годовых задач «Развитие познавательных и творческих возможностей дошкольников, детской изобретательности средствами конструирования и моделирования» педагогический коллектив ДОУ ставит перед собою цель - «создание условий для развития креативности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности по конструированию и моделированию».

Скажите, пожалуйста, как Вы понимаете определение «Конструирование»?

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать — создавать конструкцию чего - нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала, оно делится на художественное и творческое.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Давайте посмотрим, что же нам предлагает ФОП ДО по возрастам.

В возрасте от 2 лет до 3 лет

• знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости;

• развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что- то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

В возрасте от 3 лет до 4 лет

• совершенствовать у детей конструктивные умения;

• формировать умение у детей различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы); сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание);

• формировать умение у детей использовать в постройках детали разного цвета.

Педагог учит детей простейшему анализу созданных построек; вызывает чувство радости при удавшейся постройке; учит детей располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота); педагог побуждает детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами кубики и др.); учит детей изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд); развивает у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжает формировать умение у детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома улица; стол, стул, диван мебель для кукол; педагог приучает детей после игры аккуратно складывать детали в коробки; педагог знакомит детей со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки.

В возрасте от 4 лет до 5 лет

• продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

• формировать умение у детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала;

• обучать конструированию из бумаги;

• приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала.

1) Педагог продолжает развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учит использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

2) Педагог развивает у детей умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учит анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху- перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и так далее).

3) Педагог побуждает детей создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях и другое). Развивает у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Учит детей самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный педагогом принцип конструкции (построй такой же домик, но высокий). Учит детей сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

4) Педагог учит детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.

5) Педагог обучает детей конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку). Приобщает детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ёжики и так далее). Учит детей использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

В возрасте от 5 лет до 6 лет

• продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции;

• поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;

Педагог учит детей выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогает детям анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомит детей с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другое. Учит детей заменять одни детали другими. Педагог формирует у детей умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учит детей строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжает развивать у детей умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В возрасте от 6 лет до 7 лет

• формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение;

• закреплять у детей навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

• развивать у детей интерес к конструктивной деятельности;

• знакомить детей с различными видами конструкторов;

• знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее;

• развивать у детей художественно-творческие способности и самостоятельную творческую конструктивную деятельность детей;

1) Педагог формирует у детей интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и другое). Поощряет желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Предлагает детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

2) Конструирование из строительного материала: педагог учит детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Педагог учит детей определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжает развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжает формировать умение у детей сооружать постройки, объединенных общей темой (улица, машины, дома).

3) Конструирование из деталей конструкторов: педагог знакомит детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учит детей создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и так далее) по рисунку, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу. Знакомит детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учит создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции педагога. Педагог учит детей создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и другое). Учит детей разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

3. Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно и совсем нереально. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения, его креативность. Сейчас со своим сообщением «Конструирование, как средство развития творческих способностей дошкольников» выступит Шуклина Е. А.

4. Согласно годовому плану работы ДОУ на 2023-2024 учебный год с 19.02. по 26.02.2024г. была проведен тематический контроль «Организация конструирования в ДОУ» во всех возрастных группах с целью проверки системы организации конструирования в ДОУ.

В ходе проверки были проведены следующие мероприятия:

1. Анализ уровня развития конструктивной деятельности дошкольников.

2. Анализ уровня профессионального мастерства педагогов.

3. Анализ РППС и создание условий для формирования конструктивной деятельности.

Проверка проводилась старшим воспитателем Спиридоновой Д. В.

1. Анализ уровня конструктивной деятельности.

Согласно мониторинга образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития, в частности конструирования, в группах раннего и младшего возраста можно заметить, что дети осмысленно создают и обыгрывают несложные постройки, владеют базовыми способами конструирования, различают и самостоятельно используют по назначению основные строительные детали. Затруднения возникают при самостоятельном экспериментировании с различными деталями.

Мониторинг наблюдения за детьми средней группы показал, что дети самостоятельно, осмысленно и увлеченно конструируют. У детей не возникает сложности при сложении листа бумаги по диагонали и совмещением противоположных краев.

В подготовительных группах увлеченно и творчески создают оригинальные изделия в парах и в команде, затруднения вызывает умение презентовать свою работу другим детям.

Высокая активность и увлеченность занятиями по конструированию наблюдается во всех группах. Практически все дети проявляют интерес к конструктивной деятельности. Основная масса детей выполняет работу в соответствие с заданием. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту.

2. Анализ уровня профессионального мастерства педагогов.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения пед. процесса (просмотр и анализ занятий).

Просмотр занятий показал, что педагоги знают методику проведения занятия по конструированию, рационально размещают материал, используют разнообразные методы и приемы с детьми, строят каждое занятие с учетом ФОП ДО, личных наблюдений, прочитанной методической литературы, изученных худ. альбомов, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. У многих педагогов неформальный, творческий подход к организации занятий, но чаще дается прямой показ способа изображения, в результате чего у детей формируется установка на то, что конструировать можно только после того, как продемонстрирует воспитатель. Мало внимания уделяется анализу детских работ.

3. Анализ РППС и создание условий для формирования конструктивной деятельности.

В группах созданы необходимые условия для организации конструктивной деятельности с детьми, у большинства педагогов прослеживается система работы с детьми, направленная на постепенное обогащение опыта по конструированию, используются разнообразные формы и методы работы.

В результате анализа РППС выявлено, что во все группах имеется достаточное количество настольного строительного материала, пластмассовых и мягких конструкторов, обустроены центры конструирования.

Рекомендации:

Рекомендуется планировать конструктивную деятельность, использую различные виды конструкторов. Планировать индивидуальную работу с детьми, готовить оснащение для самостоятельной деятельности.

1. Отметить положительный опыт работы для организации пед. процесса, направленного на развитие конструктивной деятельности дошкольников следующих педагогов: Черепановой О. Г., Суховой С. Л., Селезневой Н. П., Ляпуновой С. Б.

2. Дополнить уголки по конструированию различным бросовым материалом.

3. Оформить тематические альбомы (у кого нет) с иллюстрациями, изображающими различные виды машин, самолетов, мостов, зданий и т. д.

4. Продолжать разработку новых дидактических игр для формирования новых качественных архитектурных представлений у детей.

5. Обеспечить качественное хранение строительного материала.

6. Формировать у детей умение презентовать свою работу.

7. Для развития навыков конструирования планировать образовательную деятельность при проведении режимных моментов (н-р, построение конструкций для физкультурных занятий или подвижных игр)

6. Согласно годовому плану с 12.02. по 16.02. в ДОУ был проведен конкурс методических разработок и дидактических игр по конструированию «Занимательное конструирование» с целью повышения профессионального мастерства педагогических работников через популяризацию технического творчества детей дошкольного возраста в ДОО. Конкурсные работы оценивались согласно 7 критериям Положения. В результате оценивания места распределились следующим образом:

1 место - Черепанова О. Г. -

Методическая разработка «Чудо-полоски».

2 место - Ляпунова С. Б. - «Игра-конструктор на липучках «Палочки-смекалочки».

2 место – Сухова С. Л- Методическая разработка по дидактической игре для старшего дошкольного возраста «Геометрика»,

3 место – Ситникова Полина Сергеевна и Костылева Елена Павловна- Дидактическая игра из губок «Большой и маленький».

3 место – Селезнева Н. П. - Дидактическая игра по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с использованием деталей конструктора «ТИКО».

За участие – Шуклина Екатерина Андреевна- Дидактическая игра «Контекст» (конструирование из ткани, Баранова Полина Вячеславовна - -Конструируем животных, Ведерникова Анастасия Николаевна - Схемы построек по лего-конструированию.

7. Деловая игра для педагогов

«Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель:

1. Уточнить знания педагогов по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования.

2. Упражнять педагогов в умении вырабатывать единое мнение в группе, умение вести дискуссии.

3. Организация умственной деятельности педагогов, направленной на поиск новых идей, видов деятельности для решения проблемы педсовета.

Ход игры:

СВ: Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам принять участие в деловой игре, которая называется «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста».

Задание № 1 «Ромашка»У вас на столах лежат, ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы.

Назовите виды конструктора? (Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Какие бывают виды конструирования?

(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете?:

• по образцу (во всех возрастных группах).

• по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия)

• по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).

• по простейшим чертежам и наглядным схемам.

• по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).

• по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).

• Каркасное конструирование.

С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного

(начиная со второй группы раннего возраста. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование? (старшая группа)

Конструирование-это какой вид деятельности? (продуктивный вид деятельности)

В чём заключается суть конструирования по образцу?

• детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.

Опишите методику осуществления конструирования по модели

предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов

Что такое конструирование?

это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта.

Что такое детское конструирование? разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Задание № 2

Определите возрастную группу детей по основным приемам конструирования.

1. Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности совместная деятельность с педагогом (младшая группа)

2. Показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его (средняя группа).

3. Образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка завершается детьми (старшая группа)

4. Опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото (подготовительная к школе группа)

Задание № 3 Кроссворд «Виды конструкторов»

Вопросы по горизонтали:

1. Вид конструктора, способствующий познавательному развитию дошкольников через ознакомление с деталями: планки, скобы, колеса, и принадлежностями ключ, винт, гайка, (металлический)

2. Вид конструктора, представляющий собой пластмассовые детали с выдавленными в верхней части каждой из них объемными пазами. (Лего)

3. Объемные части конструктора, позволяющие создавать крупномасштабные конструкции (модули)

4. Вид конструктора, знакомящий детей с деталями - арка, полукуб, пластина, брусочки, цилиндр, (деревянный)

Вопросы по вертикали: 5. Плоскостной вид конструктора, способствующий путем аналитико-синтетического метода собирать разделенный на несколько мелких частей образ в единое целое. (Пазлы)

6. Деталь строительного конструктора (кирпич).

7. Плоскостное конструирование (Танграм)

8. Автор нетрадиционных игр конструктивной деятельности (Никитин)

СВ: На этом наша деловая игра подошла к концу! Спасибо за внимание!

Решение педагогического совета №3

«Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию».

от 28.02.2024г.

1. Решение предыдущего педагогического совета №2 от 30.11.2023г. считать выполненным.

2. Продолжать создавать условия для конструктивной деятельности в ДОУ.

Ответственный : Администрация, воспитатели

Срок: постоянно

3. Продолжать разработку новых дидактических игр для развития детской креативности при организации конструирования.

Ответственный : воспитатели

Срок: 2023-2024 учебный год.

4. Дополнить центры конструирования бросовым и природным материалом.

Ответственный :воспитатели

Срок: до 30.03.2024г.

5. Оформить альбомы и схемы по конструированию

Ответственный :воспитатели

Срок: до 30.03.2024г.

6. В центрах конструирования выделить место для готовых поделок.

Ответственный :воспитатели

Срок: постоянно

7. Оформить выставку на лестничных пролетах работами детей по конструированию и моделированию.

Ответственный: Администрация, воспитатели

Срок: до 07.03.2024г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Развитие детской креативности при организации деятельности дошкольников по конструированию»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 08:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД