Надежда Лукьяненко
Педагогическое эссе «Жила-была я»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Жила – была я
Dum spiro spero (лат.)
Пока живу, надеюсь.
Жила-была я – простая деревенская девчонка. В детстве очень любила петь и мечтала учиться вокалу.
Но жизнь пишет свои сценарии и вносит свои коррективы. Я стала педагогом и об этом ничуть не жалею.
Шли годы… Со временем я поняла, что артист и учитель – это два родственных ремесла. Только у учителя аудитория намного меньше…
… Мы часто говорим: «Время течет, время бежит, время летит». А еще время властвует над человеком. И есть у времени верный хранитель и слуга. Зовется он памятью.
Публикация «Педагогическое эссе „Жила-была я“» размещена в разделах
До сих пор помню тепло в глазах воспитателей, которые встречали меня каждое утро в детском саду. Их внимание, доброта, забота остались в моей душе навсегда. Я решила, что хочу быть похожей на них. И когда пришло время выбирать профессию сознательно, без сомнения решила, что буду воспитателем.
Моя мечта сбылась!
В педагогическом училище, где я училась, нас убеждали в том, что воспитатель должен уметь все: развивать и обучать детей, петь, танцевать, рисовать, играть и творить. А еще он должен хорошо уметь говорить и учить этому детей.
Я не теряла времени зря и не тратила его попусту. В училище была комсоргом, занималась в школе бальных танцев, играла на баяне, пела в хоре. А еще я страстно желала поступить в институт и получить высшее образование.
…Время оставляет свой след, а память этот след хранит. Помнить умеет земля, камни, деревья. А еще умеют хранить память старые фотографии.
У меня в руках альбом выпускников с надписью «Немировское педагогическое училище имени Марко Вовчок». Листаю страницы альбома.
Передо мной - девчонки, молодые и красивые. Улыбчивые глаза и лица смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом. Где они сейчас? Как живут? Как сложились их судьбы? Так хотелось бы узнать…
…Камни помнят, деревья помнят, умеют помнить и птицы. А человек? Человек помнит по-особенному. Его память называется «историей».
Перелистываем следующую страницу моей жизни. Продолжаем путешествие по реке времени.
Киев встретил меня непривычной городской суетой, звоном трамваев, величием зданий, зеленью каштанов на Крещатике. В этом большом городе я казалась себе маленькой, ничтожной и никому не нужной. Не помню уж, как ноги привели меня к большой церкви. Это был Владимирский собор. Стоя перед иконами посреди храма, совсем не умея молиться, я беззвучно шептала: «Господи! Помоги мне поступить. Обещаю тебе, что буду стараться!»
Видимо, в планы Господа входило сделать меня учителем…
Так я стала студенткой дефектологического факультета Киевского Государственного педагогического института имени А. М. Горького.
Много времени утекло с тех пор. И одно я могу сказать с уверенностью: студенческие годы – самые счастливые годы в моей жизни. А профессия, которую выбрала, самая лучшая.
Наверное, мало кто знает, что великий Пушкин в своем раннем детстве очень плохо разговаривал. И мать, чтобы избежать насмешек со стороны светского общества, увезла его подальше, в деревню. И вот там, в деревне, такому «трудному» мальчику встретилась Арина Родионовна, простая русская женщина, наделенная от Бога самым большим и главным талантом – талантом Любви. Она – то и сумела согреть сердечко маленького Саши искренним теплом, освятить душу, напитать ее русским фольклором. И в том, что Пушкин стал поэтом с мировым именем, конечно, и ее большая заслуга.
Как видите, очень важно, кто стоит у истоков раннего детства ребенка. И если это любящие родители и умные грамотные педагоги, то ребенку несказанно повезло, как несказанно повезло великому поэту.
Логопед – это педагог, который «ведет» ребенка самого раннего детства и знает о нем все. Профессия логопеда требует каждодневного кропотливого труда и любви. Любви к детям, к людям, к слову.
Вспомним Евангелие от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3).Человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Логопед призван научить ребенка пользоваться словом правильно.
Несомненно, в последнее время выросло число детей с проблемами в общении. Это иногда отдаляет детей от педагога. Поэтому, очень важно понять ребенка, мотивы его поступков и поведения. А для этого учитель-логопед должен стремиться к непрерывному образованию в течение всей своей педагогической деятельности.
У каждого человека в жизни есть своя «минута славы». Ко мне она приходит тогда, когда я держу в руках маленькую теплую ладошку и смотрю в глаза ребенка, а он мне с благодарностью шепчет: «А я сегодня «рычать» научился…» И от этих слов на душе становится тепло, уютно и радостно.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее: «Кто утром на четырех, днем – на двух, а вечером на трех?» И сразу же помогу вам ее отгадать… Это человек!
А загадка о времени. О том, как время изменяет облик человека. В начале жизни (утром) маленький человечек еще не умеет ходить и ползает на четвереньках. Когда он вырастает, он выпрямляется. Но годы прожитой жизни наваливаются ему на плечи, и он сгибается под их тяжестью. Ему тяжело и он должен опираться на палочку.
Оглядываясь назад, с грустью понимаю, что на пороге – осень жизни, золотая прекрасная пора, возраст, который с давних пор на Руси называли «бабьим летом». И о котором так мудро написала Ольга Берггольц:
Есть время природы
Особого света,
Неяркого солнца,
Нежнейшего зноя,
Оно называется бабье лето
И в прелести спорит
С самою весною.
А еще этот возраст называют «бальзаковским». Оноре де Бальзак в большинстве своих произведений прерывал жизнеописание своих героинь, когда они, достигнув полного расцвета, уже входили в пору «бабьего лета».
Все мы рано или поздно вступим в этот возраст…
А знаете, что бы я сказала тем девушкам (сейчас уже бабушкам) из моего выпускного альбома, если бы встретила их сейчас? Я бы сказала так:
- Милые женщины, не падайте духом! Жизнь прекрасна! Вокруг столько много интересного! Никогда не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Никогда не храните ничего для особого случая. Каждый день, пока вы живы, и есть тот особый случай!
В любых условиях, в любой ситуации найдите для себя любимое занятие. Проявите стремление к творчеству – к искусству, литературе, рукоделию, приготовлению пищи или аранжировке цветов. Обдумайте предложение о работе. Позвольте вовлечь себя в общественную или церковную деятельность. Найдите группу единомышленников.
Что же касается лично меня, то я не позволяю своей душе унывать и лениться. Если становится грустно, пою песни. Люблю вязать, заготавливать фрукты и овощи впрок. Друзьям и знакомым очень нравятся мои соленья, а больше всего - «Закуска царская» из фасоли, «Солянка грибная», овощное ассорти «Вдоль по огороду», помидоры «Пальчики оближешь». Но самым главным моим увлечением есть моя работа, которую люблю беззаветно.
Стали взрослыми дети, подрастают внуки, но я не чувствую себя бабушкой – душа не стареет. И до сих пор мечтаю. Мечтаю научиться в совершенстве играть на баяне, увидеть озеро Байкал. Мечтаю, чтобы дочь продолжила мою профессию, а внуки Богдан, Демид и Серафим стали просто хорошими людьми.
Я верю в свое счастье и удачу. Люблю жизнь во всех ее проявлениях, и ощущения удивительной гармонии наполняют мою душу.
Скоро буду заканчивать – уже надо откланяться, пора и честь знать.
…Жила – была я …и за свою жизнь научилась очень многому. Научилась наблюдать за людьми без предвзятого любопытства, «сеять разумное, доброе, вечное», сохранять со всеми добрые отношения – то есть всему тому, чего так не хватает в наше время многим людям.
Главное же – научилась Любви. И от радости поспешила этим всем поделиться с вами.