Ирина Цыкун
Перспективное планирование по экологии в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по экологическому воспитанию (ознакомление с растительным миром)
в младшей группе детского сада
ОСЕНЬ
(сентябрь-октябрь-ноябрь)
Тема Программные задачи Формы работы
Осень наступила Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях.
Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.
Обобщать представления о связях между природными явлениями
Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, ветром, солнцем, листопадом.
Публикация «Перспективное планирование по экологии в младшей группе» размещена в разделах
Д/ игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию».
Экскурсии: по территории детского сада, по близлежащим улицам.
Подвижные игры:»Солнышко и дождик», «Огуречик»,
Беседы: Осень в гости к нам пришла», «В саду и огороде».
Художественное слово: стихи, песенки.
Природа – наш дом Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях,
Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, уходе за растениями
Формировать бережное отношение к природе, доброжелательное и одновременно осторожное отношение к растениям
Продолжать формировать бережное отношение и осторожное отношение к объектам природы.
Создавать условия для наблюдений и опытов Наблюдения: за листопадом,
рассматривание деревьев цветов на клумбах
Д/ игры: «Узнай по описанию», «Найди по семенам», «С какого дерева листок?»
Подвижные игры: «Кот и мыши», Мыши в кладовой», «Солнышко и дождик», «Репонька».
Беседы: «Осень, осень», «Почему деревья качаются?», «Осенние работы в поле».
Художественно-продуктивная деятельность: рисова-ние цветов, солнца, дождя.
Опыты с водой песком, листьями.
Люблю берёзку русскую Дать определение понятий «дерево», «куст»;
упражнять в узнавании деревьев и кустов по листьям;
поддерживать желание наблюдать за деревьями,
формировать умение беречь деревья и кустарники. Рассматривание сюжетных картинок.
Рассматривание опавших после ветра
веток и листьев. Нахождение почек у деревьев и кустарников после опадания листьев.
Тайны грибного царства
Познакомить детей с грибами;
Формировать умение выделять съедобные и несъедобные;
дать знания о полезных свойствах грибов Рассматривание иллюстраций с изображением грибов
Д/ игры: «Узнай по описанию»
Художественно-продуктивная деятельность: рисова-ние и лепка грибов
Знакомство с комнатными растениями Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.
Рассматривание иллюстраций с изображением комнатных растений и растения в уголке природы
Д/ игры: «Узнай по описанию», «Чего не стало?»
Художественное слово: загадки, стихи, рассказы о растениях
Какие разные деревья Познакомить детей с деревьями: берёза, ель, их внешними особенностями – чем отличаются, где растут. Дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой.
Рассматривание иллюстрации, искусственной ели
Д/ игры: «Узнай по описанию»
ЗИМА
(декабрь-январь-февраль)
Тема Программные задачи Формы работы
Полна природа удивленья! Продолжать развивать интерес ко всему живому.
Обогащать представления о связях между временем года и жизнью растений природными явлениями.
Создавать условия для детского экспериментирования, использовать игрушки-самоделки Беседы: «Зима- это хорошо или плохо?», «Ель зимой»
Наблюдения в природе: за снегом, птицами, небом, солнцем, деревьями, за работой дворника.
Д/ игры : «Кто где живёт?», «Времена года», «Не сорока не ворона», «Природа и человек».
Подвижные игры: «Ловишки», «Ловим снежинки», «Два Мороза»,
Опыты: с водой, льдом, снегом.
Чтение художественной литературы.
Экскурсии: по территории ДОУ,
Игры-инсценировки
Дети природы Развивать интерес к явлениям природы во всех её проявлениях.
Создавать условия для овладения элементарными способами ухода за цветами в уголке природы
Развивать интерес к экспериментированию Беседы:, «С кем дружит ель?», «Комнатные растения».
Наблюдения: за снегом, облаками, деревьями.
Д/ игры: «Кого не стало?», «Времена года».
Опыты: с водой, снегом, льдом.
Чтение: В. Бианки «Синичкин календарь», В. Пришвин «Ребята и зверята», загадки о природных явлениях
Жизнь под снегом Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе.
Развивать интерес ко всему живому.
Продолжать формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому
Развивать интерес, наблюдательность, умение радоваться красоте зимней природы Беседы: «Зимние узоры», «В заснеженном лесу», «Кто как зимует?», Наблюдения: узоры на стекле, наст, иней, за следами на снегу, солнцем, небом, ветром.
Д/ игры: «Кто лишний», «Когда это бывает?», «Что сначала что потом?».
Опыты: со льдом воздухом, снегом, водой, иней.
Рассматривание
репродукций о зиме.
Посадка лука в ящики.
Труд на прогулке: Сгребание снега к стволам деревьев.
Художественное слово.
Зелёная аптека Познакомить детей с новыми комнатными лекарственными растениями (каланхоэ, колеус)
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека,
Воспитывать бережное отношение к растениям Рассматривание
Отгадывание загадок
Беседы о лекарственных растениях, о том, как они помогают людям
Посадка лука в ящики.
Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений, вызвать чувство сопереживания, формировать умение видеть взаимосвязь в природе
Приучать бережно относится к цветам как к части природы, источнику красоты, радости людей Чтение: М. Пришвин «Мать-и-мачеха», «Одуванчик»
Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли»
Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»
Рассматривание
Красной книги, беседа
Красота на подоконнике Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, за изменениями в их развитии.
Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.
Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития
Наблюдение:за цветущим растением в группе (во время их цветения)
Дид/ игра: «Найди такой же», «Угадай по описанию»
Царство комнатных растений Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень.
Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями. Наблюдение-опыт «С водой и без воды»
растений
Беседы о комнатных растениях.
Труд: Полив растений совместно с детьми, уборка инвентаря
ВЕСНА
(март-апрель-май)
Тема Программные задачи Формы работы
Весна идёт, весне дорогу Формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.
Продолжать формировать умение, видеть простейшие связи между сезонными изменениями в природе.
Создавать условия для развития познавательных интересов. Наблюдения в природе: за птицами, солнцем, сосульками, сезонными изменениями, ветром.
Д/ игры: Летает не летает"
Кто где живёт?», «К дереву беги».
П/ игры: «Ловишки», «Заинька», Воробышки и автомобиль».
Опыты и эксперименты:
С водой, льдом, снегом.
Труд в огороде Обогащать представления детей о связях между природными явлениями.
Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, её охране и уходу за растениями
Создавать условия для детского экспериментирования с объектами неживой природы. Беседы: «Весенний денёк», «Что происходит в жизни растений с приходом весны», «Работа в поле и саду»
Наблюдения в природе: за солнцем, ручьями, небом, насекомыми, деревьями, первоцветом.
Д/ игры :»Времена года», «Кого не стало?»
П/ игры: Слушаем-делаем», «Кот и мыши», «Зайцы и волк»
Волшебница-весна Продолжать развивать интерес к живой и неживой природе.
Продолжать формировать бережное, доброжелательное и осторожное отношение к природе и её обитателям.
Продолжать проводить экскурсии и целевые наблюдения с фиксацией изменений происходящих в природе Беседы : «Всё цветёт и зеленеет»
Д/ игры: «К дереву беги», «Найди цветок по описанию»
Дневник наблюдений.
Дети природы Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми;
Обогащать словарь (подснежник, ландыш, нарцисс, тюльпан, заморозки, первоцветы, нектар);
Воспитывать умение любоваться природными явлениями, беречь флору
Проектная деятельность: «Цветы», «Бал цветов».
Опыты: с солнечными лучами, песком, водой,
Наблюдения: за цветущими растениями на участке детского сада
Труд: сбор цветущих растений для гербария
Поможем любимому цветку Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет.
Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный.
Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше», «меньше». Труд: поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке комнатных растений
Рассматривание: схемы пересадки цветов
Дид/ игра: «Цветовод»
Раститель-ный мир участка детского сада Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга).
Формировать понятие, что растение живое: оно растет.
Продолжать формировать бережное, доброжелательное и осторожное отношение к природе Наблюдения: за цветущими кустарниками на участке детского сада
Д/ игры: «К дереву беги», «Найди цветок по описанию»