МААМ-картинки

Педсовет «Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры ДОУ»

Мурыгина Ирина Васильевна
Педсовет «Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры ДОУ»

Педсовет

«Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников».

Цель: систематизация экологических знаний педагогов в развитии ребенка в конструктивной деятельности.

Задачи:

-обсудить возможности конструктивной деятельности из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников;

Публикация «Педсовет „Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры ДОУ“» размещена в разделах

-уточнить методы и приемы, технологии работы в процессе детского конструирования из бросового материала;

-упражнять педагогов в творческих способах конструирования из бросового материала.

Форма проведения: деловая игра. Игра проводится в виде обсуждения. Задания располагаются в виде презентации на интерактивной доске. На подготовку ответа дается 1 минута, на составление плана – 2-3 минуты, общая длительность около 1 часа.

Повестка дня:

1. Вступительное слово (выступление заведующего);

2. «Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников» (выступление старшего воспитателя);

3. Итоги тематического контроля «Организация детского конструирования в ДОУ» (справка);

4. Итоги смотра-конкурса на лучшее оформление центров детского конструирования. Награждение.

5. Деловая игра. Практика.

6. Разное.

7. Разработка и принятие решения педагогического совета.

8. Рефлексия.

Подготовительный этап: Педагоги готовят фото презентацию центров конструирования группы. В методическом кабинете организована выставка методической литературы по конструированию в ДОО.

Оборудование: 4 стола; бросовый материал; схемы по конструированию 4 возраста; карточки с описанием конструктивно-модельной деятельности (приёмы конструирования по возрастам, презентация powerpoint.

План проведения педсовета.

1. Вступительное слово заведующего.

2. Выступление старшего воспитателя по теме:

«Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников».

Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение, но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, приучает наших воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия. Для решения данной проблемы можно воспитывать экологическую культуру детей через использование бросового материала. Конструирование из бросового материла- это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из-под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь. На занятиях необходимо объяснять детям общее представление о ненужных вещах, коробках, катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как «бросовый» материал, который может быть использован в конструировании. Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине великолепные изделия. Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что, создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, но и решать целый комплекс задач:

-развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир,

-видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей – ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные материалы : картон, бумага, пластик;

-осваивать способы работы с различными инструментами;

-планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

-воспитывать бережное отношение к природе и т. д.

Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре необходимо реализовывать не только на занятиях, но и в повседневной досуговой деятельности. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе. Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды.

Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только, затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Создавая бумажные цилиндры путем их соединения и фигурки животных, людей, дети учатся передавать различные положения и позы этих фигурок, объединять их в несложные композиции. Дети учатся изготавливать поделки из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. В дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей. Складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. (ФЭМП). Занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (логическое мышление). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

3. Подведение итогов тематического контроля.

4. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшее оформление центров детского конструирования в группах ДОУ. Награждение воспитателей.

5. Деловая игра. (Воспитатели делятся на две команды).

Задание: «Эксперты в области методики конструирования»

1. Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп? (накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину).

2. Какие виды заданий с детьми вы используете в работе? (постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу).

3. Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности? (выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др).

4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)

Задание: «Эксперты в области приемов конструирования по возрастам»

Педагоги обращают свое внимание на интерактивную доску: там даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста. Педагоги соотносят описание приёмов конструирования с возрастной категорией. ( Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом. Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве. Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается. Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото и чертежу, схеме.)

Практика. «Творческая мастерская»

Каждая команда берет бросовый материал и собирает по любой выбранной схеме постройку. Анализ построек.

6. Разное.

7. Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

Проект решения педагогического совета:

Продолжить создавать в ДОУ условия для развития конструктивной деятельности : пополнить в группах центры конструирования материалами; оформить в группах консультации для родителей «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности»; провести среди детей подготовительной группы конкурс на создание построек из бросового материала по замыслу.

8. Рефлексия. Оценка своего участия в педагогическом совете.

-этот педсовет принес пользу?

-воспитатель получил удовлетворение от такого рода деятельности?

-педсовет помог задуматься над поставленными вопросами?

Литература:

1. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.

2. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 1; Скрипторий 2003 - Москва, 2012. - 699 c.

3. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.

4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Издательский дом «Карапуз»,2012

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Публикации по теме:

Идеи оформления стенда из подручного (бросового материала) для выставок детского творчестваИдеи оформления стенда из подручного (бросового материала) для выставок детского творчества Детский сад – это такое учреждение. Хочется, чтобы детский сад встречал своих посетителей нарядным и красивым. Оформление в детском саду,.

Детский мастер-класс конструирования из бросового материала и бумаги «Мебель для трех поросят»Детский мастер-класс конструирования из бросового материала и бумаги «Мебель для трех поросят» Материал: коробки небольших размеров, бумага с цветочным узором, клей-карандаш, ножницы: Дети изготовили домики для трех поросят из.

Игольницы из бросового материала — подарок сотрудникам детского сада к выпускномуИгольницы из бросового материала — подарок сотрудникам детского сада к выпускному Сегодня я хочу познакомить вас с изготовлением игольницы из бросового материала. Идеи взяты из обширных просторов интернета. Эти игольницы.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конкурс экологической моды из бросового материала «Экомода»Конкурс экологической моды из бросового материала «Экомода» Конкурс экомоды в школе был у нас Мы костюмы смастерили наивысший класс! Шили мы костюмы из разного сырья: Пакетов, мешковины, Полюбуйтесь-ка,.

Конспект НОД. Аппликация из бросового материала в подготовительной группе детского сада «Заснеженная деревенька»Конспект НОД. Аппликация из бросового материала в подготовительной группе детского сада «Заснеженная деревенька» Конспект НОД. Аппликация из бросового материала в подготовительной группе детского сада «Заснеженная деревенька» Цель: Создание пейзажного.

Мастер-класс «Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками» Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования.

Оформление участка детского сада поделками из бросового материала по мотивам сказки «Колобок»Оформление участка детского сада поделками из бросового материала по мотивам сказки «Колобок» Оформление участка детского сада из бросового материала Ф. И. О педагога – Федорова Ирина Софроновна Место работы: Муниципальное бюджетное.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Украшаем участок детского сада. Создание фигур малых форм из природного и бросового материала.Украшаем участок детского сада. Создание фигур малых форм из природного и бросового материала. Хотелось бы поделиться как нам удалось украсить и преобразить участок детского сада к лету. Оценив наши возможности, мы объявили конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры ДОУ»
Опубликовано: 16 января 2020 в 09:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД