Светлана Сухарева
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Публикация «Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Базой нравственно - патриотического воспитания является, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Ожидаемые результаты
Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
из раздела родная природа из раздела родная природа: название растений, животных и птиц, разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
из раздела родной город: знание название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края, памятники, героев – земляков, достопримечательности города
из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.
СЕНТЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2 неделя Я люблю свой детский сад и район где я живу. Расширять представление детей о детском саде; о районе, где мы живем. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)
3-4 неделя Малая родина. За что мы любим свой город.
История возникновения герба родного города. Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Экскурсия по родному городу); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.
Фотовыставка «Я в родном городе»
Д/и «Что в родном городе есть»
Рисование «Любимый город»
Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.
ОКТЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2 неделя Знаменитые земляки, памятные места города Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые освобождали город, страну от фашистских захватчиков. О людях- тружениках, которые своим трудом способствовали процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Беседы о знаменитых земляках.
Экскурсии к памятникам героев-освободителей, к Аллеи трудовой славы земляков.
Рассматривание иллюстраций и фотографий по данной теме.
Беседы о подвигах и героических поступках наших героев-земляков.
3-4 неделя Флора и фауна родного края Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе родного края, гражданско-патриотические чувства Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия в краеведческий музей г. Новозыбкова.
НОЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2 неделя Наша страна - Россия Государственные символы России – флаг, гимн Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».
Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березке – символе России.
Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление флага РФ.
Рисование флага РФ.
3-4
неделя Государственный символ России - герб
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»
ДЕКАБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2
неделя Климатические зоны России
Какие народы живут в России
Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах ит. д. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Занятия, знакомство с географической картой России.
Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик».
П/и разных народов РФ Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, изучение их культуры, быта, фольклора. Чтение стихотворений, художественной литературы народностей, населяющих нашу страну
Рисование на тему «Дома бывают разные»
3- 4 недели По Новогодней карте Рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры.
Воспитывать интерес, уважительное отношение к обычаям и традициям нашего народа. Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о новогодних символах. Рассказ о новогодних обычаях.
Сооружение построек из снега.
Акция «Поможем птицам зимой».
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».
ЯНВАРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2
неделя Русский лес – чудесный лес
Что такое заповедник? Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать патриотические чувства.
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека»
Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.
Рисование: «Красная книга России».
3-4
неделя Голубые реки России Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей. Рисование «Река и ее обитатели»
ФЕВРАЛЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2
неделя Города России Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т. д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.
Чтение литературных произведений о городах России. Рисование «Города, где мы живем»
3-4 неделя День защитников Отечества Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Воспитывать патриотические чувства. Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Д/и по выбору воспитателя. Рисование «Наши защитники Отечества»
МАРТ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Моя мама Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики и др. Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Моя мама»
Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»
2-я неделя Масленица Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.
Рисование: «Встреча весны»
Спортивные состязания.
АПРЕЛЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-2
неделя Наши космонавты Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос.
Воспитывать патриотические чувства. Беседа на тему: «Человек в космосе» (рассказы о космонавтах).
Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями).
Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».
3-4я
неделя Главный город нашей страны.
История Московского Кремля. Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля. Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.
Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.
Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.
Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля.
Рисование на тему: «Древняя Москва»
Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль»
МАЙ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя День Победы Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. Мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы.
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ.
Рисование: «День Победы».
2-я,
3-я недели Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ. Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».
Воспитывать ответственность, как гражданина своей страны,
патриотические чувства. Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.
Д/и «Узнай наш герб (флаг)»
4-я неделя Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе. Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.