Приложение МААМ

Пересказ как средство коррекции произносительной стороны речи дошкольников

Наталья Мельникова
Пересказ как средство коррекции произносительной стороны речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи - одна из серьезнейших проблем дошкольной педагогики.

Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности монологической речи.

Публикация «Пересказ как средство коррекции произносительной стороны речи дошкольников» размещена в разделах

Развитие логопедии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательного воздействия. Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают интерес у дошкольников. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Логопедические сказки можно использовать для системной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. С помощью логопедических сказок можно добиваться развития связной речи, слухового внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса, коррекции произношения. Логопедические сказки являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. В пересказе ребенка присутствуют элементы творчества – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Тексты подбирают, доступные детям по содержанию. Используя для пересказа логопедическую сказку, учитель-логопед намеренно наполняет её речевым материалом с определённым автоматизируемым звуком, что позволяет одновременно с развитием связной речи корректировать её произносительную сторону.

Занятие по обучению пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию произведения, его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа.

Цель ее – уточнение содержания, привлечение внимания к языку, к словам с автоматизируемым звуком, активная подготовка к выразительному пересказу.

5. Повторное чтение.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз, слов.

В процессе беседы используются вопросы к детям, объяснения и указания. Значительное место занимают упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Уместен подсказ слова или фразы. На начальных ступенях обучения рекомендуется совместный пересказ ребенка и взрослого (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Если в произведении есть диалог, то можно провести пересказ по ролям.

Конспект логопедического занятия. Вид занятия: развитие связной речи.

Тема: «Пересказ рассказа «В лесу» с опорой на сигнальные картинки»

(старшая группа)

Задачи:

Коррекционно - образовательные :

- обучать последовательному пересказу текста, используя опорные картинки;

- автоматизировать чёткое произношение звука [Л];

- совершенствовать грамматический строй речи;

- активизировать словарный запас;

Коррекционно - развивающие :

- совершенствовать фонематические представления;

- развивать зрительный и слуховой контроль за ходом пересказа текста;

- развивать умение строить собственные высказывание логически и грамматически верно;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать память, внимание, мышление, навыки самоконтроля;

- развивать общую моторику, пространственные представления;

Коррекционно - воспитательные :

- развивать умение слушать взрослого и друг друга;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Приё мы:

- договаривание ребёнком начатой взрослым фразы

- пересказ по цепочке

- пересказ парами

- пересказ индивидуальный

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Загадка

К нам в гости буква Л пришла,

Себе местечко здесь нашла,

Со звуком «Л» так много слов!

Кто хоть одно найти готов?

2. Предлагаю детям найти в группе по одному предмету со звуком «Л».

3. Каждый ребёнок называет свой предмет, определяет место звука «Л» в слове.

4. Обращаю внимание на белку.

5. У белки - записка с задачкой:

Лесная задачка.

Пять весёленьких бельчат

У дупла в рядок стоят.

Два бельчонка ушли спать

Сколько маму будут ждать?

6. Приглашаю детей на стульчики.

7. Предлагаю послушать рассказ про белочку.

В лесу.

Девочка Алла очень любила гулять в лесу. Однажды на лужайке она увидела лося. Лось пил воду из лужи. Алла хотела погладить его, но лось испугался и ушёл. Алла услышала стук. Это стучал дятел. Он долбил белый ствол берёзы. А на соседней ёлке сидела белка и лукаво поглядывала на Аллу. Алла достала сладкую конфету и показала белке. Белка ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Аллы. Алла погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло. Дома Алла смотрела на ладонь и вспоминала, какие лукавые глаза были у белки.

8. Вопросы к детям:

Ребята, вы заметили, что почти в каждом слове есть один и то же звук? Какой?

Назовите, какие слова с этим звуком вы запомнили.

9. Повторное чтение рассказа.

Послушайте рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить. Мы будем его пересказывать.

Давайте вспомним, о чём же говорилось в рассказе. Только не забывайте правильно произносить звук «Л». Постепенно выставляю картинки.

- кто гулял в лесу? - кого увидела Алла?

- что делал лось? - что захотела сделать Алла?

- что потом услышала Алла? - что делал дятел?

- кто сидел на ёлке? - как смотрела белка на Аллу?

- что значит «лукаво»? - что достала Алла?

- как повела себя белка? - о чём вспоминала Алла дома?

10. Физминутка – дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

11. А теперь давайте вместе попробуем повторить рассказ. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте, а картинки будут вам помогать.

12. Пересказ по цепочке.

13. Пересказ парами.

14. Пересказ индивидуальный.

15. Оценка детей.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

«Тактильные дощечки» — средство развития речемыслительной деятельности. Презентация Если в дошкольном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ как средство коррекции произносительной стороны речи дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 00:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пересказ как средство коррекции произносительной стороны речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мельникова (УИ 195366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД