Получи документы

Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»

Анжела Жданова
Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское

Тематический педагогический совет (в форме круглого стола)

Тема: «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»

Старший воспитатель: Жданова А. М.

Повестка дня:

1. Вводная часть. Методология взаимодействия. – Жданова А. М.

2. Возможные трудности при организации взаимодействия с семьей (теоретическая часть, результаты опроса педагогов «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей» результаты опроса родителей «Ваши пожелания и ожидания») - Жданова А. М.

Публикация «Педагогический совет „Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей“» размещена в разделах

3. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ. – Жданова А. М.

4. Родительские собрания, как форма работы с семьей, значение родительских собраний (справка по итогам оперативного контроля «Проведение родительских собраний») – Жданова А. М.

5. Анализ работы с семьей по группам – Воспитатели

6. Заключительная часть.

Формулировка и принятие решения Советом педагогов

Ход педагогического совета:

1. Вводная часть. Методология взаимодействия.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например педагог – родитель, будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.)

Педагогическая ситуация:

«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

2. Возможные трудности при организации взаимодействия с семьей.

Одной из трудностей во взаимодействии с родителями является нескоординированность, разобщенность специалистов ДОУ. Функциональная загруженность создает впечатление чрезмерной нагрузки и,как следствие, мнение о приоритетности своей работы. Такая установка – серьезная помеха сотрудничеству. Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями) приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Обратимся к данным опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей: (результаты опроса)- Приложение 1

Обратимся к данным опроса родителей «Ваши пожелания и ожидания» (результаты опроса родителей)- Приложение 2

Вывод: Приложение 3

3. Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ

На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д.

Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Общение опоследовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого – педагогический процесс.

Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Опираясь на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи желательно включать показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитателем и специалистами доносится до родителей необходимая информация, предлагаются упражнения, задания идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом.

Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему – либо научить. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

4. Родительские собрания, как форма работы с семьей, значение родительских собраний (справка по итогам оперативного контроля «Проведение родительских собраний») – Жданова А. М.

В ДОУ был проведен оперативный контроль «Проведение родительских собраний» и опрос родителей «Ваше мнение о проведении родительских собраний» - сообщение итогов. (Приложение 4)

5. Анализ работы с семьей по группам – Воспитатели

6. Заключительная часть.

Формулировка и принятие решения Советом педагогов

Проект решения:

- укреплять и развивать тесную взаимосвязь с семьей;

- создавать условия для совместной деятельности педагогического коллектива ДОУ с родителями;

- вызвать интерес родителей к воспитательно – образовательному процессу;

- обеспечить преемственность работы ДОУ и воспитания детей в семье.

Приложение 1

Ф. И. О. педагога ___

Опрос педагогов «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей»

1. Назовите свои личные цели в отношении работы с родителями.

1) привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду

2) материально – хозяйственная помощь

3) правильная организация досуга детей и родителей

4) соблюдение всех требований воспитателя, внимание к нему

5) нет целей

6) ___

свой ответ

2. Какими способами, методами, приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?

1) консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки

2) советую больше времени проводить с ребенком

3) направляю на консультацию к психологу

4) Другое ___

3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе, как к профессионалу?

1) уважительное; взаимопонимание

2) соблюдение режимных моментов

3) желание помочь в учебном процессе, преемственность

4) как к хорошему педагогу, который может ответить на интересующие вопросы

5) другое ___

4. Чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у профессионалов?

1) выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманному отношению

2) правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим приемам в обучении детей

3) знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям

4) жить жизнью ребенка

5) другое ___

5. Чему, на ваш взгляд, педагогический коллектив может научиться у родителей?

1) ничему

2) индивидуальному подходу к ребенку

3) у некоторых – профилактике простудных заболеваний

4) другое ___

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активно участвовала в ней?

1) родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы с детьми

2) соблюдение правил, режима детского сада, знание требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов воспитателей

3) участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуждам детского сада; постоянное общение

4) чтобы каждый родитель один день поработал в саду с полной ответственностью за каждого ребенка

5) другое ___

Приложение 2

«Ваши пожелания и ожидания»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы, сотрудникам ДОУ важно знать Ваше мнение и пожелания для дальнейшего планирования работы.

Заранее благодарим за участие.

1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников ДОУ как родителю?

___

2. Насколько (или чем) персонал ДОУ осложняет вашу жизнь? Как он бы мог облегчить вашу жизнь? ___

___

3. Чему, на ваш взгляд, педагогический коллектив может научиться у родителей?

___

4. Чему вам бы хотелось научиться у воспитателей? ___

___

5. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?

___

6. Что вам нравится как родителю, участвующему в работе детского сада?

___

7. Что необходимо для эффективной работы? ___

___

8. Что вы думаете о работе ДОУ с родителями на сегодняшний день?

___

9. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ ___

Приложение 3

Среди педагогов был проведен опрос «Ваши ожидания от взаимодействия с семьей» (прилагаются, в котором приняли участие 7 педагогов.

По итогам опроса выявлено следующее:

1. Личные цели в отношении работы с родителями:

привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду – 7 педагогов

правильная организация досуга детей и родителей – 2 педагога

соблюдение всех требований воспитателя, внимание к нему – 1,

наладить доверительные взаимоотношения – 1.

2. Педагоги в повседневной работе с родителями пользуются следующими приемами, методами, способами:

консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки – передвижки – 7 педагогов

советую больше времени проводить с ребенком – 4 педагога

направляю на консультацию к психологу – 1 педагог

3. 6 педагогов хотели бы видеть к себе уважительное, доверительное отношение

родителей, 6 – желание помочь в учебном процессе, 1 – соблюдение режимных моментов.

4. На взгляд педагогов родители могут научиться у них;

выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманному отношению – 4 педагога

правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим приемам в обучении детей – 5 педагогов

знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям – 5 педагогов

жить жизнью ребенка – 3 педагога

5. педагоги могут научиться у родителей:

ничему – 1 педагог

индивидуальному подходу к ребенку – 7 педагогов

у некоторых – профилактике простудных заболеваний – 2 педагога

6. чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активно участвовала в ней педагоги считают, что необходимо проводить

родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы с детьми – 3 педагога

соблюдение родителями правил, режима детского сада, знание требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов воспитателей – 3 педагога

участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуждам детского сада; постоянное общение – 7 педагогов

чтобы каждый родитель один день поработал в саду с полной ответственностью за каждого ребенка – 2 педагога

Среди родителей был проведен опрос «Ваши пожелания и ожидания» (прилагаются, в котором приняли участие 22 родителя.

По итогам опроса выявлено следующее:

1. 7 родителей хотели бы видеть к себе отношение сотрудников ДОУ уважительным, 5 родителей – дружеским, добрым, вежливым, 2 – все устраивает, остальные не ответили на вопрос.

2. на вопрос «насколько или чем персонал ДОУ осложняет вашу жизнь? Как бы он мог облегчить вашу жизнь?» родители ответили так: 15 родителей – ничем не осложняет, 1 родитель – облегчают чем могут, остальные – прочерки.

3. 4 родителя считают, что педагоги могли бы научиться у родителей индивидуальному подходу к детям, 2 – любви к ребенку и пониманию, 1 родитель предлагает спросить у коллектива, 1 родитель считает, что родители должны учиться у педагогов.

4. у педагогического коллектива родители хотели бы научиться терпению – 16 родителей, умению общаться с детьми, правильно воспитывать – 3 родителя, соблюдению режимных моментов – 1 родитель, 1 родитель считает, что ни чему не может научиться у педагогов.

5. на вопрос «В какой форме вы могли бы и хотели бы участвовать в работе учреждения?» 7 родителей ответили- посещение родительских собраний, праздников, беседы, 1 родитель – участие в выставках работ, 1 родитель хотел бы участвовать на усмотрение коллектива, 1 родитель ответил «Примете на работу, буду участвовать».

6. родителям, участвующим в работе детского сада нравится организация мероприятий – 3 родителя, 2 ответили, что не участвуют, остальные не ответили.

7. на вопрос «Что необходимо для эффективной работы ДОУ» все родители ответили по разному 1 – все эффективно работает, замечательный детский сад, 1 – возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, 1 – тесное взаимодействие с родителями,

1 – знания педагогов, 1 – организованность, 1 – больше открытых занятий, 1 – достойная зарплата педагогов.

8. о работе ДОУ на сегодняшний день родители думают следующее: 11 родителей – все устраивает, 1 родитель – удовлетворительная работа, 1 родитель – ничего.

9. на просьбу отметить по шкале от 1 до 10 степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ, родители ответили так: 10б – 17 родителей, 8 б. – 2 родителя, 7 б. – 1 родитель, 5 б. – 1 родитель, 1 родитель ответил, что сводит общение к минимуму.

Таким образом, родители в целом довольны работой педагогов ДОУ.

Во многом мнения педагогов и родителей совпадают.

Приложение 4

СПРАВКА

по итогам оперативного контроля

«Проведение родительских собраний».

Цель: проверка планирования и организации родительских собраний, их эффективность.

Форма проверки:

изучение документации, собеседование с педагогами, анкетирование родителей.

Результаты проверки:

Традиционно в нашем ДОУ общие родительские собрания проводятся 2 раза в год, они включают в себя организационные вопросы и встречи со специалистами: психолог, логопед, инспектор по делам несовершеннолетних и др. по необходимости. Именно с родительских собраний начинается знакомство и работа с родителями.

Темы общих родительских собраний:

1. «Профилактика преступлений совершенных против детей» - Симон З. А., Кириченко Е. В., Долматова Н. А., Жданова А. М.

2. «Итоги работы за год» - Симон З. А., специалисты ДОУ

Групповые родительские собрания планируются воспитателями (у всех воспитателей имеются планы проведения родительских собраний) и проводятся 3 раза в год или более по необходимости.

Тему для встречи с родителями разрабатывает воспитатель, при необходимости, совместно с психологом, логопедом и другими специалистами.

Темы родительских собраний по группам:

Разновозрастная группа – воспитатель Трифонова О. Г.

1. «Скоро в школу» - октябрь

2. «Физическая готовность детей к обучению в школе» - февраль

3. Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - Жданова А. М., Кириченко Е. В. - март

Дополнительно было проведено два собрания по темам:

1. «Помогите ребенку учиться» - ноябрь

2. «Мифы и реальность о детской сексуальности» - март

Подготовительная группа – воспитатель Козлова Е. Л.

1. «Скоро в школу» - октябрь

2.«Физическая готовность детей к обучению в школе» - февраль

3. Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - Жданова А. М., Кириченко Е. В. - март

Дополнительно было проведено два собрания по темам:

1.«Ребенку важна ваша помощь» - январь

2. «Подготовка к выпускному балу» - март

Старшая группа – воспитатель Мауль Л. В.

1. «Дети и их права» - ноябрь

2. «Какой хороший папа» - февраль

3. «Итоги обучения за год» - май

Собрание «Какой хороший папа» не проводилось, оно было заменено развлечением для пап ко Дню защитника Отечества.

Средняя группа – воспитатель Зарубина И. А.

1. «Ребенок стал дошкольником» - сентябрь

2. «Итоги за первое полугодие» - январь

3. «Чему мы научились» - май

Темы родительских собраний ориентированы на родителей, чьи дети ходят в соответствующую возрастную группу.

У всех воспитателей имеются конспекты проведенных родительских собраний и ведутся протоколы.

Такая модель работы, как родительские собрания, позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности.

Среди родителей был проведен опрос «Ваше мнение о проведении родительских собраний» (прилагаются, в котором приняли участие 24 родителя. Большую активность проявили мамы (21) (папы – 2, бабушка – 1)

По итогам опроса выявлено следующее:

- 22 родителя побывали почти на всех родительских собраниях, 2 родители не посещали ни одного собрания.

- из наиболее понравившихся тем родительских собраний родители отметили:

Общее собрание «Профилактика преступлений совершенных против детей» - 13 родителей; Семинар «Готов ли Ваш ребенок к школе» - 6 родителей; групповые родительские собрания – 4 родителя; 1 родитель считает, что «выбирать не из чего».

- на вопрос «какие причины вам не позволили присутствовать на некоторых родительских собраниях» 8 родителей ответили – занятость на работе, 2 – маленький ребенок, 1 – отсутствие желания.

- чтобы эффективность родительских собраний была выше 4 родителя советуют приглашать на родительские собрания психолога, логопеда и других специалистов; 1 родитель предлагает присутствовать на родительском собрании детям, дать им возможность высказаться по обсуждаемому вопросу; 1 родитель предлагает освещать на родительском собрании вопросы о воспитании ребенка дома.

- 10 родителей обязательно пришли бы обсудить вопросы о подготовке ребенка к школе; 4 родителя хотели бы обсудить вопросы о воспитании ребенка в семье, психолого – возрастные особенности ребенка.

- на просьбу отметить по шкале от 1 до 10 степень своей удовлетворенности от посещения родительских собраний, родители отметили так: 10б – 14 родителей, 9 б. – 4 родителя, 7 б. – 2 родителя, 5 б. – 1 родитель, 4 б. – 1 родитель, двое родителей - не отметили, по причине непосещения родительских собраний.

Таким образом, родители в целом довольны проведением родительских собраний. Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность посещать родительские собрания и обсуждать волнующие их вопросы, но с рядом оговорок (занятость на работе, а то и отсутствие желания).

Вывод:

На собраниях родители получают информацию о деятельности дошкольного учреждения, узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; повышают свою педагогическую компетентность, обучаются методам и приемам работы с детьми; работа специалистов и воспитателей ДОУ становится прозрачной для родителей.

Рекомендации:

- продолжать проводить родительские собрания;

- заинтересовать родителей в получении информации и в сотрудничестве с сотрудниками ДОУ.

Старший воспитатель ___ Жданова А. М.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Содержание методической работыСодержание методической работы СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший воспитатель. Проектирует, определяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 21:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Взаимодействие коллектива ДОУ с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Жданова (УИ 33784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД