Папки-передвижки

Педсовет «Стили педагогического общения»

ольга аксенова
Педсовет «Стили педагогического общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема педсовета : «Стили педагогического общения» ноябрь 2014

Цель: формирование в образовательном учреждении новой культуры общения, создание условий для перехода на субъект – субъектные отношения учителя и ученика в образовательном процессе.

Задачи:

• Проанализировать опыт взаимодействия субъектов в образовательном процессе.

• Определить стиль общения на уровне «администрация – педколлектив» и «педколлектив – ученики», соотнести результаты с декларируемыми учреждением целями образования.

Публикация «Педсовет „Стили педагогического общения“» размещена в разделах

• Разработать условия для перехода образовательного процесса в субъект – субъектную парадигму.

По характеру педагогический совет : ролевая игра, дискуссия, «мозговая атака».

По составу участников: постоянный (участвует весь педагогический коллектив).

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе: тактический (рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует состояние нравственного воспитания, уровня культуры)

Повестка:

1. Стиль руководства и стили педагогического общения учителя с учениками : опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса в МКСКОУ школе – интернат VIII вида. Анализ анкетирования. Аксенова О. Г.

2. Стили общений, отношений и отношений в педагогической деятельности. Голощапова Т. Е.

3. Стили руководства. Копылова Е. Н

4. Работа в творческих группах. Аксенова О. Г.

5. Взгляд со стороны. Учитель глазами учеников. Соколова М. А.

Подготовительный этап:

На заседании методического совета обсуждаются цель и задачи педсовета, формулируется проблема, определяются руководители творческих групп:

1. Информационно – аналитическая (отв. психолог) ( задача: подготовить список литературы и тезисы по обозначенной проблеме, подобрать диагностические материалы и проанализировать их);

2. Организационная (отв. зам. директора по УР) ( задача: определить место и сроки проведения педсовета, подготовить необходимую аппаратуру – технику, вовремя известить коллектив о проводимых диагностиках)

3. Творческая ( задача: разработать ход педсовета; проинтервьюировать участников педсовета, учеников и родителей, обобщить отношение к проблеме всех субъектов образовательного процесса, продумать оформление педсовета - художественное, музыкальное, сделать необходимые фото и видео – материалы)

На заседании школьных методических объединений проводятся «круглые столы» по вопросам:

• По мнению некоторых авторов, сегодня одна из ключевых проблем в образовании – несформированность педагогических коллективов, недостаточное сотрудничество педагогов. Так ли это?

• Нужно ли учить педагогов приёмам делового общения?

Общение – один из сильнейших факторов формирования личности. Общение учителя с учеником не равно передаче знаний : в результате общения происходит развитие всех сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Дети одновременно усваивают и способы учения и способы общения. Какие способы общения усваивают дети в результате формально – ролевого общения учителя с учениками.

Итоги обсуждения представляются в виде тезисов на педсовете.

Содержание педсовета :

Леббок утверждал: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». В умении общаться проявляется наш уровень воспитанности, наша культура. По мнению Д. Локка, «В дурно воспитанном человеке смелость приобретает вид грубости, учёность становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью» Предмет нашего разговора сегодня – стили педагогического общения. Я предлагаю вместе порассуждать о культуре нашего учреждения, которая создаётся каждым педагогом в отдельности и формирует стиль общения наших учеников, отражается в их поступках и делах.

«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.

Выбранная тема педсовета актуальна, своевременна и значима, что позволяет педагогам обменяться опытом, проанализировать свои отношения внутри коллектива и что вызывает потребность в деловой дискуссии, оценке стиля взаимоотношений с установкой на совершенствование. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, постоянной саморефлексии.

Человек как субъект общения удовлетворяет потребности в эмоциональных контактах, следовательно, общение должно приносить удовольствие. Всегда ли наши контакты соответствуют нашим ожиданиям? Всегда ли среда, в которой мы живём, способствует нашему развитию, раскрытию лучших качеств?

В ходе подготовки к педсовету мною было проведено анкетирование «Стили руководства» и «Стили преподавания».

Так вот установлено, что администрация считает свой стиль руководства либерально – демократическим. Мнения коллектива разделились следующим образом : из 23 опрошенных 20 считают стиль управления демократическим, 1 человек – авторитарно – демократическим,2 человека - либеральным. В большинстве случаев преобладает слово «демократический». Для него характерно доверие и взаимопонимание. Большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что руководитель чего – то не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти лучшее решение. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе подчинённых, директор старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат не дёргая по мелочам.

Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности людей, уважение к их достоинству.

На основания проведения анкетирования «Стили преподавания» выяснилось, что из 24 опрошенных педагогов 20 придерживаются эмоционально методического стиля, двум педагогам характерен методически – импровизационный стиль и двум - рассуждающе – методический. Это свидетельствует о желании и готовности большинства педагогов строить отношения с учениками на творческой основе, способности вести уроки на основе диалога с учениками. Профессиональную деятельность таких педагогов отличают многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность. Умение интересно преподать учебный материал. Однако, педагогам, придерживающимся этого стиля свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, настроение зависит от ситуации на уроке, подготовленности отдельных учащихся к уроку и от их дисциплины.

Рекомендации: не раздражаться на уроках, набраться терпения и, если необходимо, несколько раз объяснить материал, который учащийся не понял. Не исправлять сразу неправильных ответов, постараться наводящими вопросами добиваться верных ответов. Изучить приёмы варьирования, позволяющие каждый раз по новому объяснять учебный материал, контролировать умения учащихся. Следует изучить методику опроса В. Шаталова, А. А. Окунева, формы организации учебных занятий, разработанные И. М. Передовым.

В результате индивидуальных бесед с учащимися с 4 по 9 класс, выяснилось, что они высоко ценят опыт общения с учителями. Ученики назвали своих любимых учителей, рассказали, что особенно приятно общаться с теми взрослыми людьми, которые их любят и прощают им недостатки. Детей не обижают даже меры педагогического воздействия (наказания, если они заслуженные.

В результате проведения анкетирования среди учащихся 4 -8 классов «Отчего я устаю на уроках» (монотонное объяснение учителя, резкие замечания в адрес ученика, нагрузка на уроках, однообразие, неинтересный материал, поведение одноклассников, неудобная мебель) выяснилось, что 5% учащихся устают от резких замечаний в адрес учеников, 7% от поведения одноклассников и 7 % от нагрузки на уроках.

Наше общение друг с другом и с учениками порою напоминает продолжительный монолог. Общаясь, мы рассматриваем ученика и коллегу как объект своего воздействия, и, по сути, общаемся сами с собой, не видим истинного собеседника, игнорируем его.

Непрофессионально организованное педагогическое взаимодействие, общение приводит к искажению начальных целевых установок и возникновению отрицательных непрогнозируемых действий, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. У учащихся возникает отрицательная мотивация к учению, если не сложились отношения с педагогом. Характерны так же агрессивные формы реагирования, возникновение стресса, а так же широкий спектр отрицательных межличностных отношений (недоверие, подозрительность, антипатия, наглость). Эти явления, возникая и закрепляясь, травмируют и деформируют его участников, постепенно превращаясь в черты характера, стиль поведения и общения.

И тогда вырабатываются средства психологической защиты, которые снижают или снимают эти состояния, но оборачиваются равнодушием к школе, ученикам, педагогической профессии.

Т. о., взаимоотношения между педагогами и детьми во многом зависят от самой личности педагога, его способностей, опыта и умения взаимодействовать.

Для изучения отношения детей к педагогам был использован опросник Е. Е. Алексеевой «Отношение детей к педагогу». Опросник позволяет определить наличие или отсутствие нарушений в отношении ребёнка к педагогу, их степень и место.

Отношение ребёнка к педагогу состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационно – поведенческого и когнитивного. В исследовании участвовали 20 учеников начальной школы и 25 учащихся среднего и старшего звена. Полученные результата представлены в таблице. (слайд….)

Можно сделать вывод, что нарушениям подвержены все компоненты, но в большей степени – эмоциональный, а именно 58% учащихся начальных классов и 40% учащихся среднего и старшего звена имеют нарушения именно этого компонента.

Снизить напряжение в межличностных отношениях педагогов с детьми, способствовать позитивному изменению этих отношений поможет использование программы профилактики и коррекции негативных факторов в педагогическом взаимодействии. Кроме того, программа профилактики позволит предупредить возникновение нарушений в эмоционально волевой сфере детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация по зимним видам спорта В последние годы российское общество все больше приобретает черты информационного. Педагогическое направление предполагает внедрение информационно.

Система взаимодействия специалистов в детском саду Данная презентация показывает как в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Стили педагогического общения»
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 11:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Стили педагогического общения»» (включая файлы) размещена пользователем ольга аксенова (УИ 288295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД