Людмила Погорелова
Педсовет по теме «Занимательная математика в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формы и методы педагогов в обучении детей РЭМП средствами
занимательной математики
Повестка педсовета :
1. Деловая игра по теме «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
2. Конкурс «Активизация умственной деятельности дошкольников и использование новых методов обучения математике в НОД и в повседневной жизни»
Публикация «Педсовет по теме „Занимательная математика в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
1. Деловая игра
«Педагогические условия успешного
и полноценного интеллектуального развития
детей дошкольного возраста»
Организация игры: воспитатели разбиваются на две команды по возрастам детей: воспитатели групп младшего возраста и воспитатели групп старшего возраста. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах разложены различные материалы для выполнения заданий, листы бумаги, карандаши, ручки. Ведущий игры заранее оговаривает правила:
- задания даются по мере выполнения:
- для выполнения каждого задания дается определенное, строго ограниченное время;
- по истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы;
- правильность ответов выносится на суд всех участников игры;
- окончательное решение о правильности ответа принимает жюри (старший воспитатель, заведующая, опытный педагог).
Схема педагогических условий:
- позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, которая дает возможность самостоятельного накопления перцептивного (предупреждающего, предохраняющего) опыта и его математического осмысления. Основная роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми математических отношений, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
- необходима психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения математических знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
Вопросы и задания:
1. Сформулируйте цель развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель РЭМП:- научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
- помочь овладеть различными количественными соотношениями и сформировать на этой основе понятие числа;
-научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
- подготовить детей к школе;
- развить психические функции мышления, внимания, памяти;
- достичь системного восприятия детьми количественных и качественных отношений, геометрических и пространственных образов, символических структур (цифры, записи числа с помощью цифр)
2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД по математике : Вы – учитель или Вы – партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3. Вы являетесь сторонником тишины и строгой дисциплины в НОД по РЭМП? Считаете ли Вы необходимым организовать деловое общение детей друг с другом во время НОД? Почему это общение необходимо?
4. Как Вы относитесь к организации совместной деятельности детей в НОД по РЭМП? Она действительно необходима? Зачем? (Совместная деятельность дает детям необходимые для становления математических понятий возможности сравнения своих действий с действиями других детей, помогает ребенку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу», а также способствует корректировке собственных математических образов путем сравнения с действиями других. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками).
5. Какие методические приемы Вы используете для того, чтобы обеспечить совместную деятельность в НОД по РЭМП:
- задания должны предлагаться нескольким (минимум двум) детям;
- можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают, например, общий лист бумаги;
- задание может даваться в такой форме, которая подчеркивает общность участников.
Приведите конкретные примеры использования перечисленных методических приемов.
6. Какую роль в развитии детей играет фиксация успеха, достигнутого каждым ребенком? (Она создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса).
7. Вам предлагаются диагностические карты знаний, умений и навыков детей «Развитие элементарных математических представлений». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие ЗУН детей своей возрастной группы:
- количество и счет;
- величина;
- геометрические фигуры;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
( Формирование понятия натурального числа происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур, предметами быта (2 стула, игры (3 куклы, питание (2 морковки). Дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеет слово и действие взрослых, которым малыш активно подражает.
Ребенка окружают предметы, различающиеся формой, размерами, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится различать и называть их, пользоваться ими.
Ученые доказали, что сначала малыша надо учить не числу, а сравнению (способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях, а затем уже знакомить со счетной деятельностью, пользуясь числительными.
8. Попробуйте смоделировать, как элементы РЭМП можно ввести в НОД по физкультуре, музыке, в другие НОД познавательного цикла.
9. Попробуйте составить план НОД, у которого есть одна основная образовательная цель. Покажите, как достижение этой цели можно реализовать посредством разнообразной деятельности детей. Попробуйте построить НОД на игровом материале.
Командам предлагаются цели:
- воспитателям младших групп: научить детей считать до 3 (познакомить с числом и цифрой 3);
- познакомить детей с новой геометрической фигурой – квадратом;
- воспитателям старших групп: научить детей делить геометрические фигуры на части (показать взаимную зависимость части и целого, разных частей);
- познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником.
Как обеспечить привязку нового материала к личному опыту детей?
Конкурс
«Активизация умственной деятельности дошкольников
и использование новых методов обучения математике
на занятиях и в повседневной жизни»
1. Составь фигуру.
Участникам команд предлагается набор геометрических фигур разного цвета и размера, из которых они должны составить фигуры людей, животных.
Например
2. Кроссворд
Предлагается назвать известные математические термины.
По горизонтали:
3. Структурная часть арифметической задачи (вопрос)6
5. Мера длины на Руси (сажень)6
7. Арифметическое действие (вычитание)9
По вертикали:
1. Пространственный признак предметов (форма)5
2. Совокупность групп предметов (количество)10
4. Установление взаимосвязи между предметами и отрезками натурального ряда чисел (счет)4
6. Графическое выражение числа (цифра).5
3. Определите цель задания.
1-ой команде:
Предлагается набор, состоящий из цифр от 1 до 10 и 55 кружков. Воспитателям нужно определить, для какой цели при обучении математике можно их использовать.
Ответ: для того, чтобы выучить числовой ряд от 1 до 10 и подготовить к условиям понятия четного и нечетного чисел. Ребенку 4-5 лет предлагается положить цифры друг за другом в правильном порядке и под каждой цифрой соответствующее число кружков.
2-ой команде:
Определите задание
Воспитателям предлагают цветные карточки. На них наклеены цифры из бархатной бумаги от 0 до 9, по которым нужно определить, как может быть использован этот материал.
Ответ: Ребенок ведет средним и указательным пальцем по контуру цифры и называет ее.
4. Аукцион пословиц, поговорок, литературных произведений
Члены команды называют пословицы, поговорки, сказки, литературные произведения, в которых присутствуют цифры. Выигрывает та команда, которая назвала больше произведений.
5. «Ты - мне, я – тебе».
Команды задают друг другу подготовленные заранее вопросы.