Лебская Елена
Педсовет: «Работа ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО.
Участники: педагоги ДОО.
План проведения педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Справка старшей медсестры о состоянии здоровья воспитанников ДОО.
3. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО.
4. «Мозговой штурм».
5. Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета.
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
Выступление заведующего ДОО.
Публикация «Педсовет: „Работа ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Справка старшей медсестры о состоянии здоровья воспитанников ДОО.
3. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО.
Выступление старшего воспитателя ДОО.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (в парк, к реке);
• физкультурные досуги;
• спортивные праздники.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры - как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Непосредственно образовательная деятельность - 3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст- в групповой комнате 8-10 мин. Младший возраст - 15 мин, средний возраст - 20 мин, старший возраст - 25-30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) - в свободное время, можно во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста. Организованная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная организованная деятельность 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия. Организованная деятельность используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОО. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольной организации и утверждается заведующим ДОО.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
• нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
• проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
4. «Мозговой штурм».
Проводит старший воспитатель.
Решение педагогических задач.
1. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (Организовать подвижную игру «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания и т. п.)
2. Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?
- Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
- Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
- Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.
3. Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь - не ешь». Кто прав?
Рефлексивно-ролевая игра.
«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?».
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Администрация», «Специалисты».
Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым.
5. Принятие решений педагогического совета.
ЛИТЕРАТУРА
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е. П. Арнаутова. - М., 2004.
3. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие / Л. В. Гаврючина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Доронова, Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006.
5. Зверева, О. Л. Общение педагогов с родителями в ДОУ : методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Кузнецова, Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников : занятия, игры, упражнения / Л. В. Кузнецова ; под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
8. Латохина, Л. И. Творим здоровье души и тела / Л. И. Латохина. - СПб. : ИК «Комплект», 1997.