МААМ-картинки

Педагогическое кредо

Инна Рябикина
Педагогическое кредо
▼ Скачать + Заказать документы

-1-

Под таким девизом я живу более десяти лет в самом удивительном прекрасном мире – мире детства. Я – воспитатель! Я веду своих несравненных, доверчивых, любимых «почемучек» по дороге жизни, открываю им мир, истину, красоту.

«Если человек загадывает на года - он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья. Если человек загадывает на века – он воспитывает детей» - гласит старинная японская мудрость.

Публикация «Педагогическое кредо» размещена в разделах

Я воспитываю детей. А воспитание – нелёгкое дело и говорить, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором будет бесконфликтным и построенном на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника – неверно. Иммануил Кант утверждал: «В мире есть две сложные вещи – управлять и воспитывать». Процесс воспитания не должен походить на борьбу в которой побеждает сильнейший. Вот почему главное в воспитании детей – соблюдение великих педагогических правил, действующих во все времена:

- любить ребёнка;

- сопереживать ему;

- принимать таким, какой он есть;

- уважать;

- общаться с ним.

Поэтому я, как воспитатель, должна обладать особым качеством, божьим талантом – умением любить чужих детей, как своих, и быть рядом с ними в самые важные для них годы.

И на самом деле, в какой ещё профессии столько любви – взаимной, искренней, нескончаемой, дающей столько душевных сил и теплоты. Любовь к ребёнку – основа педагогического опыта и мастерства, это самое необходимое условие в работе воспитателя, а ответная любовь детей, их доверие к взрослому – наивысшая награда педагогу. Ребёнка надо любить не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто так, за то, что он есть!

Избранность – ключевое слово моей профессии. Не каждому дано так близко соприкасаться с нежными детскими душами, помогать детям осваивать общечеловеческие ценности, учить радоваться жизни.

А какими деньгами можно измерить тепло, которое дарится детям, радость общения с ними, время, проведённое вместе? Наверное, это бесценно. И моя главная задача – сохранить всё замечательное, что с такой любовью и трепетом вложила в него природа, помочь ему воспринять мир в его гармонии.

Каким мы хотим видеть наше будущее, зависит от тех принципов, которые

мы заложим в сознание детей.

Одним из принципов, которым нужно руководствоваться при выборе воспитательных воздействий, я считаю принцип уважения к личности ребёнка, доверия к нему

В «Педагогической поэме» А. С Макаренко описывается случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и своё личное достоинство: ему доверяют,

-2-

ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребёнка.

Существенным признаком уважения к личности ребёнка является обязательное удовлетворение потребности в самостоятельности. Поэтому крайне актуален принцип ненасилия в воспитании, обеспечивающий ребёнку субъективную свободу в выборе деятельности.

У многих детей сильное стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы взрослые позволили ребёнку всё. В силу ограниченности его жизненного опыта он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него – это когда никто не вмешивается в его дела, никто не наставляет. Если случайно лишить детей возможности самостоятельно сделать то, что они умеет - немедленно запротестуют. «Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрения, тем меньше наказаний». (Я. Корчак).

Поэтому я стараюсь создавать все условия для самостоятельного выбора деятельности не только в режимные моменты, но и в процессе обучения, где одной из основных задач является развитие поисковой, исследовательской деятельности.

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» (А. Экзюпери).

Поэтому следующий принцип моей концепции – общение.

Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Как известно, влияние взрослого на детей дошкольного возраста очень велико. Дошкольный возраст – время, когда у ребёнка формируются самооценка, усваиваются нормы и правила поведения, нормальное психическое развитие в этот период определяется развитие человека в течение жизни.

Продуктивно организованный процесс педагогического общения должен обеспечивать:

- реальный психологический контакт, который должен возникать между педагогом и ребёнком;

- преодоление разнообразных психологических барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов и детей;

- преобразование детей в субъектов педагогического творчества;

- плодотворные межличностные взаимоотношения педагогов и детей, в которых сочетаются деловой и личностный уровни общения;

- целостную структуру педагогического процесса.

Я придерживаюсь следующих правил общения с ребё нком:

- конструктивно разрешать конфликты;

- использовать в повседневном общении приветливые формы;

- обнимать как можно чаще.

Подобные взаимоотношения способствуют развитию личности маленького человека.

Немаловажен принцип личностно – ориентированного подхода к детям, который опирается на знания об особенностях нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности детей, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания.

Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой невнимательности лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем, что нужно не исправлять их, а учитывать в своей педагогической деятельности.

Поэтому нам нельзя подходить к детям с одинаковой меркой, воспитывая их по какому-то однажды выработанному образцу.

В своей работе я стараюсь основываться на совместимости темпераментов детей. Например, учитываю при организации развивающей среды в группе. Для детей – сангвиников – жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных в деятельности, в помещении выделяю пространство, где они могут организоваться для подвижных игр.

-3-

Флегматики – более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение – для них стараюсь создать условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединяться. Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними я ставлю новые, по возможности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения. Меланхоликам даю больше времени для обдумывания, чаще поощряю и подбадриваю.

В свободной самостоятельной деятельности ребёнок сам выбирает себе партнёра по желанию, независимо от темперамента. При этом моя основная задача – разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпераментов. Поэтому ребёнка – холерика и ребёнка – сангвиника я учу соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца, создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявлять выдержку; учу ребёнка – меланхолика проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе, поощряю инициативу, отмечаю его положительные черты, даю ему возможность высказываться; вовлекаю ребёнка – флегматика в активную деятельность.

В воспитании дошкольников важен и культурно-деятельный принцип.

Его содержание – культурная деятельность, как процесс, который сохраняет и развивает жизненные силы растущей личности. Вся прогрессивная педагогика считает важнейшей функцией воспитания - введение в культурную жизнь человечества. И я уверена, что при этом немаловажную роль играет роль интеграции в повседневной жизни наших воспитанников, особенно сочетание музыки, художественной литературы, художественного творчества.

Для этого мы с детьми организовываем выставки, посещаем краеведческий музей, проводим фольклорные праздники, интересные интегрированные занятия, интеллектуальные игры и викторины, праздничные утренники и детские конкурсы. От всего этого мои воспитанники испытывают ощущение успеха, восторга. Поэтому нам необходимо придерживаться принципа Д. Б. Эльконина - дети должны жить в едином культурно-образовательном пространстве.

В настоящее время нельзя забывать о нравственном воспитании - формировании нравственных качеств личности. Основной путь для этого – организация усвоения детьми моральных норм, регулирующих поведение. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения.

Нельзя не сказать о принципе психологической комфортности. Принцип требует от педагога, с одной стороны, уважительного отношения к природе ребёнка, с другой – ставит его в новую позицию в процессе взаимодействия – позицию равного партнёра и сотрудника. Неосторожным, неумелым обращением, невниманием, равнодушием или суровым отношением можно нанести серьёзную психическую травму.

Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважения и сопереживания – всё это составляет основу психологической комфортности.

Главная составляющая психологического комфорта – игровая деятельность. «Игры для ребёнка- это всё, в играх он упражняет своё тело, игры затрагивают его духовную (не «душевную» или «психическую») деятельность… Ребёнок играет во все минуты жизни, даже тяжёлые условия не мешают ему играть. Платон назвал игру радостью богов» (В. Г. Марц).

Важность игры заключается в том, что только в ней отражаются представления ребё нка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений, только она социальна по своей природе.

И я стараюсь игровые задачи направить на развитие таких форм развития ребёнка, как социальную активность (воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых, развитие коммуникативных навыков, овладение нормами и правилами

-4-

социального поведения); личностную активность (возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений); творческую активность (выдвижение собственных творческих идей, придумывание разнообразных сюжетов игры, правил, использование в игре нетрадиционного игрового материала).

Я также считаю, что необходимым условием в воспитании детей является семья. Именно она - основной воспитатель для своих детей, а дошкольное учреждение оказывает ей помощь.

В работе стараюсь донести до сознания родителей, что найти детям свой путь в жизни невозможно без поддержки умных, мудрых, понимающих, чутких и любящих мам и пап. Поэтому нужно взять за основу: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми» (А. С. Макаренко). Это высказывание особенно актуально в наше время.

Публикации по теме:

Воспитатель — не профессия, а призвание! Я и моя работаВоспитатель — не профессия, а призвание! Я и моя работа «Воспитатель-не профессия, а призвание»! Хочется сразу сказать, что я очень люблю свою профессию. Каждый день проведённый с детьми-это новый.

Ура!!! Пришла весна.Ура!!! Пришла весна. Я живу в прекрасном и удивительном месте под названием Кубань. Погода этой маленькой частички России, постоянно преподносит нам сюрпризы.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическое кредо
Опубликовано: 4 октября 2014 в 14:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое кредо» (включая файлы) размещена пользователем Инна Рябикина (УИ 116409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД