Ольга Дугарова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «О животном мире Якутии»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие «О животном мире Якутии»
Задачи: Познакомить детей с животными родного края. Учить устанавливать причинно – следственные связи, высказывать свои суждения.
Формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых животных, занесённых в Красную книгу.
Воспитывать интерес и любовь к обитателям Якутии.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „О животном мире Якутии“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Якутии
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, изготовление папки с кусочками меха и следов некоторых животных, работа по карте.
Материал: Иллюстрации и фотографии животных. Папки с кусочками меха и следов некоторых животных, карта Якутии, Красная книга.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
Воспитатель: В какой стране мы живем?
Дети: в России.
Воспитатель: Россия большая и почти её половину занимает наша республика. Как она называется?
Дети: Якутия.
Воспитатель: Посмотрите на карту (карта Якутии)
Сегодня мы с вами совершим путешествие по Якутии. А для этого сначала мы отправимся в самый далёкий уголок республики на Север, в тундру. На чем ездят по тундре?
Дети: на оленях.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Вспомним, кто у нас живет в тундре.
Дети:
1. По тундре бродят огромные стада северных оленей. Олень здесь и кормит и одевает, и обувает людей. Зимой олени на санях возят по тундре людей и груза. Олень сам себе добывает еду, разгребает снег копытами и питается ягелем.
2. В тундре обитают полярные волки. (Чтение стихотворения Т. Тимофеева «Серые волки»)
Ночью зимней и осенней,
Рыщут волки вокруг оленей
все подкрасться норовят,
Чтобы сцапать оленят.
Вот обжоры! Вот жадюги!
Не страшны им даже вьюги –
Чем быстрее снег летит,
Тем сильнее аппетит,
В тундре нюх у волка тонок!
Все учует — он таков
Беззащитный олененок –
Вот приманка для волков
Оленята снег разроют,
Вкусный ягель поедят.
Под луною волки воют –
Словно съесть ее хотят!
3. Вот этот беленький зверек – песец. Живет в тундре и похож на лису, но немного меньшего размера. Они живут в норах под землей и питаются мышами, яйцами птиц, ягодами. Давайте мы свами картинки с животными прикрепим на нашу карту.
4. Это горностай. На якутском языке его называют «кырынаас». Это хищное животное. У него удлиненное, тонкое и гибкое тело, короткие конечности, длинный хвост, голова небольшая, несколько приплюснутая, шея длинная, уши небольшие закругленные, глаза круглые и черные, покрыт коротким густым мехом. Охотится на грызунов, куропаток, разных насекомых и охотится в основном ночью. Хорошо лазит по деревьям, плавает. Голос его похож на лай щенка. (Повторяем крик горностая).
Воспитатель: После тундры на карте зеленым цветом отмечена зона леса или тайга. Вспомним лесных обитателей. Самое большое хищное животное наших лесов - медведь. (Медведя прикрепляют на карту)
Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так, вот так головой крутили
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так дружно дерево качали
Вперевалочку ходили и из речки воду пили
А потом плясали, выше лапы поднимали
Вот так, вот так выше лапы поднимали
Воспитатель: Какие ещё хищники живут в тайге?
Дети: волк, лиса
Воспитатель: Какие животные вы ещё знаете?
Дети: Лось, соболь, заяц – беляк.
1. Лось – самое крупное животное в лесу. У него огромные рога и очень быстрые ноги, длинные и сильные. Ударом копыта может убить волка. Ещё защищается своими рогами. Они питаются травой, корой деревьев и водной растительностью.
2. Пушной зверёк соболь очень ловкий и сильный. Питается ягодами и мелкими грызунами (мышами, бурундуками, а также очень любит кедровые орехи. Очень ценится мех соболя.
3. Заяц – беляк зимой роет нору в снегу. Зимой он белый, а летом серый. Питается травой, корой деревьев, веточками кустарников. Спасают зайца от хищников быстрые ноги и острый слух.
Воспитатель: Теперь посмотрим на нашу карту. Какая она красивая стала. Вот сколько животных обитает в нашей Якутии. А какую пользу приносят лесные жители?
Дети: Мы живем на Севере и у нас холодная и долгая зима. Животные нас одевают и кормят.
Игры: для девочек «Угадай, чей это мех»; для мальчиков «Чьи это следы»
Воспитатель: Я расскажу Вам о Красной книге.
Красная книга – это необычная книга, на её листочках животные, птицы
растения. Эту книгу составили ученые. В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на земле очень мало! Их надо охранять! Им надо помогать! А кто скажет, как можно помочь этим животным?
Дети: запретить охоту; подкармливать; не разорять гнезда птиц.
Воспитатель: Посмотрите, какие животные попали в эту книгу – косуля, зубр.
И для охраны животных и растений созданы заповедники, которые охраняются. На его территориях нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. У нас в Якутии много заповедников.
Рефлексия: О каких животных обитающих в нашей Якутии вы узнали? Что мы должны помнить?